Дипломная работа: Понятие комического в пьесе Островского
И все же и в этих пьесах
Островского легендарный или сказочный сюжет "прорастал" современной
проблематикой. В "Не в свои сани не садись" коллизия возникает
вследствие вторжения извне в патриархальную среду, которая мыслится как не
знающая существенных внутренних противоречий, дворянина - "охотника" за
купеческими невестами с богатым приданым. В "Бедность не порок" драматург
уже рисует купеческую среду как мир, не свободный от серьезных внутренних
конфликтов. Тургенев, указывая на недостатки комедии, однако, находил, что
"общий колорит ее верен", а второй акт "прекрасен с начала до конца".
"Островский начал необыкновенно, - писал Тургенев, - и читатель ждет от него
необыкновенного. Со всем тем, мы от всей души приветствуем комедию г-на
Островского".
Н.Г. Чернышевский считал, что в сравнении
с пьесой "Свои люди - сочтемся" идея "Бедной невесты", не
имея достоинства новизны, принадлежит "слишком тесному кругу частной жизни",
но комедия в целом, по его мнению, "очень хороша".
Наиболее полную характеристику
пьесы дал в 1859 году Добролюбов. Охарактеризовав безысходное положение "бедной
невесты", Марьи Андреевны, Добролюбов спрашивал: "А из-за чего же терпит
несчастная все эти оскорбления? Что ее держит в этом омуте?" И отвечал:
"Ясно что: она бедная невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как
ждать или искать выгодного жениха. Замужество - это ее должность, работа,
карьера, назначение жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник - места, нищий - подаяния,
так девушка должна искать жениха... Над этим смеются современные либералы; но
интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать девушка, не
вышедшая замуж?"
В "Бедной невесте" Добролюбов
находил "категорический ответ" на злободневный вопрос современной
Островскому действительности - "почему у нас женщина в семье находится в
таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой".
В пьесе "Бедность не порок"
ощутима тенденция идеализации старых традиций семьи и быта. Однако изображение
патриархальных отношений в этой комедии сложно и неоднозначно. Старое в ней
трактуется и как проявление вечных, непреходящих форм жизни в современности, и
как воплощение силы косной инертности, "стреноживающей" человека. Новое
- как выражение закономерного процесса развития, без которого немыслима жизнь,
и как комическое "подражание моде", поверхностное усвоение внешних
сторон культуры чужой социальной среды, чужих обычаев. Все эти разнородные
проявления стабильности и подвижности жизни сосуществуют, борются и
взаимодействуют в пьесе. Динамика их соотношений составляет основу
драматического движения в ней. Его фоном является старинное обрядовое
праздничное гулянье, своего рода фольклорное действо, которое разыгрывается на
святках целым народом, условно отбрасывающим "обязательные" в
современном обществе отношения, для того чтобы принять участие в традиционной
игре. Посещение богатого дома толпой ряженых, в которой нельзя отличить знакомого
от чужого, бедного от знатного и власть имущего, - один из "актов" старинной
самодеятельной игры-комедии, в основе которой лежат народные
идеально-утопические представления.
Дидактическая тенденция
сочетается в пьесе с изображением исторического движения нравственных понятий,
с восприятием духовной жизни народа как вечно живого, творческого явления. Этот
историзм подхода Островского к этической природе человека и к вытекающим из нее
задачам просвещающего, активно воздействующего на зрителя искусства драмы делал
его сторонником и защитником молодых сил общества, чутким наблюдателем вновь
нарождающихся потребностей и стремлений. В конечном счете историзм
мировоззрения писателя предопределил его расхождение со славянофильски
настроенными друзьями, делавшими ставку на сохранение и возрождение исконных
устоев народных нравов, и облегчил его сближение с "Современником".
Первая небольшая комедия, в
которой сказался этот перелом в творчестве Островского, - "В чужом пиру
похмелье" (1856). Основой драматического конфликта в этой комедии
становится противостояние двух общественных сил, соответствующих двум
тенденциям развития общества: просвещения, представленного реальными его
носителями - тружениками, бедными интеллигентами, и развития чисто
экономико-социального, лишенного, однако, культурного и духовного,
нравственного содержания, носителями которого являются богачи-самодуры. Тема
враждебного противостояния буржуазных нравов и идеалов просвещения, намеченная
в комедии "Бедность не порок" как моралистическая, в пьесе "В
чужом пиру похмелье" приобрела социально обличительное, патетическое
звучание. Именно такая трактовка этой темы проходит затем через многие пьесы
Островского, но нигде она в такой мере не определяет собою самую
драматургическую структуру, как в небольшой, но "переломной" комедии
"В чужом пиру похмелье". Впоследствии это "противостояние" выразится
в "Грозе" в монологе Кулигина о жестоких нравах города Калинова, в
споре его с Диким об общественном благе, достоинстве человека и громоотводе, в
заключающих драму словах этого героя, призывающих к милосердию. Гордое сознание
своего места в этой борьбе скажется в речах русского актера Несчастливцева,
разящего бесчеловечность барско-купеческого общества ("Лес", 1871),
получит развитие и обоснование в рассуждениях молодого, честного и толкового
бухгалтера Платона Зыбкина ("Правда - хорошо, а счастье - лучше", 1876),
в монологе студента-просветителя Мелузова ("Таланты и поклонники", 1882).
В этой последней из перечисленных пьес главной темой станет одна из поставленных
в комедии "В чужом пиру..." (а до того - лишь в ранних очерках
Островского) проблем - мысль о порабощении культуры капиталом, о претензиях
темного царства на меценатство, претензиях, за которыми стоит стремление грубой
силы самодуров диктовать свои требования мыслящим и творческим людям,
добиваться их полного подчинения власти хозяев общества.
Вспомним, что эпоха выступления
Островского в литературе - это период усилившегося помещичьего оскудения. Не
следует, думать что русская буржуазия вытесняла дворянство в процессе
развернутой политической борьбы с этим классом. Ни в условиях той поры ни
позднее она не сумела стать его историческим антагонистом, довольствуясь той
частью привилегий, которые уступал ей господствующий класс. Но поддерживая не
за страх, а за совесть феодально-крепостническую систему, буржуазия тем не
менее относилась к дворянству с очевидной неприязнью. Не выступая против режима
в целом, ее идеологи изображали представителей этого господствующего класса с
явным недоброжелательством; для того чтобы убедиться в этом, достаточно
вспомнить хотя бы "нравственно-сатирические" романы Булгарина (см) или
антидворянские при всей своей благонамеренной консервативности басни Крылова (см).
В этой борьбе Островский с
самого начала занимал определенную позицию, всем своим творчеством выражая
отрицательное отношение к дворянству. Дворянин постоянно наделяется Островским
отрицательными чертами. В молодости - это беззаботный хлыщ, приударяющий за
купеческими дочками, искатель приключений, а главное - богатого приданого,
которое позволило бы ему зажить припеваючи.
Этот характерный образ
дворянина, искателя богатой невесты, проходит через множество комедий О.: таковы
Вихорев ("Не в свои сани не садись"), Баклушин в комедии "Не
было ни гроша, да вдруг алтын", Дульчин в пьесе "Последняя жертва",
Аполлон Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Поль Прежнев в комедии "Не
сошлись характерами", имение к-рого промотано его матерью с гувернерами
французами и к-рому грозит перспектива "быть выгнанным со службы",
"стать праздношатающимся, картежным игроком, а может быть и хуже".
Но Островский не довольствуется
этой издевкой над дворянскими сынками, неспособными к честному
производительному труду, а направляет стрелы своей сатиры в гораздо более
существенные стороны крепостнической системы. Мы имеем здесь в виду его "сцены
из деревенской жизни" - "Воспитанница", "недостаточно
оцененные критикой. Написанная за два года до отмены крепостного права, "Воспитанница"
представляет собой описание безудержного произвола богатой помещицы Уланбековой,
которое по своей силе смело выдерживает сравнение с лучшими образцами русской
литературы той поры. Цензура правильно почувствовала в характеристиках
развратной и своевольной помещицы, в описании рабской атмосферы ее усадьбы, в
беспросветной судьбе "воспитанницы" резкий выпад против
государственного уклада; пьеса Островского была запрещена для театра и
появилась только в 1863.
В комедиях, написанных в
последний период своей творческой деятельности, Островский посвящает дворянству
особенно много внимания, что, несомненно, стоит в прямой связи с исключительно
широко развернувшимся в 70-80-х гг. процессом распада дворянского
благосостояния. На этот раз он имеет дело преимущественно со старшим поколением
этого класса - со светскими людьми, беззаботно прожигающими жизнь, вроде
Телятева ("Бешеные деньги"), со сладострастными старичками вроде
Дулебова ("Таланты и поклонники"), с чиновными дворянами, которые так
любят свои семьи, что не знают различия между своими и казенными деньгами (муж
Чебоксаровой в "Бешеных деньгах"). То тут, то там промелькнет в
комедиях Островского образ промотавшегося барина, вроде играющего роль
приживала у богатого подрядчика Хлынова "барина с длинными усами"
("Горячее сердце").
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |