Дипломная работа: Понятие комического в пьесе Островского
Дипломная работа: Понятие комического в пьесе Островского
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие комического в литературе XIX века
1.1 Комическое как литературная и эстетическая категория
1.2 Комическое в русской литературе -
основы и развитие
Выводы
Глава 2. Понятие комического в пьесе А.Н. Островского
"Не в свои сани не садись"
2.1 Комизм и мораль в пьесах А.Н. Островского
2.2 Комические персонажи в пьесе "Не в свои сани не садись"
2.3 Комический фон как контраст для трагически окрашенных
ситуаций в пьесе
Выводы
Заключение
Библиография
Данная работа посвящена исследованию
понятия комического в пьесе А.Н. Островского "Не в свои сани не садись".
Актуальность данного
исследования заключается в том, что в настоящей работе будут рассмотрено понятие
комического как литературная и эстетическая категория; комизм как мораль в
пьесах А.Н. Островского.
Основной целью данной работы
является раскрытие понятия комического в пьесе А.Н. Островского "Не в свои
сани не садись".
Достижение поставленной цели
требует решения следующих частных задач:
раскрыть понятие комического как
литературную категорию
рассмотреть персонажей пьесы,
выделяя в них черты комического;
Основная цель и задачи работы
определили структуру данного исследования. Работа состоит из введения, двух
глав и заключения.
В качестве материала исследования
использовались произведение А.Н. Островского "Не в свои сани не садись",
критические статьи.
Во введении определяется общее
направление работы, формулируются основная цель и задачи исследования,
устанавливается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе понятие
комического рассматривается в литературе XIX века и раскрывается как литературная и эстетическая
категория. Центральной проблемой второй главы понятие комического в пьесе А.Н. Островского
"Не в свои сани не садись".
В заключении подводятся итоги
исследования, формулируются основные выводы.
Над комедией "Не в свои сани
не садись", которая первоначально называлась "От добра добра не ищут",
Островский работал в 1852 году.6 октября этого года М.П. Погодин отметил в
своем дневнике, что "прослушал" ее (в чтении самого драматурга), а 19
ноября Островский уведомлял Погодина, что "новая пиэса" уже
отправлена в театральную цензуру (письмо к М.П. Погодину от 19 ноября 1852 г.,
Сб. Библиотеки им.В.И. Ленина, 1939, IV, стр.16).
Раскрывая идейный замысел пьесы
"Не в свои сани не садись", Добролюбов писал: "Смысл его тот,
что самодурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, в какую бы кроткую
опеку ни переходило, все-таки ведет, по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся
его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной
деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над
ним самодурства, может нехотя, бессознательно, совершить какое угодно
преступление и погибнуть - просто по глупости и недостатку самобытности" (Н.
А. Добролюбов, "Темное
царство"). Вместе с тем критик-демократ указывал на славянофильские тенденции
пьесы, отразившиеся, в частности, на идеализированном образе патриархального
купца Русакова.
Комедия "Не в свои сани не
садись" была поставлена впервые на сцене Московского Малого театра 14
января 1853 года. Роли исполняли: Русакова - П.М. Садовский, Авдотьи Максимовны
- Никулина-Косицкая, Арины Федотовны - Акимова, Маломальского - Степанов, Анны
Антоновны - Сабурова 1-я, Бородкина - С.В. Васильев, Вихорева - Шуйский,
Баранчевского - Колосов, Степана - Кремнев, Полового - Черневский. "Моя
пьесы, - писал А.Н. Островский, - долго не появлялись на сцене. В бенефис Л.П. Косицкой
14 января 1853 года я испытал первые авторские тревоги и первый успех. Шла моя
комедия "Не в свои сани не садись": она первая из всех моих пьес удостоилась
попасть на театральные подмостки..." Успех постановки пьесы в Малом театре
был исключительным.
Не меньшим успехом пользовалась она
и в Петербурге. Пьеса была поставлена 19 февраля 1853 года на Александрийской сцене.
Роли исполняли: Русакова - Григорьев 2-й, Авдотьи Максимовны - Читау, Арины Федотовны
- Орлова, Маломальского - Мартынов 1-й, Анны Антоновны - Громова, Бородкина - Бурдин,
Вихорева - Марковецкий, Баранчевского - Каратыгин 2-й, Степана - Фалеев,
Полового - Рассказов.
Постановка этой комедии помогла раскрыть
свое дарование многим тогдашним превосходным артистам Москвы и Петербурга. Так,
"колоссальный Талант П.М. Садовского после исполнения им купца Русакова в
"Не в свои сани не садись" Островского, - как свидетельствовал И.Ф. Горбунов,
- вырос во всю меру... Л.П. Никулину-Косицкую, артистку Малого театра, Островский
называл своей ученицей, исполненную же ею под его непосредственным руководством
роль Авдотьи Максимовны по праву считал наполовину своим созданием".
Пьеса "Не в свои сани не
садись" отражает основные принципы творчества А.Н. Островского, прежде
всего своей реалистичностью и драматичностью. Её одновременно можно считать
комедийным, нравственно-поучительным и драматическим произведением, которое в
полной мере отражает авторские взгляды, и требования драматического искусства
своего времени. Каждая пьеса Александра Николаевича Островского представляет
отдельный объект для изучения и по-своему интересна в контексте культуры того
времени. Предметом нашего исследования стала пьеса "Не в свои сани не
садись", первоначальное название которой было "От добра добра не ищут".
Широкое знакомство русского
народа с творчеством А.Н. Островского началось именно с этой пьесы. Она точно
отражала настроения и взгляды середины того времени, показывая характерные для
середины XIX века образы купеческой среды и дворянства.
Эти персонажи можно смело назвать типическими, так как они соответствуют
наиболее часто встречающимся типам характеров. Зажиточный купец, его
единственная дочь, воспитанная в строгих традициях и красавец кавалерист - вот
три главных персонажа, на которых строится пьеса. Конфликт, возникший между
ними, отражает конфликтность взаимоотношений двух главных на тот момент слоев
общества, их непонимание и непохожесть. Дворянское и купеческое сословие
издревле считались на Руси, если не противоположными, то как минимум очень
разными, поэтому отношения представителей этих сословий всегда находись в
определенных рамках. В пьесе, наравне с конфликтом двух слоев общества,
существует конфликт человеческих отношений, отношений дочери и отца, отношений
мужчины и женщины.
"Не в свои сани не садись"
- первое произведение Островского, пробившееся на сцену. Новизна комедии была
очевидна. Ее естественность и простота, умение автора понять и раскрыть душу
непросвещенного человека, драматизм положений и комедийность ситуаций - это
обеспечило Островскому успех, сделав его, наконец, театральным писателем.
Островский в москвитянинских
пьесах взглянул на изображаемый мир изнутри, из глубины народной жизни. Все,
что разрушает его, вызывает у драматурга отрицательную оценку. Он понял и
принял народные эстетические и этические представления, потому столь органично
в этих комедиях современные бытовые коллизии соединились с народно-поэтической
стихией. Комическое постоянно привлекало внимание исследователей, начиная еще с
древности. К осмыслению этой эстетической категории обращались такие известные
мыслители, как Аристотель, Платон, Спиноза, Кант, Гегель, Шеллинг, Жан-Поль,
Белинский, Чернышевский, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Бергсон и т.д.
Одним из первых свое определение
комическому дал Аристотель, понимавший его как "некоторую ошибку и
уродство, но безболезненное и безвредное". Предложенная концепция
пояснялась древнегреческим ученым примером, который соотносил комическое со
"смешной маской", "безобразной и искаженной, но без боли". По
мнению литературоведов, комическое проявляется и в использовании различных
оттенков смеха: от веселого, озорного, дружелюбного до бичующего,
изобличающего, отрицающего. С развитием историко-литературного процесса
усиливается и дифференциация юмора и сатиры. Такое разделение зафиксировано
исследователями уже у древнегреческих поэтов (Архилох, Гиппонакт), с которых и
начинается история сатиры.
Комическое принадлежит к числу
основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в
системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную
трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства
Жан-Поль определил комическое как "оборотную сторону возвышенного". Но
многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и
все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются
различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое
во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического
входили как составные части в произведения художественного творчества от самых
примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы
Гомера.
Теоретическое осмысление
категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона
содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и
иронии. В "Филебе" Платон определяет комическое как душевное
состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона "Пир"
Сократ проводит идею связи трагического и комического. В "Поэтике" Аристотеля
раздел который должен был быть посвящен комедии либо не был написан, либо не
сохранился. Остались только отдельные замечания позволяющие реконструировать
представления Аристотеля о комическом и его формах. Аристотель говорит о
комедии как "насмешливых песнях, которые изображают действия людей
негодных". Аристотель первым отчетливо связал комическое с категорией
смешного, когда написал, что Гомер первым показал основную форму комедии придав
драматическую форму не насмешке, но смешному". Некоторые последователи
Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим,
причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех. В
Средние века комическое было изгнано из официального искусства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |