Дипломная работа: Понятие комического в пьесе Островского
Персонажи различных произведений
Островского психологически сопоставимы между собой.
Островский наименее субъективный
из русских писателей. Его персонажи ни в коей мере не являются эманацией автора.
Это подлинные отражения "других".
Характеры у Островского взяты в
социальном аспекте. Это не мужчины и женщины вообще, это московские купцы и
приказчики, которых нельзя оторвать от их социальной обстановки.
Комическое в персонажах пьесы
"Не в свои сани не садись" перемешивается с трагическим оттенком
Наиболее комичны в пьесе второстепенные персонажи: тетушка Арина Федотовна,
Селиверст Потапыч Маломальский и его жена Анна Антоновна. Примечательно, что
именно самые комичные, вызывающие смех персонажи у Островского в "Не свои
сани не садись" - это стремящиеся к "культуре", презирающие
патриархальный склад жизни люди
Комическое порождает социально
значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,
отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий
другие. Комизм непременно требует разделения оттенков смеха, проявлений гаммы
смеха в различных тональностях.
В русской литературе XIX века основной принцип комизма -
это карикатура. Определенный характер в карикатуре необычайно преувеличен и
представляет собой как бы характерное, доведенное до излишества.
Несомненным достижением
драматурга стал язык пьесы. Каждый персонаж совершенно особая речевая стихия. Язык
в комедии стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к
народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной
социально-психологической среды середины XIX века.
Островский не психолог, и его
персонажи - не толстовские, в чей внутренний мир нас вводит могучая сила
авторской интуиции, - они просто люди, какими их видят другие люди. Но этот
поверхностный реализм - не наружный, живописный реализм Гоголя и Гончарова, это
подлинно драматический реализм, потому что он представляет людей в их
отношениях с другими людьми, что является простейшим и стариннейшим способом
характеристики, принятым как в повествовании, так и в драме - через речь и
действия.
Реализм Островского, несмотря на
явное влияние Гоголя, по сути своей ему противоположен. Он чужд выразительности
ради выразительности; он не впадает ни в карикатуру, ни в фарс; он основан на
основательном, глубоком, из первых рук, знании описываемой жизни. Диалог
стремится к жизненной правде, а не к словесному богатству. Умение использовать
реалистическую речь ненавязчиво, не впадая в гротеск, - существенная черта
искусства русских реалистов, но у Островского оно достигло совершенства.
Комическое в персонажах пьесы
"Не в свои сани не садись" перемешивается с трагическим оттенком. Наиболее
комичны в пьесе второстепенные персонажи: тетушка Арина Федотовна, Селиверст
Потапыч Маломальский и его жена Анна Антоновна.
Островский четко делит
персонажей на людей мира "просвещенности" и людей мира
патриархальности, проводя линию не только в их характерах и привычках, но и в
их отношениях друг у другу. Русаков, Бородкин, Маломальский принадлежат к миру
патриархальности, рисуемым Островским с любовью и с добрым комизмом, словно
мягким смехом, юмором. Каждый из этих персонажей имеет свое сатирическое
противопоставление в мире "просвещенности" - Арина Федотовна,
Вихорев, Анна Антоновна. Их Островский не щадит, обливая обличительной сатирой
и злой насмешкой.
Комизм персонажей подчас проявляется
не только в их личных характеристиках, но и в их контрастировании между собой
при сталкивании. И, как правило, для наибольшего контраста Островский
сталкивает персонаж из мира "просвещенности" и персонаж из мира
патриархальности.
Островский будто намеренно
зачастую снижает драматизм сцен расставания, душевного напряжения вводом речи
особо комических персонажей, таких как Арина Федотовна, Степан.
Научная литература:
1.
Ю. Борев. О комическом. с. 196-232.
2.
Ю. Борев Эстетика. М., 1988 г
3.
В.В. Виноградов. О теории художественной речи. - М., изд-во Высшая
школа, 1971, с.105
4.
Б. Дземидок. О комическом. - М., Прогресс, 1974, с.7.1
5.
Емельянов Б. Островский
и Добролюбов. - В кн.: А.Н. Островский.
6.
Л. Ершов. Сатира и современность. - М., Современник, 1978, с.267.
7.
Л. Лотман “А.Н. Островский и русская драматургия его времени”
8.
Ш. Монтескье Избранные произведения. М., 1955
9.
Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества - М.: Энциклопедия сел и
деревень, 1999. - 220 с.
10.
В.В. Основин “Русская драматургия второй половины 19 века"
11.
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре
12.
Д.П. Святополк-Мирский. Островский
13.
И.С. Тургенев, Несколько слов о новой комедии г-на Островского "Бедная
невеста", "Современник", 1852, IV). В 1879 году
14.
Холодов Е. О
принципах организации действия в драматургии Островского см.: Мастерство
Островского. М., 1963, с.243-316.
15.
А.Л. Штейн. Об идеале в искусстве А.Н. Островского (Известия АН СССР. Отделение
литературы и языка. - Т. XXXII. Вып.2. - М., 1973. - С.111-120
Источники анализируемого материала:
16.
А.Н. Островский. Собрание сочинений в 12 томах. Т.4. Классики и
Современники, М.: 1973 г.
17.
Электронные источники
18.
www.ostrovskiy.org.ru
19.
ru. wikipedia.org/wiki/Островский_А.
20.
feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8
21.
az. lib.ru/o/ostrowskij_a_n
22.
www.foxdesign.ru/aphorism/biography/ostrovsky_an.
|