Дипломная работа: Понятие комического в пьесе Островского
В соответствии с рекомендациями
Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу жизни мало изученную,
до него не изображавшуюся в литературе, и ей посвящает свое перо. Он сам
провозглашает себя "открывателем" и исследователем Замоскворечья. Декларация
писателя о быте, с которым он намерен познакомить читателя, напоминает
юмористическое "Вступление" к одному из некрасовских альманахов
"Первое апреля" (1846), написанное Д.В. Григоровичем и Ф.И. Достоевским.
Островский сообщает, что рукопись, которая "проливает свет на страну,
никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников
не описанную", обнаружена им 1 апреля 1847 г. (13, 14). Самый тон
обращения к читателям, предпосылаемого "Запискам Замоскворецкого жителя"
(1847), свидетельствует об ориентации автора на стиль юмористического
бытописания последователей Гоголя.
Сообщая о том, что предметом его
изображения будет определенная "часть" быта, отграниченная от
остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной
замкнутостью своего уклада, писатель задумывается над тем, какое место занимает
эта обособленная сфера в целостной жизни России.
Обычаи Замоскворечья Островский
соотносит с нравами остальной Москвы, противопоставляя, но еще чаще сближая их.
Таким образом, картины Замоскворечья, данные в очерках Островского, вставали в
ряд с обобщенными характеристиками Москвы, противопоставленной Петербургу как
город традиций городу, воплощающему исторический прогресс, в статьях Гоголя
"Петербургские записки 1836 года" и Белинского "Петербург и
Москва".
Купечество очень соответствовало
характеру таланта Островского, тяготевшего к показу комедийных сторон жизни,
созданию ярких и выразительных типов. В комедии "Свои люди - сочтемся"
драматург пошел по пути укрупнения характеров, придав им колоритность и
законченность, учитывая, что дистанция, существующая между сценой и зрительным
залом, требует меткого, громкого слова, четкого и точного жеста. В отличие от
своего предшественника Гоголя Островский строит пьесу по иному принципу. Он
отказывается от стремительной завязки (как это было в "Ревизоре". Экспозиция
в "Своих людях…"нарочито замедленна, действие развивается
неторопливо, строится поначалу как бы на случайных, внешне незначительных
событиях (мечты Липочки о кавалере, сцена с матерью, приход свахи). Но за всем
этим стоят более глубокие конфликты: семейно-бытовые отношения, разница в
культурном уровне. Женихи, наряды, украшения - это не просто темы для
разговоров, это способ точной характеристики персонажей. Таким образом
Островский сначала воссоздает среду и крупным планом изображает действующих лиц.
Персонажи этой пьесы лишены способности к самоанализу, душевные коллизии им
неведомы, их действия направлены к достижению вполне конкретных, четко
обозначенных корыстных целей, на чем и сосредоточена вся их жизнь.
Комическое в этой пьесе основано
на неожиданных поворотах, тонких сплетениях, на виртуозно разработанной интриге.
Некоторая утрированность, движение в сторону гротеска не помешало жизненной
достоверности произведения, ибо Островский выделил крупным планом черты,
определяющие нравственно-психологический уровень каждого персонажа. Обобщая,
живописуя самое главное в людях, автор использует говорящие имена, усиливая тем
самым комический эффект.
Уже в первых порах Островский
делает главным компонентом произведения диалог. Диалоги в "Своих людях…"
- это мастерски разработанные, законченные, сюжетно организованные миниатюры,
точно передающие склад ума и психологию говорящего. Реплики перекликаются,
пересекаются, цепляются одна за другую - такое соединение слов и целых фраз
вызывает ощущение постоянного движения. "Ведь нельзя же тебе вдруг жениха
найти; скоро-то только кошки мышей ловят", - успокаивает дочь Аграфена
Кондратьевна, на что мгновенно реагирует Липочка: "Что мне до ваших кошек!
Мне мужа надобно!". В этой комедии диалоги почти не прерываются
психологическими паузами. Ремарки в основном указывают на конкретное действие,
физическое состояние (входит, садится, плачет, уходит и др.).
Несомненным достижением
драматурга стал язык пьесы. Каждый персонаж совершенно особая речевая стихия. Так,
колоритна речь Липочки, которая видит недостаток образованности у своих
родителей и старается подражать более грамотным людям, что выглядит комично. Она
соединяет просторечные слова с непонятными ей иноязычными, неверно ею
употребляемыми: "Так и рябит меланхолия в глазах"; "Что ж он там
спустя рукава сантиментальничает?". Ярка и цветиста речь свахи Устиньи
Наумовны, как и подобает ее профессии. Она сыплет словечками яхонтовый,
бриллиантовые, серебряные. Грубый и бесцеремонный Большов не привык
выбирать выражения. Он открывает в драматургии Островского тип купца-самодура,
уверенного в своей силе и власти над домашними и материально от него зависимыми.
Приторно-лицемерная речь безграмотного подхалима Подхалюзина, всячески
угождавшего Большову до женитьбы на его дочери, в конце пьесы становится
самоуверенной и наглой.
Язык в комедии стал
свидетельством ярчайшего дарования Островского, чуткого к народной речи и
воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической
среды середины XIX века.
Человек в первых же произведениях
драматурга предстал окруженным предметным миром, конкретными реалиями, взятыми
из русского быта. Видно, что автор стремится передать дух времени, в своих
героях отразив представления о жизненных ценностях. В таком контексте жизнь
отдельного персонажа принимает комедийные формы, а люди являются воплощением
эгоизма и черствости, мелкого обывательства и нескрываемого стяжательства. Однако
в густоте изображаемого мира чувствуется не злобный смех, не сардоническая
горечь, а видится улыбка автора, понимающего несовершенство человека и самой
жизни.
В раннем Островском пересеклись
две ведущие линии "натуральной школы - сатирическая и социально-психологическая.
Центром их пересечения стала комедия "Свои люди - сочтемся", с
которой начинаются признание и литературная слава Островского.
Лучшую из социально-бытовых
комедий Островского не без оснований связывали с гоголевской традицией: это
"крупный комизм" (по выражению самого драматурга); ощущаемый как
достоверный, отражающий житейскую фабулу сюжет; отсутствие положительного героя;
"смех сквозь слезы", позволивший В.Ф. Одоевскому присвоить пьесе
наименование "трагедии". В этой пьесе впервые в полной мере
раскрылось языковое богатство народной речи, определившее неповторимый облик
каждого, даже "незначительного" ее персонажа, создавшее непрерывное
драматическое речевое движение. Комедия доказала обоснованность заключения
Островского о том, что "…нет почти ни одного явления в народной жизни,
которое бы не было охвачено народным сознанием и очерчено бойким, живым словом;
сословия, местности, народные типы - все это ярко обозначено в языке и
запечатлено навеки".
Пьесы Островского 1853-1854 гг. еще
более откровенно, чем его первые произведения, были ориентированы на
демократического зрителя. Их содержание сохраняло серьезность, развитие
проблематики в творчестве драматурга было органично, но театральность, народная
площадная праздничность таких пьес, как "Бедность не порок" и "Не
так живи, как хочется" (1854), противостояла будничной скромности и
реальности "Банкрота" и "Бедной невесты". Островский как бы
"возвращал" драму на площадь, превращая ее в "увеселение
народное". Драматическое действо, разыгрывавшееся на сцене в новых его
пьесах, сближалось с жизнью зрителя иначе, чем в первых его произведениях,
рисовавших суровые картины ежедневной жизни. Праздничная пышность театрального
представления как бы продолжала народное святочное или масленичное гулянье с
его вековыми обычаями и традициями. И это буйство веселья драматург делает
средством постановки больших социальных и этических вопросов.
Национальным колоритом и
изображением важнейших качеств традиционного семейно-бытового уклада, имеющих
особое значение для нравственности и жизнестойкости народа, выделяются в особую
группу написанные одна за другой в 1853-1855 гг. пьесы "Не в свои сани не
садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочется",
ориентированные на демократического зрителя, на эстетику народного зрелищного
представления.
Островский убежден в том, что
театр - самый понятный даже неискушенному человеку вид искусства. Поэтому
драматург постоянно искал новые формы, такие средства, которые бы привлекали к
его творениям демократическую часть публики. Он строит свои произведения
преимущественно на бытовом материале; быт у драматурга является одновременно и
источником конфликтов, и сферой отражения национального жизненного уклада и
мироощущения. Отношения к быту у Островского было чрезвычайно серьезное. В нем
он видит средоточие жизненных коллизий и возможность быть понятным
демократическому зрителю.
Островский хотел основать
жизнеутверждающую комедию на фольклорных мотивах и народно-игровых традициях. Слияние
народнопоэтического, балладного и социального сюжетов можно отметить уже в
комедии "Не в свои сани не садись". Сюжет об исчезновении, "пропаже"
девушки, чаще всего купеческой дочери, похищении ее жестоким соблазнителем был
заимствован из фольклора и популярен у романтиков. В России его разрабатывали
Жуковский ("Людмила", "Светлана"), Пушкин ("Жених",
сон Татьяны в "Евгении Онегине", "Станционный смотритель").
Ситуацию "похищения" простой девушки человеком другой социальной
среды - дворянином - остро в социальном плане трактовали писатели "натуральной
школы". Островский учитывал эту традицию. Но фольклорно-легендарный
балладный аспект был для него не менее важен, чем социальный. В последующих
пьесах первого пятилетия 50-х годов значение этого элемента нарастает. В "Бедность
не порок" и "Не так живи, как хочется" действие развертывается
во время календарных праздников, сопровождающихся многочисленными обрядами, происхождение
которых восходит к древним, языческим верованиям, а содержание питается мифами,
легендами, сказками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |