рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта  
Дипломная работа: Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта

Строфическое членение очень четкое, это создает музыкальный настрой.

В последней строфе показывается медленное угасание героя, переданное с помощью глаголов: длительность действия изображена через несовершенный вид глагола «он таял, гаснул», завершается глаголом совершенного вида – «и  угас». Долгое томление по неведомому в итоге приносит душе героя то, чего он желал. Происходит таинство единение душ: «И мнилось,/ Что вдруг пред ним в последний час/ Явилось /Все то, чего душа ждала,/ И жизнь в улыбке отошла».

Ситуация «Узника» повторяет ситуацию «Эоловой арфы»: возлюбленные разлучены при жизни и находят счастье только после смерти, в ином мире. Отличие «Узника» лишь в том, что здесь «декорации» условны, события не определены во времени и пространстве, тогда как в «Эоловой арфе» дается описание обстоятельств, преграда между героями четко обозначена. В финале эти две баллады значительно сближаются по основной идее – единение двух любящих душ там, где уже нет никаких помех быть вместе.

Главное в балладе не напряженность действия, а изображение грусти, стремления к неизвестному.

* * *

Во всех оригинальных балладах наблюдаются элегические мотивы и ярко выраженное лирическое начало. Мотивы грусти, неизбежности предпосланной судьбы, стремления к неизвестному, запредельному объединяют эти баллады. Сюжетная линия слабо разработана или остается за пределами повествования, на первый план выходит переживание героя, изображение его внутреннего состояния, во многом созвучное состоянию самого автора. Душевное состояние героя передается через описание окружающей его природы, иногда пейзаж контрастирует с внутренним миром героя, тем самым оттеняя все движения его души. Пейзажные зарисовки занимают большую часть в оригинальных балладах Жуковского. Диалоги также являют читателю состояние героя, здесь они представлены в большом количестве.


Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в конце 18 – начале 19века  в русской литературе жанр баллады не воспринимался как самостоятельный лиро-эпический жанр. Классицизм был все еще в силе и налагал определенные обязательства на поэтов в их творчестве. Однако необходимость развития и приобретения чего-то нового уже чувствовалась в начале 19 века, это обусловило возникновение творческих исканий русских поэтов. Отношения между жанрами на границе веков становится подвижнее, взаимодействие разных жанров рождало нечто новое в жанровой системе. Баллады появляются в творчестве многих поэтов, но эти опыты еще не совершенны, их жанровая структура не четкая. На их фоне появляется баллада Жуковского, принесшая популярность поэту и установившая востребованность баллады как жанра.

В ходе изучения баллад Жуковского мы выделяем среди всего множества произведений этого жанра оригинальные баллады. Мы приходим к выводу, что в них наиболее ярко проявляется авторское начало.

Оригинальные баллады имеют общие черты поэтики:

– близость  к элегиям по характеру повествования и эмоциональному наполнению. Можно воспользоваться определением, предложенным М.Л. Гаспаровым: он назвал баллады лишенные эпического сюжета «элегиями в декорациях». Здесь обстоятельства окружающего мира выступают в качестве декорации к философствованию героя или выражения грусти и уныния. О самих сюжетных линиях если и говорится, то вскользь и всего несколько слов. На первый план выступают элегические мотивы тоски, утраты, несвободы, грусти, страдания, неизбежности предпосланной судьбы, зова души, предчувствия близкой смерти;

– ослабление или отсутствие сюжета. Особенно ярко это проявлено в балладе «Ахилл», где в центре внимания песнь героя, в котором выражены его душевные переживания.   Также монологичны и другие оригинальные баллады,  монологи занимают большую часть произведения;

– преобладание описаний персонажей и развернутые пейзажи. Через изображение внешнего облика героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, его чувства по отношению к ситуации, описанной в балладе. Наиболее значимыми представляются пейзажные зарисовки в балладах «Ахилл» и «Эолова арфа». Велика роль описаний в «Двенадцати спящих девах», с их помощью проявлен психологизм;

– сглаженный финал. В отличие от переводных баллад, где сюжет более  разработан и финал являет собой внезапную развязку действия, в оригинальных балладах нет динамики, и поэтому в финале не происходит резкого изменения ситуации.

Все приведенные выше элементы, присутствующие  в оригинальных балладах,  выделяют их из общего комплекса баллад Жуковского.


Список  использованной литературы

Тексты

1. Жуковский В.А. Избранные сочинения.  М., 1982.

2. Жуковский В.А. Стихотворения. М., 1985.

3. Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений / Вст. ст., сост., подг. текста и прим. Ю. М. Лотмана. М.; Л., 1966.

4. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. 

Справочная литература

5.  Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

6. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины/Под ред. Чернец Л.В. М., 2000.

7. Гаспаров М.Л. Славянский стих: Лингвистика и структура стиха. М., 2004.

8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. М., 2001.

9. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н.Николюкина.  М., 2003.

10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М, 1970.

11. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. СПб., 1821. Ч. 1.

12. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 2001.

14.  Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.  

Научная литература

15. Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

16. Бессараб М.Я. Жуковский. М., 1975.

17. Библиотека Жуковского в Томске. 1978.

18. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999.

19. Виницкий И. Ю. Нечто о привидениях Жуковского // Новое литературное обозрение. 1998. № 32.

20. Вольпе Ц. С. Жуковский // История русской литературы. М., 1941. Т. V. Ч. 1.

21. Вольпе Ц.С. В.А. Жуковский в портретах и иллюстрациях. Л., 1935.

22. Воронцова Т.И. Композиционно-смысловая структура изобразительно-повествовательных баллад лирического характера.//Текст и его компоненты как объект комплексного анализа.  Л., 1986.

23. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Н.Новгород, 1997.

24. Грот Я.К. Очерк жизни и поэзии Жуковского. СПб., 1883

25. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

26. Гумилев Н.С. Сочинения в трех томах. Т.3. Письма о русской поэзии. М., 1991.

27. Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: Биографические повествования. Челябинск, 1998.

28. Душина Л.И. История создания «Светланы» В.А. Жуковского//Пути анализа литературного произведения. М.,1981. 

29. Душина Л.Н. На жанровом переломе от романса к балладе //XXVI Герценовские чтения. Литературоведение. Л., 1973.

30. Душина Л.Н. Поэтика русской баллады. Л., 1975.

31. Душина Л.Н. Роль чудесного в поэтике первых русских баллад //Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах. М.,1972.

32. Жуковский и литература конца 18 – 19  в. М., 1988.

33. Жуковский и русская культура. Сборник научных трудов. Л., 1987.

34. Журавлева. А.И. «Последний поэт» Баратынского//Проблемы теории и истории литературы: сборник статей, посвященный памяти проф. А.Н.Соколова. М., 1983.

35. Загарин П. В.А. Жуковский и его произведения. М., 1883. 

36. Зайцев Б.К. Жуковский: Литературная биография. М., 2001.

37. Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия Жуковского. СПб., 1883.

38.Знаменщиков В.В. К вопросу о жанровых особенностях русской баллады//Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980.

39. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978.

40. История русской литературы. М., 1941.

41. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики Жуковского. Томск, 1990.

42. Микешин А.М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады.//Из истории русской и зарубежной литературы 19-20 вв. Кемерово, 1973.

43. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья...» Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив…». М., 1987. 

44. Одинцов В.В. Об изобразительном синтаксисе Жуковского//Русская речь. 1983, № 1.

45. Плетнев П. А. О жизни и сочинениях В. А. Жуковского. СПб., 1853.

46. Покровский В. В.А. Жуковский. Его жизнь и сочинения. Сборник литературных статей. М., 1912.

47. Полевой Н., Полевой Кс. Литературная критика: Статьи, рецензии 1825 – 1842. Л., 1990.

48. Реморова Н.Б. Жуковский и немецкие просветители. Томск, 1989.

49. Русские писатели.1800-1917. Т. 2. М., 1991.

50. Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.  

51. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

52. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

53. Фрайман (Степанищева) Т. Баллады Жуковского: границы и возможности жанра // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. VI: Проблемы границы в культуре. Тарту, 1998. 

54. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

55. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. Сочинения В. Жуковского. М., 1983.

56. Чешихин В.Е.Жуковский как переводчик Шиллера. Рига, 1895.

57. Шаталов С.Е. В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. (200 лет  со дня рождения). М., 1983. 

58.Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

рефераты
Новости