Дипломная работа: Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
Обстоятельства жизни
героев почти не интересуют автора. Например, изгнание Арминия он изображает с
предельной краткостью: «Молва о свиданье/ Достигла отца./ И мчит уж в изгнанье/
Ладья через море младого певца». О смерти героини сказано еще короче: «И нет уж
Минваны…» Даже используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей
пары, поэт подчеркивает это неравенство лишь потому, что она усиливает
неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживания влюбленных. В
своем изображении он целиком сосредоточивается на душевных переживаниях героев
– на их возвышенной, нежной и чистой любви, совершенно чуждой житейских интересов
окружающей среды.
Пейзаж баллады служит не
столько выяснению места, времени и обстоятельств действия, сколько выражением
лирических переживаний героев и самого автора, средством создания
романтического настроения для предстоящего последнего свидания.
Повторяющийся пейзаж
играет большую роль в произведении. В каждой пейзажной зарисовке присутствует
слово «холм», в описании самой героини «густые кудри» сравниваются с туманом
над холмом. Этот образ, как нам кажется, упомянут не случайно несколько раз.
Холм – это некая возвышенность, так же возвышены и влюбленные над этим миром, и
после смерти они совершают полет, возвышаются над землей. В первой строфе
холмам сопутствует эпитет «злачные», описание связано здесь с замком Ордала, поэтому
холмы представляются с негативной окраской. Свидания Арминия и Минваны на холме
под дубом происходили в тайне от владыки Морвены, узнав об этих встречах, Ордал
приходит в гнев. При описании же встречи возлюбленных холм приобретает иное,
светлое звучание:
На холме, где чистым Потоком источник бежал из кустов, Под дубом ветвистым — Свидетелем тайных свиданья часов — Минвана младая Сидела одна, Певца ожидая, И в страхе таила дыханье она[82].
Перед тем как арфа заиграла для
Минваны снова возникает образ холма:
И ярким сияньем
Холмы осыпал вечереющий
день
На землю с молчаньем Сходила ночная, росистая тень; Уж синие своды Блистали в звездах; Сравнялися воды; И ветер улегся на спящих листах[83].
Яркая картина словно
готовит читателя к невероятному событию в жизни героини, когда душа
возлюбленного вернулась к ней.
Говоря о своей смерти,
Арминий употребляет метафору «цвет опадет», это говорит о его принадлежности к
природе, тождественность с цветами. В финале подобное говорит о себе Минвана:
«уж клонится юный/ Главой недоцветшей ко праху цветок». Их души созвучны друг
другу.
Мотивы уныния и тоски
проходят через все произведение, так же как и в балладе «Ахилл» здесь много
восклицаний и вопросов.
Борьба бедного певца с
обстоятельствами выражается в играющей арфе, куда перешла душа героя, доказав
возлюбленной, «что прежние муки:/ Превратности страх,/ Томленье разлуки, / Все
с трепетной жизнью он бросил во прах». Звучание арфы виртуозно передано в
переходах звуков и в сдержанной, приглушенной, но настойчивой эмоции:
Сидела уныло Минвана у древа... душой вдалеке... И тихо всё было... Вдруг... к пламенной что-то коснулось щеке; И что-то шатнуло Без ветра листы; И что-то прильнуло К струнам, невидимо слетев с высоты... И вдруг... из молчанья Поднялся протяжно задумчивый звон; И тише дыханья Играющей в листьях прохлады был он. В ней сердце смутилось: То друга привет! Свершилось, свершилось!.. Земля опустела, и милого нет[84].
Внешние изменения не
влияют на чувства героя, внутренне он остается верным своей возлюбленной. Звук
арфы, с одной стороны, стал для героини символом того, что ее надежда на
встречу с милым в этой жизни не оправдалась, но, с другой стороны, в ней
рождается уверенность в любви Арминия к ней и надежда на встречу в другом
мире. Осознание смерти возлюбленного тяжело для героини, оно влечет за собой
тяжкие муки, но ее существование приобретает цель: «мечтала о милом, о свете
другом, / Где все без разлуки,/ Где все не на час».
В финале – воссоединение
любящих душ, воплощение мечты. Герои приобретают новые способности, они
окрыляются любовью. Снова образ холмов сопровождает героев.
И нет уж Минваны... Когда от потоков, холмов и полей Восходят туманы И светит, как в дыме, луна без лучей — Две видятся тени: Слиявшись, летят К знакомой им сени...[85]
В конце снова возникает
мелодия: «струны звучат». Лиризм произведения присутствует в изображении
грусти героев, в раскрытии их чувств. Герои преодолевают преграду, являвшуюся
между ними при жизни – их положение в обществе, в финале им дана свобода от любых
помех, они могут быть вместе вечно и не бояться прихода денницы.
Баллада заканчивается
мистическим аккордом – тени Арминия и Минваны летают над знакомыми местами,
любимое дерево приветствует их шорохом листьев, звучит арфа.
6.4. Особенности
поэтики баллады «Узник»
Поздняя оригинальная
баллада «Узник» написана в 1819 году, напечатана в феврале 1820 года в журнале
«Невский зритель». Сюжет взят из элегии французского поэта Шенье «Юная
узница». В балладе присутствуют элегические черты: грусть, уныние, воздыхания.
Она почти лишена эпического сюжета. Вместо развития действия автор показывает
развитие психологической ситуации. Ситуация, описываемая в балладе, происходит
вне времени и пространства и поэтому оказывается обобщенной.
Баллада начинается
лирической песней-монологом безымянной узницы, в которой герой узнает
родственные своей душе томление и грусть и на которую откликается своим
монологом. Автор-повествователь соединяет две исповеди и дает им свой
лирический комментарий.
Ведущими являются мотивы
несвободы, тоски, неуслышанного зова, стремления к неизвестному, невозможность
реализовать свои порывы. В песне узницы возникает контраст: она душой
устремлена ввысь, а все заменено могилой:
Смотрю в высокое окно
Темницы:
Все небо светом зажжено
Денницы;
На свежих крыльях ветерка
Летают вольны облака.
И так все блага заменить
Могилой;
И бросить свет, когда в
нем жить
Так мило;
Ах! дайте в свете
подышать;
Еще мне рано умирать[86].
Облака в вышине обладают
недоступной узнице волей. В следующей строфе возникает образ земного праздника:
«Лишь миг на празднике земном/ Была я». Свобода для певицы была недолгой, но
прекрасной, праздник земной обернулся заключением. Узница не желает умирать,
она еще очень молода, но у нее отняли все блага жизни.
Герой тоже говорит о
возвышенном: «Твой образ веял в облаках».
Образ безымянного героя
проникнут лиризмом. Части баллады перекликаются друг с другом: слова от
автора повторяются в песне-исповеди героя.
И ночью, забывая сон,
В мечтанье
Ее подслушивает он
Дыханье[87].
В первой части
произведения говорится о сне, во второй части герой поет о сне. Сон его
пророческий: «Тебя в пророчественном сне/ Видал я;/ Тобою в пламенной весне/
Дышал я». «Невидимую знает он Душою» – это знание приходит к нему во сне. Его
песня перекликается и с песней таинственной возлюбленной.
За днями дни идут, идут…
Напрасно;
Они свободы не ведут
Прекрасной;
Об ней тоскую и молюсь,
Ее зову, не дозовусь,[88]
– поет незнакомка.
Герой тоже мечтает о
свободе, но его свобода – это жизнь вдвоем с ней.
Когда, разрушив сей
затвор,
Осветит
Свобода жизнь вдвоем для
нас?[89]
Она для него невидима, но
живет в его душе, созданная воображением, ее образ пришел к нему из ее песни.
Между ними физическая преграда: «хладная стена», но, несмотря на это, он
сердцем чувствует, что они неразлучимы, в душе его их образ един. Загадочная
певица является смыслом его жизни: «С ней розно в свете жизни нет;/ Прекрасен
только ею свет». Атмосфера неизвестности создается с помощью вопросов героя,
обращенных и к ней и к самому себе: «Не ты ль, - он мнит, - давно была/ Любима?
/И не тебя ль душа звала, /Томима/ Желанья смутного тоской,/ Волненьем жизни
молодой?» После ее смерти наступает молчание, для него эта тишина за соседней
стеной ужасна:
И ужас грудь его томит –
И тщетно ждет он … все
молчит.
После этой перемены
свобода ему не мила, и поэтому он холодно встречает свое освобождение. Его
тоска разрабатывается поэтом психологически, возникают вопросы, которые,
видимо, безымянный герой задает сам себе:
Ах! слово милое об ней
Кто скажет?
Кто след ее забытых дней
Укажет?
Кто знает, где она цвела?
Где тот, кого своим
звала?[90]
Он желает узнать хоть
что-нибудь о своей возлюбленной, чтобы жить памятью о ней, но это оказывается
невозможным. Ему нет больше покоя в этом мире, где нет его загадочной
возлюбленной. Он прикоснулся к тайне, и она завладела им. Романтический герой
стремился к ней, но она исчезла, оставив ему сердечную муку. Он сосредоточен на
своем страдании, не замечает ничего вокруг, родные его не радуют. Он слышал
молчание, заменившее собой песню, и сам молчит с тех пор, чуждый проявлениям
внешнего мира: «Он в людстве сумрачен и тих». Отчужденность проявляется сначала
в семье, где традиционно все должно быть дорого для человека, а затем он бежит
всех людей. Характеристики автора рисуют героя как существо не принадлежащее
этому миру. Жизнь для него сосредотачивается на памяти об ушедшей, она
становится звездой, созданной его воображением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |