Дипломная работа: Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
Элегическое начало в речи
Ахилла проявляется в мотивах тоски и смерти. Лирика преобладает в балладе,
Троянская война является лишь декорацией, элегические элементы приобретают
большую значимость. Балладу «Ахилл» можно назвать одной из «элегий в
декорациях», если воспользоваться определением М. Л. Гаспарова[74].
В первой строфе
возникает образ тишины: «Тихо все» - говорится о спящих бойцах в стане Атрида,
так же «тих печальный глас» Ахилла. Всю песнь героя пронизывает грусть. Слова
его подчеркиваются описанием внешнего мира: вокруг ночь, темнота, и Ахилл поет
о Гекторе – «свет души твоей угас». В описании гибели Гектора, Патрокла и
предвидении собственного ухода предстает образ смерти: «Верный друг мой взят
могилой;/ Брата бой меня лишил– / Вслед за ним с земли унылой/ Удалится и
Ахилл». Трагизм этих смертей нагнетается в изображении страдания отцов Гектора
и Ахилла. Приам горюет по Гектору, «отирает багряницей/ слезы бедный царь с
ланит». Смерть Гектора отзывается болью в сердце самого Ахилла. Это видит
читатель из обращения героя к Приаму, отцу Гектора: «О Приам, ты пред Ахиллом/
Здесь во прах главу склонял;/ Здесь молил о сыне милом,/ Здесь, несчастный, ты
лобзал/ Руку, слез твоих причину...» Ахилл способен прочувствовать человеческое
страданье. Справедливая месть приносит горе многим людям – родным Гектора и самому
Ахиллу. Чувство острой боли пронизывает слова Ахилла, когда он говорит о своем
отце:
Тщетно, смертною борьбою
Мучим, будешь сына звать
И хладеющец рукою
Вкруг себя его искать –
С милым светом разлученья
Глас его не усладит;
И на брег воды забвенья
Зов отца не долетит[75].
Не только близкие
переживают и скорбят. Предчувствие неизбежности трагического исхода повергают в
уныние и верных коней Ахилла. Мрачность пейзажа переходит и на их изображение.
Коням придаются человеческие черты: «Позабыта пища вами;/ Груди мощные дрожат;/
Слышу стон ваш, и слезами/ Очи гордые блестят».
Внимание героя
концентрируется на собственной гибели, приближение которой он отчетливо
чувствует:
Близок час мой; роковая
Приготовлена стрела;
Парка, жребию внимая,
Дни мои уж отвила;
И скрыпят врата Аида;
И вещает грозный глас:
Все свершилось для
Пелида;
Факел дней его угас[76].
Образ жизни передается через
метафору «факел дней», этот образ перекликается со словами о Гекторе – там
жизнь уподобляется «свету души». Перекличка возникает с «гаснущим костром»,
символизирующим ушедших из жизни воинов. Все эти световые образы контрастируют
с миром теней, в ином мире царит темнота.
Имя Патрокла повторяется
несколько раз, подчеркивается его значимость для героя. Скорбь Ахилла по
Патроклу предстает в строках: «Ах! и сердце запрещает/ Доле жить в земном
краю,/ Где уж друг не услаждает/ Душу сирую мою». Здесь раскрывается вся
глубина чувств Ахилла, который не может больше находиться в этом мире.
Разлучение с другом на земле порождает мысли Ахилла о единении с ним за
пределами этой жизни. Привязанность Ахилла была столь велика, что он не в силах
жить без Патрокла. Священное чувство дружбы является главным для Ахилла. В мыслях
о будущем он достиг желаемого единения с другом.
Обращаясь к родному
краю, герой рисует яркую, радужную картину, тем самым дается контраст с
состоянием души героя и происходящими событиями.
Край отчизны, светлы
воды,
Очарованны места,
Мирт, олив и лавров
своды,
Пышных долов красота,
Расцветайте, убирайтесь,
Как и прежде, красотой;
Как и прежде, оглашайтесь
Кликом радости одной;
Но Патрокла и Ахилла
Никогда вам не видать![77]
Тому, что есть в природе
отчизны противопоставлено отсутствие Патрокла и Ахилла. Вместе с этим герой
тоскует по родине, эти образы милы для Ахилла, но недостижимы, нет возможности
возвратиться в эти места. В качестве последней воли герой выказывает желание,
чтобы жизнь продолжалась, хотя без погибших картина омрачена.
«Он один, далек от стана»
- эти слова передают одиночество героя. Он отделен от остального войска не
только обстоятельствами, но и душевно. Одиночество героя, намеченное в начале,
перерастает в единение с погибшими – он встает в один ряд с Патроклом и
Гектором, его участь оказывается такой же. Психологизм здесь в раскрытии чувств
героя в преддверии собственной гибели. Слова Ахилла о самом себе вложены в уста
кормщика, указывающего на его могилу его сыну, Неоптолему. Образ Ахилла
изображен «ужасным»: «Нестерпимый блеск во взгляде,/ С шлема грозные лучи - /И
трикраты звучным криком/ На врага он грянул страх…» В то же время эти слова
показывают легкость побед Ахилла. Слава, ради которой Ахилл покинул семью и
родные края показана в этих строках.
Могила Ахилла
«уединенна», одиноким остается он для людей, но для созданий потустороннего
мира он не один: «И услышишь над собою/ Двух невидимых полет. После смерти
Ахилл снова вместе с Патроклом. Священное
В конце открывается
причина происходящего с Ахиллом. Он сам сделал выбор между бесславным, но
долгим существованием и смертью в молодости, но с множеством побед: «Он
мгновение со славой,/ Хладну жизнь презрев, избрал». Для него важнее оказалась
слава, но она и повлекла за собой несчастье и «друга труп кровавый». В финале
предстает своеобразная развязка. Здесь не сожаление о выбранном пути, а желание
остаться в памяти людской. Душа героя в мучении, он скорбит по умершим.
Элегическое настроение
создается чередованием восклицательных и вопросительных конструкций, создающих
эмоциональную напряженность.
В заключительных строках
повторяются первые, кольцевая композиция баллады показывает цикличность,
неизменность внешних обстоятельств, в то время как происходит внутренняя
работа, осмысление героем происходящего. На первый план выступают печаль и
боль в его душе. Финальная строфа выявляет также замкнутость мира,
предопределенность судьбы, безысходность. Эти мотивы являют собой элегические
настроения.
6.3.
Особенности поэтики баллады «Эолова арфа»
Среди баллад на средневековые
темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест
занимает «Эолова арфа» (1814).
Трагедия запрещенной
любви облечена в формы «оссиановской» поэзии. По словам исследовательницы
Семенко И.М., атмосферу оссианизма создают имена и названия: Ордал, Минвана,
Морвена (последнее – название страны в одной из «Песен Оссиана» Макферсона)[78].
Имя героя – Арминий – вызывает ассоциации с германской древностью. Жуковский с
подлинным вдохновением совмещает «средневековую» сумрачную таинственность и лирическое
волнение, нежность, музыкальность.
«Эолова арфа» –
произведение лирического характера, но с выраженным сюжетным началом. В
балладе преобладают описания героя и героини. Важным для автора является здесь
психологизм героев. Любовь бедного певца Арминия и Минваны, дочери короля,
беззащитна перед внешними, земными силами. Эта беззащитность прекрасного
чувства выражена в трогательно-бесхитростном, при всем своем оссианизме, сюжете,
хотя действие несколько статично.
Первая часть баллады,
описывающая Ордала, его замок, его дочь Минвану, полна ярких красок и веселья.
В жилище Ордала Веселость из ближних и дальних краев Гостей собирала; И убраны были чертоги пиров Еленей рогами; И в память отцам Висели рядами Их шлемы, кольчуги, щиты по стенам[79].
В описании Минваны
использованы традиционные идеализированные образы красоты и юности:
Младая Минвана Красой озаряла родительский дом; Как зыби тумана, Зарею златимы над свежим холмом, Так кудри густые С главы молодой На перси младые, Вияся, бежали струей золотой[80].
Портрет Минваны весь
соткан из лирических сравнений, использованы краткие и отвлеченные, в то же
время эмоционально впечатляющие детали. Здесь нет ничего, зависящего от
национальности, местности, картина выражает романтическую идею автора.
Основную часть текста
составляют сцена свидания влюбленных под покровом ночи, и их диалог, некоторыми
чертами напоминающий диалог Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира. Этот «дуэт»
очень музыкален, благодаря богатой строфике и рифмовке. Иллюзия пения усиливает
эмоциональность сцены.
Когда речь идет о встрече
влюбленных, в повествование проникают уныние и тоска. Смысл баллады можно
увидеть с том, что любовь по самой своей природе трагична, так как чем она
сильнее, тем сильнее противодействие враждебных сил. Еще ничего не случилось, а
певец Арминий исполнен пророческой тревоги. К бедному певцу приходит
предчувствие надвигающейся беды, он словно знает, что эта встреча последняя для
них: он привязывает арфу к ветвям дуба в «залог прекрасных минувшего дней».
Душой предвидит трагическое завершение их свиданий. Ненадежность мига их
встречи выражена в словах: «Кто скажет, что радость/ Навек не умчится с
грядущей зарей!» Но героиня не желает расстаться с ним, задерживает его – в
этом тоже своеобразное предчувствие, которому она не отдает отчета.
Атмосфера трагизма
нагнетается далее:
Умолк – и с прелестной
Задумчивых долго очей не
сводил…
Как бы неизвестный
В нем голос: навеки
прости! говорил[81].
Арминий не ушел, а «как
призрак пропал». Больше герой не пришел к возлюбленной, его предчувствие
оказалось верно. Свидание влюбленных действительно оказалось последним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |