Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
"Мастер и
Маргарита" скорее лирико-философская поэма в прозе о любви и
нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве,
которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и
добру.
Дьяволина, один из
любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и Маргарите",
играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным
примером гротеско-фантастического сатирического обнажения противоречий
живой действительности.
Булгаков, как и
созданным им образ Мастера, далек от религиозности в христианском
смысле этого слова. Мастером написана на историческом материале книга
огромной психологической выразительности. Этот "роман о
романе" как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны
решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и
страдающая личность.
Мастер в романе не
смог одержать победу. Сделав его победителем. Булгаков нарушил бы
закон художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но
пессимизмом не веет от финальных страниц книги. На земле у Мастера
остается ученик - Иван Понырев, бывший Бездомный и остался роман,
которому суждена долгая жизнь.
Магическое в романе
"Мастер и Маргарита" служит вполне реальным целям. Сами
образы и мотивы фантастических инфернальных действий булгаковского
романа - весь этот сон ведьм, русалок, чертей, говорящих котов,
упырей и прочей нечистой силы вторгается в реальную человеческую
жизнь, внося в нее страх или удивление, щемящую тоску или
демонические страсти, одаривая волшебной таинственной силой одних и
обрекая на гибель других. Именно в эпизодах, связанных с сеансом
черной магии, образ унифицированного, лишенного, по мнению Булгакова,
духовного света социума приобретает реальное конкретное наполнение.
Булгаков демонстрирует
нам три таланта - талант сатирика, фантазера и реалиста.
Неистощимый на выдумку
автор "Мастера и Маргариты", веселый мистификатор, посредством
ряда волшебных превращений делает для нас далекое близким,
действительное - прозрачным и фантастическим, несуществующее - реально
ощутимым, осязаемым.
Во второй половине XX
века творчество М.Булгакова получило заслуженное признание, стало
неотъемлемой частью и нашей национальной культуры, и мировой культуры. Интерес
к нему не иссякает. Читателям его романов, повестей, пьес суждено
по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в
глубинах.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1.
Булгаков М.
Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы /Предислов.В.И.Сахарова./ - Мн.:
Маст. лит.,1988.
2.
Брюсов В.
Огненный ангел. - М.,МСМ1х.
3.
Виленкин В.Я.
Незабываемые чтения //Литературная Россия.-1979.-9 февраля.
4.
Галинская И.Л.
Загадки известных книг. - М.:Наука,1986.
5.
Гудкова В.
Время и театр Михаила Булгакова. - М.: Сов. Россия,1988.
6.
Дневник Елены
Булгаковой. - М.: Изд-во "Книжная палата",1990.
7.
Зыбковен В.Ф.
О белой и черной магии. - М.,1963.
8.
Нестеров М.В.
Давние дни. Встречи и воспоминания. - М.,1959.
9.
Образ Луны в
романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Русская словесность.
-1997.-№6.
10.
Соколов Б.В.
Михаил Булгаков /100 лет со дня рождения/. - М.,1991.
11.
Солоухина О.
Образ художника и время //Москва.-1987.-№3.
12.
Соловьев Э.Ю.
Проблемы философии истории в поздних работах И.Канта //Вопросы
теоретического наследия Иммануила Канта. - Калининград.-1978.-Вып.3.
13.
Утехин Н.П.
"Мастер и Маргарита" М.Булгакова //Русская литература.-1979.-№4.
14.
Чеботарева В.А.
О гоголевских традициях в прозе М.Булгакова //Русская
литература.-1984.-№1.
15.
Чудакова М.О.
Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.,1988.
16.
Яновская Л.
Треугольник Воланда //Октябрь.-1991.-№5.
17.
Яновская Л.
Творческий путь Михаила Булгакова. - М.,1983.
18.
Яблоков Е.А.
Мотивы прозы Михаила Булгакова. - М.,1997.
|