Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
МАГИЧЕСКОЕ
В РОМАНЕ
М.БУЛГАКОВА
"МАСТЕР И МАРГАРИТА"
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. МАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ
М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА". 5
1.1 "Мастер и Маргарита"
как крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. 5
1.2.Творчество Булгакова: поэтика и
мистика. 13
ГЛАВА 2. МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА.. 21
2.1. "Евангельские" и
"демонологические" линии романа. 21
2.2.Воланд как художественно
переосмысленный автором образ Сатаны 27
2.3. Историзм и психологизм
"Мастера и Маргариты". 34
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.. 40
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я.. 42
ВВЕДЕНИЕ
Роман М.Булгакова
"Мастер и Маргарита" по праву принадлежит к числу величайших
произведений русской и мировой литературы XX века.
Существует множество
толкований знаменитого романа, анализ которых позволяет сделать вывод
насколько творческая мысль Булгакова, определила свое время. Роман
был написан в 30-е годы - в пору расцвета писательского дарования
автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения,
как роман "Жизнь господина де Мольера", "Театральный
роман", драма "Кабала святош", "Последние дни" и
другие.
Булгаков писал
"Мастера и Маргариту" как исторически и психологически
достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман
стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в
то же время это повествование обращено в будущее является книгой на
все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. По сей
день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что
подтверждается непрекращающимся потоком книги статей о писателе.
В романе присутствует
некий особый магнетизм, своеобразная магия слова. Она очаровывает
читателя, вводит его в мир, где реальность невозможно отличить от
фантазии. Даже время в романе течет особенно. Большой энциклопедический
словарь дает такое толкование магии, - обряды, связанные с верой в
сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и
явления природы. В романе чрезвычайно сильна тема высшей и даже
дьявольской силы. Магические действия и акты, высказывания героев на
высшие философские темы мастерски вплетены Булгаковым в художественную
ткань произведения.
ЦЕЛЬ данной работы -
показать магическое в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита",
что использовано автором в качестве художественного приема: философские,
творческие и психологические поиски главных героев романа, тонко
чувствующих, страдающих и любящих, пытающихся найти ответы на вечные
вопросы бытия.
В ЗАДАЧИ работы
входит:
1. Показать
художественные возможности М.Булгакова как талантливого самобытного
писателя, поэтику и мистику его творческого наследия.
2. Осуществить
сравнительный анализ установок и подходов Булгакова к таинственному,
сверхестественному и взглядов других известных писателей.
3. Проанализировать
"евангельские" и "демонологические" линии романа.
4. Показать ценность
романа как величайшего явления русской литературы XX века.
Теоретической основой
работы послужили исследования таких литературоведов, как В.В.Гудкова,
Н.Утехина, О.Солоухина, Л.Яновская и другие.
ГЛАВА 1. МАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА
"МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Талант М.Булгакова
дал русской художественной литературе замечательные произведения, ставшие
отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей
энциклопедией человеческих душ.
Во всем творческом
наследии писателя роман "Мастер и Маргарита" занимает особое
место, интерес к нему не иссякает у читателей, исследователей на
протяжении нескольких десятилетий, что обусловлено, прежде всего, высокой
художественностью и выразительностью произведения, его необычностью и
самобытностью.
Это удивительное
произведение демонстрирует нам все грани необыкновенного таланта писателя.
И сегодня до конца так и не раскрыта тайна великого романа, хотя
библиография об этом произведении очень обширна и насчитывает не один
десяток исследований. Причем взгляды авторов порой диаметрально
противоположны, что только подчеркивает незаурядность романа.
Замысел книги
складывался у Булгакова постепенно. Роман рос медленно, проникая во все
новые и новые участки мыслительной и образной почвы булгаковского
творчества. "Завещанием мастера" назвал статью о романе критик И.Виноградов.
Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей
прообразом главной героини "Мастера и Маргариты", еще в 1938 году,
почти за два года до смерти, проведчески сказал о своем создании:
"Последний закатный роман".
Первая редакция романа
существенно отличалась от известного нам теперь романа "Мастер и
Маргарита". В романе не было Мастера и не было Маргариты. Замышлялся и
разворачивался сатирический "роман о дьяволе". В сохранившихся черновиках
называвшихся так: "Гастроль..."/Чья? Половина листа оторвана/,
"Сын…"/второго слова тоже нет/, "Черный маг" /тщательно
зачеркнуто/. Потом появилось название "Копыто инженера". Это
"копыто" долго удерживалось в заголовках романа. В 1931 году
Булгаков назовет свой роман так: "Консультант с копытом". В 1932-м
среди перечня названий для романа /"Сатана"…"Черный
богослов"…"Он появился"…/ запишет "Подкова
иностранца" и дважды подчеркнет. И даже в окончательной редакции
"копыто" оставит маленький след драгоценную подкову, подаренную
Воландом Маргарите.
Если говорить о
проблематике романа, о критике Булгаковым различных концепций
исторического развития общества, отражение которых он усматривал в
современных ему пролеткультовских и рапповских теориях, то здесь он в
известной мере сближается с тем течением русской, классической литературы и
общественной мысли, которое формировалось и развивалось в
противопоставлении механическому материализму, и отвлеченному рационализму
западной буржуазной философии, в противовес ей утверждало полноту,
универсальность и целостность личности и восприятия мира. Громадное влияние в
этом смысле на М.Булгакова оказало творчество Ф.М.Достоевского, имя которого
не случайно и не раз возникает на страницах его произведений. Именно
Достоевский привел Булгакова в тот круг идей, на те вершины мысли, где
разум человеческий, не утрачивая связи, с временем и повседневным, но,
поднимаясь над ним, соприкасается с идеальным и вечным.
Чрезвычайно широка
связь поэтических формул и персонажей романа М.Булгакова "Мастер и
Маргарита" с мотивами и образами мировой литературы и шире мирового
искусства. И это естественно: чем значительнее художник, тем более у него
точек соприкосновения с культурным общемировым развитием, тем более
направление его творческих поисков связано с искателями художественной
общечеловеческой мысли. И, прежде всего роман Булгакова входит в мировую
литературную традицию через обращение автора к христианским образам и
легендам как канонических, так и апокрифических текстов. Реминисценции
Евангелия характерны уже для ранних произведений Булгакова, символика
Апокалипсиса является одним из важнейших структурообразующих начал
художественного начал художественного мира "Белой гвардии",
библейские образы получают права реальных героев в романе "Мастер и
Маргарита" с его параллельно развивающимся древним,
историко-религиозным и современным социально-историческими планами. И
здесь нить глубокой преемственности связывает Булгакова с великими
художниками средневековья и Возрождения - Микельанджело, Босхом, Данте,
Боттичелли, выдающимися мастерами западноевропейского искусства - Мильтоном,
Кальдероном, Гете, Байроном, Т.Манном и другими.
Можно сказать, что
роман Булгакова "Мастер и Маргарита" соприкасается с теми
произведениями английской, французской и немецкой литературы, авторы
которых разрабатывали античные сюжеты и образы, прибегая, в частности, к трудам
великих историков древности- Геродота, Плутарха, Плиния Старшего, Светония,
Тита Ливия и т.д. Сочинения античных историков служили для Булгакова
одним из важнейших источников при воссоздании легендарных и реальных
событий далекого прошлого. И не случайно как в подготовительных
материалах и черновых редакциях романа, так и в дефинитивном его
тексте возникают имена Филона Александрийского, Иосифа Флавия и
"могучего Корнелия Тапита". Без сомнения, в поле зрения
Булгакова были и новейшие, созданные уже в XlX веке, труды по истории
Рима и Иудеи.
По мнению многих
исследователей, легко выявляются литературные связи М.Булгакова с теми
произведениями мировой литературы, в которых использованы фантастические,
демонологические образы и темы с целью сатирического обличия или
философского осмысления современности. Здесь он в известной мере
соприкасается с общемировой романтической традицией, связанной с
изображением в литературе потусторонних сил / Людвиг Тик, Гофман,
Новалис, Ламартин, Шатобриан, Колридж, Вордсворт, Шелли, Э.По и т.д./, а
также отчасти сопоставим с той литературой конца XlX века, которая
возникла в эпоху очередного кризиса буржуазной жизни, на волне
воскресшего интереса к христианству, античности, демонологии / Марсель
Швоб, Пьер Луис, Анри де Ренье и др./, И все же наиболее тесно он
связан с теми романтиками и реалистами в литературе, которые при всей
условности и "фантастичности" используемых ими поэтических
приемов, отображали вполне реальные социально-исторические коллизии
современной им действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |