рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"  
Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Дипломная работа: Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

                                  

ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА

МАГИЧЕСКОЕ  В  РОМАНЕ

М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР  И  МАРГАРИТА"


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА  1.   МАГИЧЕСКОЕ  В  РОМАНЕ  М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР  И  МАРГАРИТА". 5

1.1 "Мастер  и  Маргарита" как   крупнейшее явление  русской  художественной  литературы XX   века. 5

1.2.Творчество  Булгакова: поэтика  и  мистика. 13

ГЛАВА 2. МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА.. 21

2.1. "Евангельские" и "демонологические" линии  романа. 21

2.2.Воланд  как  художественно  переосмысленный   автором  образ  Сатаны   27

2.3. Историзм  и  психологизм  "Мастера  и  Маргариты". 34

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.. 40

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я.. 42


ВВЕДЕНИЕ

Роман  М.Булгакова  "Мастер  и  Маргарита"  по  праву  принадлежит к  числу  величайших  произведений  русской  и мировой литературы  XX  века.

Существует  множество  толкований  знаменитого  романа, анализ которых  позволяет  сделать  вывод  насколько  творческая  мысль  Булгакова, определила  свое  время.    Роман  был  написан  в  30-е  годы - в  пору  расцвета  писательского дарования  автора. В  этот  же  период  им  написаны  такие  блистательные  произведения, как  роман  "Жизнь  господина  де  Мольера", "Театральный  роман", драма  "Кабала  святош",  "Последние  дни"  и  другие.

Булгаков  писал  "Мастера  и  Маргариту"  как  исторически  и  психологически  достоверную  книгу  о  своем  времени  и  его  людях, потому, вероятно,  роман  стал  уникальным  человеческим  документом  той  примечательной  эпохи. И  в то  же  время  это  повествование  обращено  в  будущее является  книгой  на  все  времена, чему  способствует  ее  высочайшая  художественность. По  сей  день,  мы  убеждаемся  в  глубине  творческих поисках  автора, что  подтверждается  непрекращающимся  потоком  книги  статей  о  писателе.

В  романе  присутствует  некий  особый  магнетизм,  своеобразная магия  слова. Она  очаровывает  читателя,  вводит  его  в  мир,  где  реальность  невозможно  отличить  от  фантазии. Даже  время  в  романе течет   особенно.  Большой  энциклопедический  словарь  дает  такое  толкование  магии, - обряды, связанные  с  верой  в  сверхъестественные  способности  человека  воздействовать  на  людей  и   явления  природы. В  романе  чрезвычайно  сильна  тема  высшей  и  даже  дьявольской силы. Магические  действия  и  акты, высказывания  героев  на  высшие философские  темы  мастерски  вплетены  Булгаковым  в  художественную ткань  произведения.

ЦЕЛЬ  данной  работы - показать  магическое  в  романе  М.Булгакова  "Мастер  и  Маргарита", что использовано  автором  в  качестве художественного  приема: философские, творческие  и  психологические  поиски  главных  героев  романа, тонко  чувствующих, страдающих  и  любящих, пытающихся  найти  ответы  на  вечные  вопросы  бытия.

В  ЗАДАЧИ  работы  входит:

1. Показать  художественные  возможности  М.Булгакова  как талантливого  самобытного  писателя,  поэтику  и  мистику  его  творческого  наследия.

2. Осуществить  сравнительный  анализ  установок  и  подходов Булгакова  к  таинственному,  сверхестественному  и  взглядов  других  известных  писателей.

3. Проанализировать "евангельские" и "демонологические" линии романа.

4. Показать  ценность  романа  как  величайшего  явления  русской  литературы  XX  века.

Теоретической  основой  работы  послужили  исследования  таких литературоведов, как В.В.Гудкова, Н.Утехина, О.Солоухина, Л.Яновская  и  другие.


ГЛАВА  1.   МАГИЧЕСКОЕ  В  РОМАНЕ  М.БУЛГАКОВА
"МАСТЕР  И  МАРГАРИТА"

1.1 "Мастер  и  Маргарита" как   крупнейшее
явление  русской  художественной  литературы
XX   века

Талант  М.Булгакова   дал  русской  художественной  литературе замечательные  произведения, ставшие  отражением  не  только  современной  писателю  эпохи, но  и  настоящей  энциклопедией  человеческих  душ.

Во  всем  творческом  наследии  писателя  роман "Мастер и Маргарита"  занимает  особое  место, интерес  к  нему  не  иссякает  у  читателей,  исследователей  на   протяжении  нескольких  десятилетий, что обусловлено, прежде  всего, высокой  художественностью  и выразительностью  произведения, его  необычностью и самобытностью.

Это  удивительное  произведение демонстрирует  нам  все  грани необыкновенного  таланта  писателя. И сегодня  до  конца  так  и  не раскрыта  тайна  великого  романа, хотя  библиография  об этом  произведении  очень  обширна  и  насчитывает  не  один  десяток  исследований. Причем  взгляды  авторов  порой  диаметрально  противоположны, что  только  подчеркивает  незаурядность  романа.

Замысел  книги  складывался  у Булгакова  постепенно. Роман рос  медленно, проникая  во  все  новые  и  новые  участки мыслительной  и  образной  почвы  булгаковского  творчества. "Завещанием  мастера" назвал статью о романе  критик И.Виноградов. Сам Булгаков  в письме  к  жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей прообразом  главной героини "Мастера  и Маргариты", еще в 1938 году,  почти  за   два  года  до  смерти,  проведчески  сказал  о  своем создании: "Последний  закатный  роман".

Первая  редакция  романа  существенно  отличалась  от  известного  нам  теперь  романа "Мастер и Маргарита". В романе не было Мастера  и не  было Маргариты. Замышлялся  и разворачивался сатирический "роман о дьяволе". В сохранившихся  черновиках  называвшихся так: "Гастроль..."/Чья? Половина  листа оторвана/, "Сын…"/второго слова тоже нет/, "Черный маг" /тщательно зачеркнуто/. Потом появилось название "Копыто  инженера". Это "копыто" долго удерживалось в  заголовках  романа. В 1931  году Булгаков  назовет свой  роман так: "Консультант  с копытом". В 1932-м среди  перечня  названий для  романа /"Сатана"…"Черный  богослов"…"Он появился"…/ запишет "Подкова  иностранца" и  дважды  подчеркнет. И даже  в  окончательной  редакции "копыто"  оставит  маленький след  драгоценную  подкову, подаренную Воландом  Маргарите.

Если  говорить  о  проблематике  романа, о  критике Булгаковым различных  концепций  исторического  развития общества, отражение которых он усматривал в современных  ему пролеткультовских  и  рапповских  теориях, то  здесь  он  в  известной мере сближается с  тем течением  русской, классической литературы и общественной  мысли, которое формировалось  и  развивалось в  противопоставлении механическому материализму, и отвлеченному рационализму западной  буржуазной  философии, в противовес  ей  утверждало полноту, универсальность и целостность личности и восприятия мира. Громадное влияние в этом смысле на М.Булгакова  оказало творчество Ф.М.Достоевского, имя которого не случайно и не раз возникает на страницах его произведений. Именно Достоевский привел Булгакова в тот  круг  идей, на  те вершины  мысли, где  разум  человеческий, не  утрачивая  связи,  с  временем  и  повседневным, но, поднимаясь над  ним, соприкасается  с  идеальным  и  вечным.

Чрезвычайно  широка  связь  поэтических формул и  персонажей романа М.Булгакова "Мастер  и Маргарита" с мотивами и образами мировой литературы  и шире мирового  искусства. И это  естественно: чем значительнее художник, тем более у него  точек  соприкосновения  с  культурным общемировым    развитием, тем более направление его творческих  поисков  связано  с  искателями  художественной  общечеловеческой  мысли.  И, прежде  всего роман Булгакова входит в мировую литературную традицию через обращение автора к христианским  образам  и легендам как  канонических, так  и апокрифических  текстов. Реминисценции  Евангелия  характерны  уже  для  ранних  произведений  Булгакова, символика  Апокалипсиса  является  одним  из  важнейших  структурообразующих  начал  художественного  начал  художественного  мира "Белой  гвардии", библейские  образы  получают  права  реальных  героев  в романе "Мастер  и Маргарита" с его  параллельно  развивающимся  древним, историко-религиозным  и  современным  социально-историческими  планами. И здесь  нить  глубокой  преемственности  связывает  Булгакова  с  великими  художниками  средневековья  и  Возрождения - Микельанджело, Босхом, Данте, Боттичелли, выдающимися  мастерами  западноевропейского  искусства - Мильтоном, Кальдероном, Гете, Байроном, Т.Манном  и  другими.

Можно  сказать, что  роман  Булгакова  "Мастер  и Маргарита"  соприкасается  с  теми  произведениями  английской, французской  и  немецкой  литературы, авторы  которых  разрабатывали  античные  сюжеты  и  образы, прибегая, в  частности, к трудам  великих  историков  древности- Геродота, Плутарха, Плиния Старшего, Светония, Тита Ливия  и т.д. Сочинения  античных  историков  служили  для  Булгакова  одним  из  важнейших  источников  при  воссоздании  легендарных  и  реальных  событий  далекого  прошлого. И не  случайно  как в  подготовительных  материалах  и  черновых  редакциях  романа, так и  в  дефинитивном  его  тексте  возникают  имена  Филона  Александрийского, Иосифа  Флавия  и "могучего  Корнелия  Тапита". Без  сомнения, в  поле  зрения  Булгакова  были  и  новейшие, созданные  уже  в  XlX  веке, труды  по  истории  Рима  и Иудеи.

По  мнению  многих  исследователей, легко  выявляются  литературные  связи  М.Булгакова с теми  произведениями  мировой  литературы, в  которых  использованы  фантастические, демонологические  образы  и  темы  с  целью  сатирического  обличия  или  философского  осмысления  современности. Здесь  он  в  известной  мере  соприкасается  с  общемировой  романтической  традицией, связанной  с  изображением  в  литературе  потусторонних  сил  /  Людвиг  Тик, Гофман, Новалис, Ламартин, Шатобриан, Колридж, Вордсворт,  Шелли, Э.По  и  т.д./,  а  также  отчасти  сопоставим  с  той  литературой  конца  XlX  века, которая  возникла  в  эпоху  очередного  кризиса  буржуазной  жизни, на  волне  воскресшего  интереса  к  христианству, античности, демонологии  / Марсель Швоб, Пьер  Луис,  Анри  де  Ренье  и  др./, И  все  же  наиболее  тесно    он  связан  с  теми  романтиками  и  реалистами  в  литературе, которые  при  всей  условности  и "фантастичности"  используемых  ими  поэтических  приемов,  отображали  вполне  реальные  социально-исторические  коллизии  современной  им  действительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

рефераты
Новости