Дипломная работа: Любовная лирика в творчестве С. Есенина
Смерть
Есенина глубоко потрясла Зинаиду Николаевну. Шло время, но рана не заживала. В
канун 10-летия со дня смерти Есенина,13 декабря 1935 года, Зинаида Николаевна
подарила Гейман свою фотографию с надписью: "...Тебе, Зинушка, как
воспоминание и самом страшном в моей жизни - о Сергее...".
Это
дружеское посвящение написано за четыре года до смерти Райх, в пору ее широкой
артистической известности, когда счастье, казалось бы, улыбалось ей, как
немногим.
"Я
искал в этой женщине счастья..." (Айседора Дункан). Знаменитая
американская балерина приехала в Россию летом 1921 года. Пригласили ее для
создания в Москве школы танца для детей из народа. Айседору сопровождала ее
ученица, приемная дочь Ирма и камеристка Жанна. В 1924 году танцовщица была еще
в расцвете славы, но злые языки утверждали, что интерес к "босоножке"
угас. Приглашение в Россию Айседора приняла как подарок судьбы. Она вдохновлена
идеей русской революции, и искренне верила, что революция "сделает людей
гармоничнее - через музыку Бетховена и греческие стили".
На
одном из приемов, организованных в ее честь, Айседора Дункан познакомилась с
Сергеем Есениным. "В первом часу ночи приехала Дункан, - вспоминает
Мариенгоф, - Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные, с отблеском
меди, волосы, большое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату
глазами, похожими на блюдца синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький,
нежный рот ему улыбался. Айседора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она
окунула руки в его кудри и сказала: "Angel!"...Поцеловала еще раз и
сказала: "Tschort". В четвертом часу ночи Айседора и Есенин
уехали".
Есенин
переезжает в особняк на Пречистенке. С этого дня особняк Дункан становится
главным прибежищем поэтов - эмажинистов. Позже, Айседора скажет, что три года, проведенные
в России, не смотря на все невзгоды, были счастливейшими в ее жизни...
"Роман
был ураганный и столько же короткий, как идеалистический коммунизм
Дункан". До встречи с поэтом Айседора пережила трагедию. Двое ее маленьких
детей погибли в автомобильной катастрофе. Это была ее незаживающая рана... И
Айседора отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Она
говорила, что Есенин напоминает ей умершего сына.
Именно
материнской ласки ему и не хватало, и он искал ее во всех встреченных женщинах.
Не случайно, все они были старше его. Разница в возрасте с Дункан была самой
значительной-18 лет. Есенину-26,Айседоре-43.Есенин звал ее Изадора на
ирландский манер, как называла она себя.
Танцы
Айседоры сводили Есенина с ума. Особенно с шарфом. Без конца он просил ее
танцевать для своих друзей. "Замечательно она с шарфом танцует!" - говорил
Есенин поэту Геогию Иванову.
12
апреля 1922 года в Париже умерла мать Айседора Дункан. Танцовщица решила уехать
из России на время. К этому ее вынудило безнадежное финансовое положение школы.
Советское правительство перестало субсидировать школу. Нечем было платить за отопление.
Айседора решается отправиться в турне по Европе с группой лучших учениц. Она
приглашает Есенина и хочет подарить весь мир: Англию, Германию, Америку, Францию,
Италию. Айседора надеется, что участие первого поэта России, как она везде
будет аттестовать Есенина, привлечет к ее гастролям внимание прессы.
Чтобы
ускорить оформление документов, они решили зарегистрировать свой брак. Это
произошло в Москве 2 мая 1922 года.10 мая они вылетели в Берлин. Новость о том,
что Есенин и Айседора Дункан сочетались законным браком, переданная прессой на
весь мир, ошеломила многих. Все выступления знаменитой пары широко освещались в
газетах, обрастали слухами. Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не
интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей
Европе и Америке будто слепой, ничего не желая знать и видеть.
Но
что интересовало жадно - это судьба соотечественников, оказавшихся после
революции на чужом берегу - без Родины.
Есенин
и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе(поездка заняла 15
месяцев),а осенью разошлись.
Брак
с Айседорой распался. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть Есенина, Дункан
уехала из России. Дни Есенина были уже сочтены. Москва, Ленинград, гостиница
"Англетер" - где они с Дункан провели медовый месяц.
После
смерти Есенина Айседора прожила всего два года. Ее смерть в Ницце в 1927 году
очень похожа на самоубийство - она погибла задушенная собственным шарфом, конец
которого ветром на ходу попал в колесо. Юрий Анненков назвал ее смерть
таинственной предопределенностью.
Поэт
Георгий Иванов при известии о гибели Айседоры записал в дневнике: "Да. Бывают
поэты странными пророками иногда... Как не согласиться - бывают..."
И
разве не пророчество-эти стихи,написанные Есениным в Берлине 1923 года:
"...В
роковом размахе
этих
рук роковая беда..."
Есенин
и Айседора, любовь и разрыв - и почти одновременная смерть.
"Не
гляди на ее запястья
И с
плечей ее льющийся шелк.
Я
искал в этой женщине счастья
А
нечаянно гибель нашел"
Результатом
знакомства Есенина с А.Дункан и их путешествия по Европе стал цикл "Москва
кабацкая". Можно взять из него любое стихотворение, например "Сыпь, гармоника.
Скука... скука...". В нем сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря,
самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей
структуры и мелодии стиха:
Сыпь,
гармоника... Скука...скука...
Гармонист
пальцы льет волной.
Пей
со мной, паршивая сука,
Пей
со мной.
Излюбили
тебя,измызгали-
Невтерпеж.
Что ж
ты смотришь так синими брызгами?
Иль в
морду хошь?
Как
будто перед нами строки другого поэта. Дрогающий ритм, речитативный язык, вульгарная
лексика, озлобленный цинизм - все это ничем не напоминает той нежности, поэтичности,
временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихотворениях о
любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотских чувств, женщина
обезображена, сам герой демобилизован, и его прерываемая буйством тоска лишь в
самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния. ("Дорогая, я плачу, прости...прости...").
Я не
знал, что любовь-зараза,
Я не
знал, что любовь-чума.
Подошла
и прищуренным глазом
Хулигана
свела с ума.
Так
бы и потонуло все это в пьяном угаре, в диком музыке страстей и жестоких
оскорблений, если бы не порывы у чистой душевности, не пронзительные нотки
раскаяния, которые слышатся почти в каждом стихотворении из звеньев
"кабацкого" цикла.
Пора
расстаться с озорной
И
непокорной отвагой.
Уж
сердце напилось иной,
Кровь
отрезвляющею брагой.
Один
из выдающихся современников поэта, Дмитрий Фурманов, писал: "Москва
кабацкая" веет ужасом, но пафос тут неподдельный и лиризм".
О
каком пафосе и лиризме здесь идет речь?О трагическом пафосе переживаний, связанных
с ощущением кривизны и порочности избранного пути, с погружением в омут, из
которого вырваться не так-то легко. Это трагическое чувство в сочетании с
природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоцененным
богатством таящихся в сердце "снов золотых" и рождает ни с чем не
сравнимый, чисто есенинский лиризм.
Ни
одной возлюбленной он прежде так не поклонялся, ни одна другая не пробудила в
его душе особенную творческую струю, которая выплеснулась вдруг неожиданным и
для него самого целым поэтическим циклом под общим заглавием "Любовь
хулигана", сложившийся у Есенина к концу 1923 года. Исходные мотивы этого
цикла - сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, чищение
через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда никому не обещал:
Я
навеки забыл кабаки
И
стихи бы писать забросил,
Только
б тонкой касаться руки
И
волос твоих цветом в осень.
Я б
навеки пошел за тобой
Хоть
в свои, хоть в чужие дали...
В
первый раз я запел про любовь,
В
первый раз отрекаюсь скандалить.
Поэт
осуждает то, что было нелюбовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной
бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая
рождает "слова самых нежных и коротких песен", которая в преданности
и постоянстве.
Чувство
не было мгновенным и спонтанным. Когда их знакомил при случайной встрече на
Тверской в конце лета 1923-го, Есенин едва взглянул на Августу Леонидовну. Правда,
и состояние духа его не соответствовало этому моменту. "Он шел быстро, бледный,
сосредоточенный...Сказал:"Иду мыть голову. Вызывают в Кремль. Разглядел и
оценил ее он чуть позже, встретив в своей бывшей квартире на Богословском
переулке, где Мариенгоф проживал теперь с Никритиной. Как и Никритина, Миклашевская
была актрисой Московского Камерного театра под руководством Таирова. Театр
тогда уехал на длительные зарубежные гастроли, а они остались в Москве: Никритина
потому, что Таиров не согласился взять еще визу и на Мариенгофа, а Миклашевская
не пожелала расставаться надолго со своим маленьким сыном от первого
(распавшегося) брака. Актрис объединило такое положение, сдружили поиски и
репетиции новой театральной работы.
Как
развивался этот роман: "В один из вечеров,- вспоминала много лет спустя
Августа Леонидовна, - Есенин повез меня в мастерскую Коненкова. Обратно шли
пешком. долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию.
Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья...уверял, что все, даже
небо и луна, другие, чем у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей. И
вот, наконец, он все-таки удрал! Он - в Москве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |