Дипломная работа: Любовная лирика в творчестве С. Есенина
Главная
тема - Октябрь и деревня. Наряду с судьбой деревни большую роль в поэме
занимает повествование о судьбе самого рассказчика. Он был участником мировой
войны и воспринял ее как трагическое народное бедствие:
Война мне всю душу
изъела.
За чей- то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое
тело
И грудью на брата лез.
Война
противоестественная человеческой жизни, и Есенин осуждает ее с философских
позиций, считая прекрасной землю и человека: война уничтожает это прекрасное:
И сколько с войной
несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах,
И сколько зароют еще!
Есенин
способен на большие человеческие чувства. Думая о своей юности, он вспоминает и
свою первую любовь:
Когда-то у той вон
калитки
Мне было шестнадцать лет
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Пережив
гибель мужа на войне, деревенские неурядицы, Анна эмигрировала в Англию. И
через долгие годы в письме она признается в том, что ее не оставляют мечты об
ушедшей юности:
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то
льна страх,
Гляжу средь судов все
пристальней
На красный советский
флаг.
И
если в начале рассказа о "девушке в белой накидке", которая ласково
сказала "нет",говорится о неразделенной любви, в конце поэмы
утверждается, что это прекрасное чувство было небезответным:
Мы все эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Среди
стихотворений Есенина, созданных в 20-е годы, выделяются стихи о Родине:
"Русь советская", "Русь уходящая", "Русь
бесприютная". Поэт стремится осмыслить судьбу Родины послеоктябрьских лет,
пишет о героических страницах гражданской войны, когда легендарными стали битва
за "крестьянский комсомол "поет" агитки Бедного
Демьяна",пишет о беспризорных детях.
Стихотворение
"Русь советская" заканчивается строчками, которые утверждают связь
творчества поэта родной новой Россией:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пойдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким
"Русь".
Многие
стихотворения Есенина представляют поэтический, взволнованный и искренний
рассказ о своей жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой
землей: "Письмо к матери", "Письмо к женщине", "Письмо
сестре", "Письмо деду", "мой путь", "Собаке
Качалова" и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с
родными близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об
ушедшей молодости, о том , что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему
дорог и мил.
Широкой
известностью пользуется его "Письмо к матери", которое стало народной
песней. "Письмо деду" свидетельствует о любви поэта к родине, к деду,
у которого он жил в детстве. Недавно Есенин писал о состоянии тонконогого
жеребенка с паровозом, а в этом стихотворении, убеждая деда сесть в поезд, он
слагает гимн паровозу: "Ах, что за лошадь, что за лошадь-паровоз". И
далее:
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
Что даже лучшую
Впрягай в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь.
Стихотворение
"Письмо к женщине" - взволнованный рассказ о времени, когда все
кипело в стране. Обращаясь к любимой, поэт объясняет свое состояние в те годы
грандиозными событиями на родине:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей
быте
С того и мучаюсь, что не
пойму-
Куда несет нас рок
событий.
Поэт
философски объясняя происходящее:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на
расстоянье.
Когда кипит морская
гладь,
Корабль в плачевном
состоянье.
Это
стихотворения свидетельствуют о том, что поэт включается в новую жизнь и верит,
что он сумеет сказать слово о современности. Эта мысль характерна для
стихотворения "Мой путь". Оно перекликается со вступлением в поэму
"Во весь голос" В.Маяковского, где поэт тоже рассказывает "О
времени и о себе". Есенин, как и Маяковский, пишет: "Стихи мои, расскажите
про жизнь мою".
Поэт
полон веры в то, "чтоб озорливая душа уже по зрелому запела". Он
надеется, что "иная жизнь села меня заполнит новой силой".
1924-1925
- период творческого взлета Есенина. Они были так же для него плодотворны как
болдинская осень для Пушкина. За то время Есенин создал большое количество
произведений разных жанров: поэмы, баллады, стихотворения. Лирические
стихотворения этих лет отличаются философской глубиной, искренностью. В них
отчетливо звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о быстротекущей
жизни, о своем скромном "уходе". В то же время Есенин далек от
пессимизма - он благословляет жизнь и выражает веру в ее вечное движение, говорит
о бесконечной любви к людям, "что живут со мною на земле".
В
стихотворении "не жалею, не зову, не плачу..." . Есенин заключает:
"Будь
же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть". Поэт
надеется, что в будущем его песни вспомнят новые поколения? "И, песне
внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть может, вспомнит обо мне, как о
цветке неповторимом".
В
последний период творчества Есенин, по – прежнему, выражает чувство огромной
любви к местам, где он родился, где прошло его детство. Он пишет о том, что
"милый край" изменился, изменилась жизнь и сознание людей. Все, что
связано с началом жизни, с родными и близкими, становится близким и дорогим для
поэта. Обращаясь к сестре в стихотворении "ты запой мне ту песню, что
прежде...", поэт утверждает:
Ты мне пой. Ведь моя
отрада-
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья рябин...
Есенин
часто использует прием психологического параллелизма- картины природы оттеняют
человеческие чувства и переживания:
Плачет метель, как
цыганская скрипка.
милая девушка, злая
улыбка,
Я ль не робею от синего
взгляда:
Много не нужно и много не
надо.
В
лирических стихотворениях, в описаниях природы у Есенина чувствуется тесная
связь с народной поэзией, особенно с песней. Поэтому многие стихи Есенина
положены на музыку в народе ("Клен ты мой, опавший...", "Слышишь
- мчатся сани...", "Над окошком- месяц, под окошком - ветер...",
"не жалею, не зову, не плачу...").
Мастерство
и зрелость Есенина связаны с его преклонением перед русской и мировой
классикой, с его стремлением следовать классическим образцам в своей поэзии. Его
любимым поэтом становится Пушкин, волнует восточная лирика. Поэт мечтает о
поездке в Персию. К ней он тщательно готовится - не только читает классиков
Востока Саади, Фирдоуси, но и создает цикл "Персидские
мотивы",который был новаторским в развитии русской поэзии 20-х годов. Этот
цикл свидетельствует об умении поэта овладевать образцами восточной лирики , сохранив
самобытность русского поэта.
Отдавая
должное Востоку-красоте девушек, чайным розам, которые тихо "бегут по
полям", чайхане и чайханщику, который угощает чаем, жизнь и нравы этой
далекой поэт оценивает, руководствуясь новыми взглядами раскрепощенной России:
Мы в России девушек
весенних
На цепи не держим, как
собак,
Поцелуями учимся без
денег,
Без кинжальных хитростей
и драк.
Он
пишет о том, что ему нравится, что персияне "держат женщин и девок под
чадрой", поэтому так проникновенно звучат его слова, обращенные к
персиянке:
Дорогая, с чадрой не
дружись,
Заучи эту заповедь
вкратце,
Ведь и так коротка наша
жизнь,
Мало счастьем дано
любоваться
В то
же время в стихотворениях ярко выражены идеи патриотизма. Поэт никогда не
забывает, что сын Родины и своего народа. Он замечает, что в России он
"известный,признанный поэт" и что у него "в душе звенит
тальянка".
В
стихотворении "Шаганэ, ты моя, Шаганэ..." поэт вспоминает
"рязанские раздолья", которые для него красивее, чем
Шираз,"волнистую рожь при луне", он готов
"рассказать...поле",с которым у него кровная связь, ибо:
Эти волосы взял у ржи,
Если хочешь на палец
вяжи-
Я нисколько не чувствую
боли.
Я готов рассказать тебе
поле.
Про волнистую рожь при
луне
По кудрям ты могла
догадаться.
Вспоминает
поэт и о девушке на севере, которая, "может, думает обо мне". В цикле
много философских размышлений о любви, жизни, человеческих чувствах. Часто
слова поэта о любви звучат афористично:
О любви в словах не
говорят,
О любви вздыхают лишь
украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
От любви не требуют
поруки,
с нею знают радость и
беду.
Будучи
русским поэтом, Есенин никогда не замыкался в национальные рамки. Он
преклонялся перед образцами классической и мировой поэзии, отдал дань своего искреннего
уважения другим поэтам. Во время пребывания на Кавказе - в Баку, Грузии - Есенин
воспел эти края, их народ, поэзию:
Здесь Пушкин в
чувствительном огне
Слагал душой своей
опальной:
"не пой, красавица, при
мне
Ты песмен Грузии
печальной".
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про
Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо
злата.
И Грибоедов здесь зарыт,
как наша дань персидской
хмари,
К подножии большой горы
Он спит под плач зурны и
тари.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |