Дипломная работа: Любовная лирика в творчестве С. Есенина
1.
"Девушка в белой накидке" (Анна Сардановская);
2.
"За то, что девушкой наивной предстала ты мне на пути моем" (Зинаида
Николаевна Райх);
3.
"Я искал в этой женщине счастья" (Айседора Дункан);
4.
"Шаганэ, ты моя Шаганэ".
В
заключении подводятся выводы.
Список
использованной литературы насчитывает 18 наименований.
2.
Основная часть.
Глава
1. Концепт любви в лирике С. Есенина
Картины
русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов явились первым и
сильным впечатлением детства. В Константинове знали и любили русскую песню,
много пели и в семье Есениных. Песня заставляла грустить и радоваться, утешала
и согревала в трудные минуты жизни. Впоследствии, обращаясь к сестре Шуре,
Есенин писал:
Ты
запой мне ту песнь, что прежде
Напевала
нам старая мать,
Не
жалея о сгибшей надежде,
Я
сумею тебе подпевать.
Любовь
к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не
уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой
русской песне:
Я
навек за туманы и росы
Полюбил
у березки стан,
И ее
золотые косы,
И
холщовый ее сарафан.
У
Есенина был свой поэтический мир. Весьма показательно, что первые стихи
печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской
непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы,
который окружал человека с детских лет. В стихотворениях Есенина воспета и
песенная "белая березка", и русская снежная зима, которая "поет
и аукает стозвоном сосняка", и отливающая перламутром крапива, "поздравляющая"
всех с добрым утром.
1."О
Русь - малиновое поле
И
синь упавшая в реку-
Люблю
до радости ,до боли
Твою
озерную тоску"
Основное
место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте
русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней
поэзии занимает интимная лирика.
Пейзаж
Есенина - не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение
цветовых мазков и пятен - это всегда нравственный итог, исповедь, восторг,
покаяние, наставление, завещание.
Уже в
ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает
раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это
происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский
подтекст.
Стихи
Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать
неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:
Там,
где капустные грядки
Красной
водой поливает восход,
Клененочек
маленький матке
Зеленое
вымя сосет.
В
большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он
высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен
весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: "плачет
иволга", "плачут глухари", а герою "не плачется", у него
"на душе светло".
Многие
стихотворения связаны с народной поэзией, с обрядовой лирикой и народными
песнями:
Под
венком лесной ромашки
Я
строгал, чинил челны,
Уронил
кольцо милашки
В
струи пенистой волны.
В
таких стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: "кольцо
милашки", "лиходейная разлука", "коварная свекровь",
"темна ноченька", "березка-свечка", "девичья
красота", "шелковы купыри" и т.д. Образно и зримо Есенин рисует
деревенский быт, хату, где "пахнет рыхлыми драченами", "вьется
сажа над заслонкою", "квохчут куры беспокойные", а "обедню
стройную запевают петухи" ("В хате", 1914).
Особое
место занимают стихи о животных, о которых Есенин писал с такой любовью, как
мало кто из русских поэтов. Трогательно он пишет о корове - кормилице
крестьянской семьи, у которой "выпали зубы" и "свиток годов на
рогах". Пишет Есенин о собаке, у которой "хозяин хмурый" утопил
семерых щенят ("Песнь о собаке").
Есенин
выступает художником, сумевшим создать и эпические произведения с широким
охватом действительности. В ряде стихотворений поэт рисует картины тяжелой
жизни родного края. С чувством сожаления и горькой любви он пишет:
Край
ты мой заброшенный,
Край
ты мой, пустырь,
Сенокос
некошеный,
Лес
да монастырь.
Здесь
и "избы избоченились", и крыши "под соломой-ризою", а
"в окна бьют без промаха вороны крылом".
Через
ранее творчество Есенина проходит тема любви к Родине, народу, родному
рязанскому краю:
Край
любимый! Сердцу снится
Скирды
солнца в водах лонных.
Я
хотел бы затеряться
В
зеленых твоих стозвонных.
В
дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской
классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы
его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом. Полноту
человеческих чувств поэт воплощал в ярких, конкретных реалистических образах. Для
него
Для
него был характерен обостренный интерес к красоте родной природы, "ко
всему живому на земле". В послеоктябрьский период продолжается
совершенствование мастерства Есенина - лирика. Как и в раннем творчестве, его
лирические стихи говорят о страстной влюбленности в Родину , ее природу. Для
передачи этих чувств поэт находит новые слова и новые поэтические образы. Родной
край уже не отличается кротостью и богомольным смирением - Русь вздыблена
происшедшими событиями и трудно теперь найти прежний отчий дом:
Где ты, где ты, отчий
дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок...
Этот дождик с сонмом
стрел
В тучах дом мой завертел,
Синий подкосил цветок,
Золотой примял песок.
Осенняя
грусть овладевает поэтом, грустью дышит и природа, оттеняя его чувства и
переживания:
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Но
грусть - не постоянное чувство поэта. Его не покидает вера и счастье, способность
влюблено и изумлено восхищаться красотой родной природы:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши
вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой
звезду
Над дорогой моей засветил.
Счастье
героя неотделимо от судьбы Родины, России:
О верю,верю,счастье есть!
Еще и солнце не
погасло...
Звени, звени, златая
Русь,
Волнуйся неуемный ветер!
Блажен, кто радостью
отметил
Твою пастушескую грусть,
Звени, звени, златая
Русь.
2."Но
более всего любовь к родному краю.
Меня томила, мучила и
жгла".
Есенин в который раз
пишет о своей страстной любви к Родине:
Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину!
"Моя
лирика, - не без гордости говорил Есенин, - Жива одной большой любовью, любовью
к Родине, чувство Родины - основное в моем творчестве". С болью пишет
Есенин о тоске по родному дому в деревне, о том, что дом этот "без меня
ссутулился" и что "на московских изогнутых улицах умереть, знать, судил,
мне бог" ("Да! Теперь решено...",1922).
1923-1925
годы были годами творческой зрелости поэта. Есенин публикует подлинные шедевры
поэзии тех лет - "Песнь о великом походе", "Балладу о двадцати
шести", "Поэму о 36","Русь советскую", поэму
"Анна Снегина", стихи "Капитан земли" и работает над поэмой
"Гуляй - поле".
В эти
же годы он создает лирический цикл "Персидские напевы" и много других
удивительных по содержанию и совершенных по форме лирических стихотворений.
Драматическая
поэма "Пугачев" подготовила Есенина к созданию произведений народного
творчества, "Песнь..." посвящена описанию исторических событий
начиная с эпохи Петра, которая осмысляется Есениным как эпоха исторического
взрыва, приведшего к изменению жизни в России. Любовь к Родине в этих
произведениях приобретает новое качество.
События
революции, гражданской войны соотносятся поэтом с важнейшими событиями русской
истории. Гражданская война осмысляется как борьба народа с белогвардейцами и
интервентами за власть, которая народу "очень нравится".
"Песнь
о великом походе" отражает героический подвиг народа, разгромившего на
полях гражданской войны тех, кто выступил против революции, против молодой
Советской Республики. Если "Песнь..." - это гимн народу, победившему
врагов в годы гражданской войны, то "Поэма о 36"-это обращение к
героям, шедшим на каторгу с ссылку во имя свободы еще задолго до ее
наступления:
Их было тридцать
Что в гневной своей
Шесть... Тщете
Каждый из них
К рыдающему в нищете
Сидел Большую любовь
За то, что был горд
Имел.
И
смел.
1924-1925
годы отличаются в творчестве Есенина соединением эпического охвата
действительности с глубоким лирическим проникновением в жизнь и человеческие
отношения. Вершиной творчества поэта явилась поэма "Анна Снегина". Поэма
представляет до некоторой степени итоговое произведение, в котором Есенин
отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции, свои философские
раздумья о жизни человека на земле и, наконец, свое поистине святое отношение к
первой любви, которая открывает перед человеком новые миры и хранится в сердце
всю жизнь.
Действие
поэмы начинается со временем февральской революции и заканчивается рассказом о
событиях гражданской войны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |