Дипломная работа: Любовная лирика в творчестве С. Есенина
Дипломная работа: Любовная лирика в творчестве С. Есенина
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЗБЕКСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
ФАКУЛЬТЕТ
РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
НАУЧНЫЙ Исполнитель:
РУКОВОДИТЕЛЬ:
д.филол.наук студентка 4 курса
проф.Абдуллаева Г.Ш. Поляченкова Н.Е.
Ташкент
2008
План
1.Введение.
2.Основная часть
Глава 1. Концепт любви в лирике Сергея Есенина.
1.1. "О русь-малиновое поле И синь упавшая в реку-
Люблю до радости до боли
Твою озерную тоску".
1.2. "Но более всего любовь к родному краю
Меня томила мучила и жгла"
Глава2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике С.Есенина.
2.1."Девушка в белой накидке".
2.2."За то, что девочкой наивной
Предстала ты мне на пути моем"
2.3."Я искал в этой женщине счастья"
2.4."Шаганэ,ты моя,Шаганэ..."
3.Заключение.
4.Список использованной литературы.
Введение
Сергей
Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать
лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна. Родился Есенин 3 октября
1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончил
сельское училище, а затем школу в Спас - Клепиках.В 1912 году приехал в Москву
и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал
редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и
зарубежную литературу.
В
1915 году происходит его встреча с А.Блоком. "С него и началась моя
литературная дорога", с благодарностью будет потом вспоминать поэт. В
Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом Н. Клюевым, а затем с М. Горьким,
С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус
и др.
Его
стремительное появление в литературе сравнивали с чудом, с внезапным явлением
кометы. "Всеобщее призвание свершилось буквально в какие-нибудь несколько
недель", - вспоминал Р.Ивнев.
К
вершинам мировой поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. "Рязанские
поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали его надежной
стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. Здесь "по заре и по
звездам" он школу проходил, и мыслил, и читал..." по библии
ветров", здесь подружился он, на всю жизнь", с " зеленокосой ",
"в юбчонке белой" березой и старым кленом "на одной ноге", здесь
началось пробуждение его творческих дум, и он написал свои первые стихи:
Там, где
капустные грядки Красной водой поливает восход клененочек маленькой матке Зеленое
вымя сосет. Юному поэту тогда едва исполнилось 15 лет. Мог ли кто-либо
представить в то время, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет
поэтическим сердцем России. Мир народно - поэтических образов окружал Есенина с
первых дней жизни: Родился я с песнями в травяном одеяле. Зори меня вешние в
радугу свивали.
И костер
зори, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная
небесная синь, и голубая гладь озер, вся красота родного края с годами отлилась
в стихи полные любви к русской земле:
О Русь-малиновое поле
И синь упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В
сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая
печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский
звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина.
От
проникновенных стихов о стране "березового ситца", шири ее степных
раздолий, синих озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах
России в "суровые грозные годы" каждый есенинский образ, каждая
есенинская строка согретые чувством безграничной любви:
Но более всего Любовь к
родному краю
Меня томила, Мучила и
жгла.
Боли
и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отлилось у Есенина
в задушевные и светлые, скорбные и гневные строфы. В эти годы поэт входит в
литературную группу имажинистов 1921 - 1923 гг. характеризуются двойственным
отношением Есенина к советской действительности. В 1922 - 1923 гг., женившись
на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт совершил длительное
путешествие в Европу и США. Впечатление от этой поездки нашло очень яркое
отражение в письме Есенина своим близким: "Что сказать мне вам об этом
ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Человека я пока
еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В странной моде доллар, на искусство
начихать - самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду
под "смердяковщину". 1924 - 1925 гг. - новые попытки понять Русь
Советскую:
"Радуясь,
свирепствую и мучась, Хорошо живется на Руси".
Итогом
короткой творческой жизни поэта стали тридцать его книг, а также подготовленное
к изданию собрание стихотворений в трех томах. В своих произведениях Есенин
решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом
и природой, он создает в стихах собственную образную концепцию человека. Главными
составляющими художественного мира писателя являются образы земли, неба,
матери, природы, родины, любимой женщины. Природно-эстетический образный мир
поэта богат и многообразен. Если в начале творческого пути "деревенская
избенка" с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и
др.) - это реальная деревенская изба, то постепенно она мифологизируется,
становясь "поэтическим храмом, связующим землю и небо", а реальные
части этой избы и ее орнаментальные украшения (красный угол, потолок, матица,
конек на крыше) предстают символом связи "земной предметности" с
"воздушным миром", с мирозданием.
В
данной выпускной квалификационной работе мы хотели рассмотреть эволюцию темы
любви в творчестве С.Есенина. Почти все поэты всех времен и народов всегда в
своем творчестве обращаются к этой теме. Но, так эмоционально, образно и светло
воспеть это чувство, как воспел Есенин вряд ли кому удалось.
Любовь
- главная тема творчества С.Есенина, она проходит красной нитью через все его
произведения. Это всеобъемлющая тема.
Актуальность
данной работы заключается в необходимости современного исследования с позиции
нового типа научного знания и мышления проблем становления эволюции темы любви
в творчестве С. Есенина.
Анализ
конкретного литературного материала и критическое осмысление соответствующих
ему литературоведческих положений позволяет сделать вывод о том, что тема любви
в творчестве поэта наиболее полно раскрыта в трех основных аспектах: любовь к
природе, любовь к Родине, любовь к женщине. В данной работе мы рассмотрим
эволюцию темы любви на примере раннего и зрелого творчества С.Есенина.
В
русской литературе конца XX - начале XXI века произошли глобальные изменения,
определившие эволюцию философских, этических и эстетических систем.
Историко-эстетический процесс этого периода отражает не только переломную эпоху
в развитии страны, но и изменения в сознании человека. Писатели и поэты создают
новые произведения, которые не только отражают происходящие в обществе
перемены, но и вбирают в себя весь спектр духовно-философских проблем. Также
пересматривается творчество поэтом и писателей, творивших в начале XX века и
уже получивших свою оценку. В этом смысле актуализируется и творчество
С.Есенина, рассмотрение закономерностей развития его художественного мира и то,
что в нем отражены основные противоречия литературного процесса начала XX века.
Предметом,
исследования является творчество С. Есенина, его стихи о природе, о Родине, о
женщинах.
Исходя
из сказанного, цель данной работы видим в рассмотрении эволюции воспроизведения
темы любви в поэзии С. Есенина. Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:
-
раскрытие нравственной и психологической сути человека, героя поэзии С.Есенина;
-
выявление этических и эстетических категорий, которыми руководствуется поэт при
изображении своего героя;
-
рассмотреть своеобразие художественного психологизма, проявление характеров
героев;
-
определить какими художественными средствами пользуется поэт в создании своих
образов.
Структура
и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования, состоянием
изученности проблемы на данном этапе развития литературоведческой науки. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы(18 наименований).
Во
введении дано обоснование выбора темы, роль и место С. Есенина в русской
литературе xx века, определена степень изученности проблемы, актуальность,
научная новизна, цель и задачи исследования.
Глава
1. "Концепт любви в лирике Сергея Есенина". Глава состоит из двух
параграфов. Здесь рассматривается начало творческого пути поэта, его любовь к
родной природе.
1.
" Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла" В
этом параграфе исследуется как любовь к природе перерастает в более сильное,
значимое чувство-чувство любви к Родине.
Глава
2. Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике С.Есенина. Глава
состоит из 4-х параграфов, каждый из которых посвящен определенному лицу,
увлечению, большому чувству С.Есенина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |