Дипломная работа: Концептосфера слова "любовь" в творчестве А.А. Ахматовой
Прежде чем говорить о
расширении и сужении смысловых планов слова «любовь» в творчестве А.Ахматовой,
что, как мы видим становиться хорошо заметным на конкретном анализе текста,
следует сказать несколько слов о периодизации творчества поэта.
В своей работе мы будем
опираться на трехчастную периодизацию творчества А.Ахматовой в соответствии с
собранием сочинений под редакцией М.М.Кралина.
Период ранней лирики:
книги «Вечер», «Четки», «Белая стая» - почти исключительно лирика любви.
В «Подорожнике» и «Anno
Domini» заметно меняется
тональность лирики, любовное чувство приобретает более широкий и более духовный
характер.
Время с 1928 по 1936
года можно охарактеризовать как период творческого молчания поэта.
К позднему периоду
лирики А.Ахматовой следует отнести книги «Тростник», «Седьмая книга», «Нечет»,
написанные в промежуток с 1936 по 1966 года.
Понятно, что мы не
ставим своей целью доскональное рассмотрение проявлений концептуальных
признаков понятия «любовь» во всех поэтических текстах, созданных Ахматовой.
Нам представляется интересным показать постепенное формирование и расширение
концепта «любовь» в творчестве А.А.Ахматовой.
Смысловые планы
концепта «любовь» в индивидуальной картине мира Ахматовой являются сложными по
своему составу и различными по объему и значимости. Ведущую роль в контексте
ахматовской лирике играет смысловой план «чувство горячей сердечной склонности,
влечения к возлюбленному» в котором наиболее ярко представлено осмысление любви
как чувства исполненного страдания и душевной муки. В целом любовь в
индивидуально-авторской картине мира А.Ахматовой – это глубокое, духовное,
освещенное небесами и одновременно страстное чувство, зачастую несущее
лирическому герою (героине) страдание и муку (из-за разлуки, безответной любви,
обмана, несовместимости любви и поэтического творчества, отсутствия свободы,
ревности, измены), способное привести даже к гибели, но вместе с тем дающее
счастье. Одновременно любовь у Ахматовой – это сильное, глубокое, духовное
чувство искренней привязанности к Родине, к друзьям, исполненное страдания и
сострадания, а также постоянная, сильная, духовная склонность к поэтическому
творчеству. Отличаясь существенной индивидуальностью, концепт «любовь» как
составная часть поэтической картины мира А.А.Ахматовой базируется на
общечеловеческих, общенародных и общелитературных понятиях и представлениях, в
том числе и художественно-образных. Причем в его состав входят как
индивидуально-авторские, так и традиционные поэтические образы.
Выводы ко II
главе
Концепт обычно
реализуется в языковых единицах, потому для изучения концепта «любовь» и его
концептосферы в идиостиле определенного писателя, необходимо сначала
познакомиться с историей формирования и развития значения – слова «любовь» в
русском литературном языке.
Изучив путь этого
развития, можно прийти к следующему выводу: в старославянском и древнерусском
языке понятие «любовь» было концептуальным и в основном имело сакральный,
религиозный характер, то есть либо означало чувства человека, приближающее его
к Богу, соединявшей с ним, либо, напротив, греховное чувство, отдаляющее
человека от Бога. Такое представление о любви связано с тем, что личность в
средние века оценивалась, прежде всего, с социальной и духовной точки зрения.
В современном русском
языке сакральвозвышенное понимание слова «любовь» практически утрачено, но
сформировались его новые концептуальные признаки: любовь – это, прежде всего,
чувство глубокой привязанности, сердечной склонности.
Расширяют наше
представление о концепте «любовь» и материалы других гуманитарных энциклопедий,
в частности Библейской.
Обращаясь
непосредственно к творчеству А.А.Ахматовой, следует признать, по словам
Павловского, что любовь всегда была основным центром её поэзии, что вся её
лирика пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись
и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических
масштабов.
Говоря о концептосфере
слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же
время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями,
репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера представлена в
поэзии Ахматовой различными образами, как индивидуально-авторскими, так и
традиционными: поэтическими фольклорными.
В процессе творческого
развития поэта в его произведениях происходит некая эволюция концепта «любовь»,
сто мы и увидим в следующей главе.
Глава III.
Слово «любовь» как художественное средство в творчестве А.А.Ахматовой
3.1Формирование
смыслового поля «любовь» в ранней лирике А.Ахматовой
Весной 1912 года вышел
в свет первый сборник Ахматовой под названием «Вечер», с предисловием
М.Кузьмина. Уже в первой книге стихов Ахматовой формируется концептуальный
признак - чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленному с
помощью актуализации семы. Сильное сердечное чувство, несущее страдание и муку.
Сема «страдания, мука» особенно подчеркивается в лексемах окружающих слово
«любовь» в этом сборнике.
В названном первом
поэтическом сборнике любовь называется «пыткой», «огненным недугом», «мукой
жалящей». Любовная тоска и связанная с ней душевная боль подчеркивается в
разных стихотворениях лексемами «печаль», «мучительный», «томление», «тоска»,
«грусть», «отрава», «исступление», метафорами «пить душу», «напоить до пьяна
терпкой печалью», « предать», «предать тоске и удушью».
В осмыслении любви как
страдания принимают участие и другие образы, так например, смятение и боль
лирического «я» в стихотворении «Как соломинкой пьешь мою душу…» отражены через
словесный образ «хмель» (…знаю вкус её горек и хмелен…), который традиционно
является символом любовной муки и страдания. Обращаясь к работам
литературоведов, читаем: «любовь воспринимается, прежде всего, как источник
страданий, и не только страдания ждут её в жизни, и не её причитать, или
жаловаться» (Хейт, 1991).
Мы
хотели муки жалящей
Вместо
счастья безмятежного… (1911, I
-33)
Уподобление любовного
чувства страданию характерно и для других ранних сборников Ахматовой. Если
обратиться к трем известным в философии видам любви: «эрос», «филиа» и «агапэ»,
то можно увидеть, что в ранних сборниках Ахматовой концептуальные признаки
понятия «любовь» раскрывают его как «эрос», то есть любовь-страсть,
чувственная, половая любовь, приносящая по определению душевные страдания.
В книге стихов «Четки»
важную роль в формировании семантического компонента «страдание, мука» играет
символический образ «отравительницы –любви», восходящей к
традиционно-поэтическому образу «отравы-любви», «яд любви».
Слово
тронуты черной, густою тушью
Тяжелые
веки твои.
Он
предал тебя точке и удушью
Отравительнице
– любви (I – 81)
Осмысление любви, как
страдания присутствует и в книге стихов «Белая стая», где формирование
семантического компонента «страдание, мука» участвует прежде всего
символический образ памяти, возникающий на основе словесной единицы «помню» и
метафорического сравнения «Как белый камень в глубине колодца / Лежит во мне
одно воспоминанье». Названный образ отражает мучительную боль, которую
причиняет лирическому герою или героине память о минувшей любви. Для осмысления
любви, как чувства приносящего муку и страдание очень важен символический образ
сна – памяти – видения, переплетающийся традиционно с образом ушедшей любви.
Названный образ развивает в «Белой стае» тему воспоминания о прошедшей любви
(ср.: «Я не даром печальной слыву/С той поры, как привиделся ты»).
В одном из
стихотворений сборника «Вечер» любовь имеет метафорическое наименование,
«огненного недуга» (ср. «Пытка сильных – огненный недуг»), обнаруживающее также
объединение двух традиционно-поэтических образа «любовь-огонь»,
«любовь-болезнь». «Огненный недуг символизирует у Ахматовой всепоглощающее
чувство, несущее страдание и муку.
Большую роль в
творчестве А.Ахматовой играет символических образ музыки, который формирует
дополнительное приращение смысла «страдание из-за разлуки». Образ музыки в
индивидуальной картине мира поэта оказывается, связан со страданием из-за
любви:
Звенела
музыка в саду
Таким
невыразимым горем (I -47)
Символический образ
музыки как воплощение страданий из-за разлуки с любимым обнаруживается и в
других стихотворениях сборника «Вечер», где он возникает на основе сочетания
«Песня последней встречи» и некоторых других.
Многоплановость
семантической составляющей «сильное сердечное чувство, несущее страдание и
муку» характеризуется ещё наличием целого ряда дополнительных смысловых
приращений. В «Вечере» формируется сема «безответная любовь», сопровождающая
осмысления любви, как страдания. Впервые это проявляется в стихотворении «Я
сошла с ума, о мальчик странный…», где традиционный образ любви-страдания –
образ отравленного жала, формируют слова «уколола», «жало». Этот же образ
присутствует и в словах «Мы хотели муки жалящей».
Очень распространенным
в ранних поэтических сборниках является дополнительное смысловое приращение
«обманная любовь». Как подчеркивают многие исследователи «обман» и «обманность»
- сквозной мотив многих ахматовских произведений. И лирика Ахматовой особенно в
ранних сборниках – это лирика «обманной страны», куда забрели её герои, вместо
счастья обрекающие себя на «муку жалящую».
В поэтической сборнике
«Вечер» для формирования словесного образа «обманная любовь», помимо лексем
«обманный», «обманно», «обмануть», очень важны слова, в значениях которых
присутствуют семы «ненастоящей», «неистинной». В стихотворении «Мне с тобою
пьяным весело…» интересен индивидуально-авторский символический образ обманной
страны, важный для осмысления любви, как страдания из-за обмана и передающей
всю глубину переживаний лирического «я»:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |