Дипломная работа: Концептосфера слова "любовь" в творчестве А.А. Ахматовой
Опираясь на данные
представления о любви, как на общеязыковом, так и на общефилософском уровне,
можно более полно раскрыть составляющие концептосферы слова любовь в поэзии
А.А.Ахматовой.
2.3 Любовь в
философском осмыслении в поэзии А.Ахматовой
Если спросить человека,
знакомого с лирикой А.Ахматовой лишь поверхностно, о чем написаны её стихи, он,
конечно, скажет: «о любви». Действительно именно стихи А.Ахматовой, посвященные
любви стали самыми популярными в её творчестве. Однако её лирика отличается
странной немногословностью, в которой страсть походит на тишину предгрозья и
выражает себя обычно двумя-тремя словами.
Поэзию А.Ахматовой
А.Коллонтай назвала «книгой женской души», подчеркивая тем самым, что в её
стихах отразились все сокровенные тонкости и нюансы любовных переживаний
женщины.
В стихах «Вечер»,
«Четки», «Белая стая» особенно много места уделяется изображению
непосредственных любовных взаимоотношений мужчины и женщины. Все переходы
чувства – от нежной влюбленности до пламенной, опаляющей страсти можно найти в
поэзии Анны Ахматовой.
Именно по этой причине
любовная лирика А.Ахматовой с течением времени завоевывает всё новые и новые
читательские круги и поколения.
В её поэзии есть
центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир её поэзии, оказывается
её основной идеей. Это любовь. Новый взгляд на неё позволяет говорить о поэзии
А.Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики ХХ века. В её поэзии
есть и «божество», и «вдохновенье». Сохраняя высокое значение идеи любви,
Ахматова возвращает ей живой реальный характер. Душа оживает «не для страсти,
не для забавы, для великой земной любви».
«Великая земная любовь»
- вот движущее начало всей лирики Анны Ахматовой. Именно она заставила
по-иному, не символистки и акмеистки, а реалистически – увидеть мир.
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней
свободой,
Оттого что – это любовь.
В этом стихотворении «любовь»
названа «пятым временем года». Из этого необычного, пятого времени увидены ею
остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и
обнажены все чувства. И открывается необычность обычного. Мир открывается в
дополнительной реальности, вещам возвращается первозданный смысл. Только
женщина с её умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто
мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных
муках и переживаниях страдания миллионов могла создать такую, ни на что не
похожую лирику. И в этом – великая загадка творчества Анны Ахматовой. Но любовь
в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь – счастье, тем более благополучие.
Часто это страдание, своеобразная антилюбовь и пытка, болезненный надлом души.
Она почти не предстает в спокойном пребывании, она все время в движении,
развитии, переходах:
То змейкой, свернувшись
клубком,
У самого сердца
колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке
воркует,
То в инее ярком
блеснет,
Почудится в дреме
левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей
скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой
улыбке.
Стихи Ахматовой очень
часто несут особую стихию любви-жалости. так в русском фольклоре для Ахматовой
синонимом слова «любить» часто является «жалеть». Любовь – страсть переходит в
любовь – жалость, или даже ей противопоставляется или вытесняется ею.
И открывается выход из
мира камерной, замкнутой эгоистической любви – страсти, любви – забавы к
подлинно «великой земной любви» для людей и к людям.
Прежде всего, следует
сказать несколько слов о периодизации лирики А.Ахматовой. В её творчестве
выделяется ранняя лирика (сборники: «Вечер», «Четки», Белая стая»), лирика
20-х-30-х годов («Anno
Domini», «Тростник») и
поздняя лирика (зрелая лирика) Ахматовой.
Мы будем рассматривать
концептосферу слова «любовь» прежде всего в контексте творчества писателя, и
потом – в непосредственном словесном окружении. Сопоставляя особенности
сочетаемости (прежде всего, лексическое и семасиологическое) этого слова с
другими словами, проанализирует то, приращение смысла и актуализации гипосемы и
дополнительных сем данного слова.
Несколько слов
необходимо сказать и о понятии «фреймовые поля». Думается в данной работе
уместно опосредованное обращение к этому термину, который подразумевает весь
тот ноосферный объем знаний, на которые опирается поэт не только осознанно, но
и интуитивно в состоянии вдохновения. В подобном плане «фреймовые поля»,
имеющиеся в сознании поэта позволяют ему разворачивать ассоциативные связи
слова, что также способствует выделению в его ЛСВ дополнительных сем.
Сначала определим
принцип разграничения семантических вариантов слова «любовь» в ранней поэзии
Ахматовой. Это будет принцип деления значимого словом «чувства» - понятия на
разные составляющие. Так, в одном случае любовь у Ахматовой – это любовь –
страсть, «эрос» в чистом виде, любовь направленная только на самое себя, и
почти всегда – несчастная. В другом случае перед нами любовь – «филия», любовь
– дружба, нежная и романтическая , в третьем – это любовь – «сторгэ», нежность,
стремящаяся уже к семейному уюту, к взаимопониманию, но не всегда его
находящая.
Посмотрим, как меняется
тональность стихотворений и семантика слова «любовь» в 1914-1916 годах. По
периодизации это всё ещё ранняя лирика Ахматовой, но необходимо учитывать, что
в её жизни и жизни страны произошли достаточно важные события, которые внесли
глубокие изменения в представление поэта о жизни и о себе. Это, во-первых, брак
Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилева и последующий развод, во-вторых,
рождение сына Льва и, в-третьих, начало Первой Мировой войны, оказавшей большое
влияние на умы всех прогрессивных писателей в России. Вот, что пишет об этом
А.И.Павловский: «В любовный роман А.Ахматовой входила эпоха – она по-своему
озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших
более широкое значение, чем собственная судьба» (А.И.Павловский «Анна Ахматова.
Жизнь и Творчество» - Москва: Просвещение, 1991 год). Можно сказать, что
постепенно представления о любви у Анны Ахматовой расширяется, это чувство
начинает восприниматься ею во все более глобальном масштабе и разнообразных
аспектах, в её стихах возникает та самая любовь, что «движет солнце и светила».
В соответствии с этими
изменениями в мировоззрении поэта меняется и семантика любви. Постепенно
«любовь» у А.Ахматовой начинает означать чувство взаимосвязи сердца со всем
миром, космически масштабное чувство. Это уже не просто любовь мужчины и
женщины, это любовь женщины к земному миру, к земле, которая ощущается столь же
интимно близкой, как и любимый мужчина. Эта любовь уже исполнена смирения перед
выпавшими на долю испытаниями, и это отражается в том, какой контекст подбирает
поэт для слова «любовь».
Послереволюционная
лирика Ахматовой наполнена предчувствием и осознанием грозных и трагических
событий, происходящих в России. В её личный, до сих пор в общем-то интимный мир
души, врывается беспощадная и безжалостная реальность: кровавый террор,
революции, смерти близких и родных, в основном насильственные и жестокие. В
собственной жизни Ахматовой тоже не всё складывается благополучно: бурный и в
общем-то печальный роман с В.Шилейко, брак со Львом Пуниным, трагически
погибшем в годы репрессий, арест сына и второго мужа, расстрел в 1921 году
первого мужа – Николая Гумилева. Все эти события не могли не наложить отпечаток
на духовное самосостояние поэта, не могли не усложнить восприятие Ахматовой
чувства любви.
Обращаясь к поздней
лирике А.Ахматовой, следует учесть тот жизненный опыт, который лёг в основу её
позднейших стихотворений. Это ко всему вышеперечисленному, вторичный арест и
ссылка в лагеря её сына, Льва, Великая Отечественная война, трагедия
Ленинграда, которую Ахматова пережила сердцем, находясь в эвакуации в городе
Ташкенте, это наконец, личные проблемы Анны Андреевны, которую в Советской
России долго не признавали как поэта.
Казалось бы, такой
тяжелый груз мог бы и вовсе заставить поэтессу отказаться от веры в любовь, но
её представления становятся только глубже и возвышенней, а само чувство
описывается уже в свете вечного его существования.
Мы установили, что с
1911 по 1964 года, семантика слова «любовь» у Ахматовой наполняется все большим
количеством гипосем, отражающих высокий философский смысл любви. Возникают
дополнительные значения, контекстная семантика, которая в лингвистическом плане
отражает духовное развитие представлений о любви в поэзии Ахматовой,
показывает, что «любовь» у Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно
чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее исполнить библейскую строку:
«Сильна, как смерть любовь и стрелы её – стрелы огненные».
2.4 Формирование
концептосферы слова «любовь» в творчестве А.Ахматовой
Как уже было отмечено
концепт «любовь» является ведущим в творчестве А.А.Ахматовой и представляет
собой, по словам В.В.Виноградова одну из центральных «семантических сфер» в
индивидуально-авторском стиле поэта. Смысловое наполнение названного концепта
последовательно формируется на протяжении всего творчества А.Ахматовой и
включает в себя четыре смысловых плана (концептуальных признака): «чувство
горячей сердечной склонности, влечения к возлюбленному», «чувство глубокой и
искренней привязанности (к Родине, друзьям)», «постоянная, сильная склонность,
увлеченность поэтическим творчеством», «возвышенное, глубоко духовное чувство
соединенности с миром и Богом». Названные смысловые планы состоят из ряда
семантических составляющих, которые взаимодействую, создают поэтическую картину
мира, соответствующую мировосприятию автора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |