рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева  
Дипломная работа: Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева

Программа пятого класса предлагает юному читателю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, даются сведения об отличии стиха от прозы, представления о важнейших тропах и фигурах речи, о типах речи: описание, повествование и рассуждение.

Каков же круг сведений, которые целесообразны для изучения в пятом классе? Напомним их еще раз: искусство, искусство слова, язык, текст, образ, жанры (важнейшие и уже знакомые), композиция, виды тропов (эпитет, сравнение, метафора и др.), фигуры (простейшие), элементарные вопросы стихосложения, типы речи.

Наиболее важное понятие - сюжет. Чередование событий, их причины, их связи – все это увлекает учеников и может быть использовано как центральное звено общей системы.

Учебник помогает учителю и ученику пользоваться теоретическими понятиями, предлагая специальный «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенный в конце каждой части данного пособия.

В то же время попутно и неоднократно ученики узнают, как богат мир словарей, которыми они могут и, конечно, должны пользоваться. Ради этого в хрестоматии даже есть «Слово о Словарях», а в заданиях предлагается обращаться к созданию собственных словарей.

Работа с художественным текстом или со справочной литературой

предполагает обращение к диалогу.

В последнее время появилось уточнение понятия «диалог». Диалог западного образца, основанный на логике и очень внимательный к слову, противопоставляется диалогу восточному с его чрезвычайным вниманием к паузе и не столько логически последовательным обменом суждений, сколько стремлением достичь относительно общего понимания обсуждаемого явления. Поединок мнений противопоставляется возможности сближения мнений.

Теоретический материал по теории литературы в этом издании изложен доступным для пятиклассников языком, помещен в отдельные статьи.

Начиная с литературы XIX века, ребята знакомятся с жизнью и творчеством каждого писателя, для этого в учебнике имеется необходимая информация.

Учебник имеет иллюстративный материал, который вводит читателя в атмосферу эпохи, отраженной произведением, обеспечивает реальность и эмоциональность представлений, лежащих в основе художественных образов, ориентирует ребенка в происходящем действии, тем самым, помогая учителю по – иному строить работу данного раздела.

Включить всех детей в многообразную деятельность на уроках литературы учителю помогают вопросы и задания, данные в учебнике. Все задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока. Творческие задачи и проблемные вопросы при осмыслении произведений пробуждают сотворчество юного читателя, постепенно подготавливая его к самостоятельной литературно – творческой работе на заданную тему. Самостоятельной литературно – творческой работой учащихся в данном случае являются такие задания: составление рассказов - миниатюр, описание картин, героев произведений, сочинения, подготовка сообщений, рефератов, выполнение работ в форме рисунка или иллюстрации к произведению.

Вопросы и задания вовсе не должны использоваться в том порядке, который обозначен в хрестоматии. Из них нужно выбирать те, которые, ближе всего данному классу и на данном уроке, а также исходя из способностей учащихся.

В хрестоматии много вопросов и заданий, обращенных к связи живописи и литературы, музыки и литературы, дается возможность обращения к кино, мультипликации и другим видам, сопоставление с которыми не только приобщает к различным видам искусства, но и раздвигает границы представления ученика о том, что такое искусство. Задания, которые используют взаимодействие искусств, направлены на осознание их близости и в то же время на восприятие их неповторимости.

При этом возможна любая форма работы: эвристическая беседа («поиск истины»), комментарии учителя пли учеников, всяческие виды пересказов, размышление о том, как нужно исполнить данный текст, — все эти виды работы или любые иные не только помогают разобраться в содержании, но и обостряют восприятие произведения.

Попробуем обобщить те составляющие, которые дают право считать программу и реализующий ее учебник пятого класса первым этапом литературного образования в среднем звене.

Ø Четкость общей структуры.

Ø Целесообразное сочетание традиционных и новых для школы авторов и произведений.

Ø Расширение тематической палитры курса.

Ø Активное использование сопоставления художественных произведений самых различных жанров.

Ø Органическое включение теоретических сведений как постоянного участника бесед о художественном произведении.

Программа, учебная хрестоматия, система работы на уроке, самостоятельное чтение - все направлено на реализацию литературного образования, новую - более раскованную и свободную - форму общения ученика с литературой и искусством вообще.


ГЛАВА. II ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПИСАТЕЛЯ

Проза Астафьева, отливается ли она в сюжетное повествование или лирический рассказ-раздумье, - это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных прорастать через обстоятельства как бы ни были они тягостны, и выходить из испытаний, обогащаясь нравственно и сохраняя, как говорится, душу живую.

А.Н. Макаров

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка на берегу Енисея, близ города Красноярска. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме.

В 1941 году поступит в железнодорожную школу ФЗУ на станции Енисей, после окончания которой работает составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 года ушел на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом. Получил тяжелое ранение.

В 1945 году демобилизовался. Восемнадцать лет прожил на Урале, в городе Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком. Одновременно учился в вечерней школе. Тяга к творчеству у В. Астафьева была давней. Безусловно, это шло от природы. Еще в детстве написал он стихи об Игарке, и они были напечатаны. Школьное сочинение о полюбившемся ему озере — тоже раннее проявление таланта. О том, что В. Астафьев отличный рассказчик всяких книжных, киношных и собственных «завиральных» историй, знали многие, и сам он издавна ощущал в себе эту способность: «Рассказывать я любил с детства и писать одно время мечтал научиться». Потому-то приход в только что открывшийся литературный кружок при газете «Чусовской рабочий» нельзя назвать абсолютной случайностью.

В начале 1951 года В. Астафьев прослушал рассказ литкружковца, бывшего фронтовика. Он резко не понравился ему своей надуманностью и фальшью. И ночью на дежурстве вахтер мясокомбината В. Астафьев написал свой первый рассказ. Не без юмора изобразит он себя в эту решающую ночь.

На очередном занятии литкружка рассказ был зачитан и одобрен. А газета «Чусовской рабочий» в феврале 1951 года начала его публиковать небольшими порциями с продолжением.

«Но вдруг рассказ на самой середине прекратили печатать. Я в редакцию, — повествует В. Астафьев далее, — а там мне говорят: «Понимаешь, не идейный рассказ-то. Солдат в центре не советский какой-то. Слова нехорошие говорит... Груб, понимаешь, герой, культуры ему недостает, а отсюда и нетипичный он...». [78, 10].

В результате конец рассказа был переписан, и «Чусовской рабочий» завершил его публикацию. Затем «Гражданский человек» появился в областной газете, в альманахе «Прикамье», по рассказу сделали радиопостановку, он вошел в первую книгу молодого писателя. «Везде и всюду, — свидетельствует автор, — рассказ подвергался немилосердной правке как с моей стороны (я все хотел сделать Мотю потипичней), так и со стороны редакторов..».

«Гражданский человек» мало чем отличался от десятков газетных рассказов о подвиге связиста, который, и, будучи ранен, соединит провод. Все завершает утешительный конец: однополчане получают письмо от выздоравливающего героя. Лет через шесть Астафьев вернется к своему первенцу, и лишь тогда обрастет образной плотью сухой косяк фраз, и вдохнет писатель душу в своего Матвея Савинцева, восстановит рукописный вариант – не выздоравливать в госпитале пошлет его, а правдиво изобразит, как тяжело и мужественно умирал на поле боя русский человек, и в последнюю минуту думал, как бы посмягчить горе близких, чем бы утешить их. И назовет рассказ «Сибиряк». [10,26].

В таком виде рассказ известен теперь многим читателям, переиздавался отдельно и в сборниках. Итак, в феврале 1951 года в газете «Чусовской рабочий» рассказ «Гражданский человек» был напечатан, а в апреле его автор перешел с должности вахтера на должность литературного работника газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. Астафьева. Совершилось событие, предопределившее его судьбу.

В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, многое видит, над многим по-новому задумывается. За четыре года работы в «Чусовском рабочем» В. Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которых и составляет две первые книги — «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955), а потом задумывает роман. О роли газеты в становлении его как писателя В. Астафьев скажет в том же 1955 году, когда он эту газету оставит:

«Начинающему писателю... газета необходима как воздух. В этом я убедился на собственном примере. Мои первые шаги в литературном творчестве начались в газете «Чусовской рабочий»... с помощью старших товарищей, опытных газетчиков... Крупица по крупице приходит к автору мастерство, накапливается опыт, умение наблюдать жизнь. Вот эти-то крупицы и дает газета. От информации к статье, от статьи к очерку, от очерка к рассказу — так идет нормальное развитие начинающего литератора. Именно так учили меня писать в нашей газете. И я сохраню к ней благодарность на всю жизнь...» [10,26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

рефераты
Новости