Дипломная работа: Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
Создавая
данную систему уроков, мы стремились к повышению читательской культуры
учеников, к реализации путей развития творческих способностей и эстетического
вкуса, к укреплению гражданских и нравственных позиций учащихся. Для
установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития
творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего
эксперимента.
В малокомплектной
сельской школе проблема падения интереса к учебе усугубляется психической
перегрузкой учащихся вследствие малого количества их в классе, бедностью сферы
их общения, ограниченностью средств эмоционального воздействия на психику,
недостаточной развитостью внутриколлективных
отношений. Как показывает многолетняя практика работы в сельской школе, что традиционные
формы построения урока не вызывают у учащихся особого интереса к обсуждаемой
теме: их ответы нередко дублируют содержание излагаемых в учебниках вопросов,
не просматривается при этом четкая позиция участников семинара, наблюдается
боязнь учащихся выйти за рамки текста, проявить самостоятельность суждений. Эти
недостатки безотлагательно потребовали перестройки содержания и организационных
форм проведения уроков
Изучив методические способы
изучения эпических произведений малой формы в 5,6,8 классах, мы пришли к
выводу, что формирование читательских качеств и читательских умений в среднем
звене целесообразно формировать на знакомом литературном материале, каким для
них является эпос.
Эти небольшие по объему
произведения легко читаются и легко запоминаются учащимися.
Учащимся этого возраста
еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он
должен связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые
волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант.
Решая проблему большей
эффективности урока как средства достижения учебно-воспитательных целей, на
материале изучаемых рассказов В.П.Астафьева, мы ввели в него такие формы
работы, как беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее
понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное
рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование
любимых страниц, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные
произведения).
Заканчивая рассмотрение
содержательных и организационных аспектов таких уроков, нужно сказать несколько
слов о нагрузке учащихся. Готовясь к уроку, школьники пишут доклад, реферат,
рецензию. Домашние задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему
урока, а такие задания творческого характера не только обогащают речь учащихся,
но обеспечивают нравственное и эмоциональное их развитие, постоянный духовный
рост и объективную эмоционально - гражданскую оценку происходящего вокруг нас.
Органическим продолжением
изучения творчества В.П.Астафьева на уроках мы используем внеклассную
деятельность.
Обращение к внеклассному
чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен
впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция,
составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.
Практика внеклассного
чтения помогает создать систему уроков несколько свободных от программных
требований. Это позволяет нам уделить большее внимание именно развитию личности
школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих
способностей учащихся.
В заключение мы хотим сказать,
что научить человека эстетически воспринимать действительность, ценить
произведения искусства, привить каждому учащемуся любовь к чтению
художественной литературы - эти задачи могут успешно решаться и в условиях
малокомплектной школы.
Список литературы
1.
Авчинникова Ж.
Проза В Астафьева. Литература // приложение к газете Первое сентября, 1997, №
31.
2.
Айзерман Л. Не
зубрить многое, а понимать многое: о стандартах, учебниках и знании
литературы.// Учительская газета, 1997, №11.
3.
Айзерман Л.С.
Уроки нравственного прозрения. М., 1983.
4.
Астафьев В.
Сопричастный всему живому// Лауреаты России: Автобиографии российских
писателей. – М, 1980.
5.
Астафьев В.П.
Последний поклон. М.: Дет.лит., 1983.
6.
Астафьев В.
Стержневой корень // Слово. – 1991 №11.
7.
Астафьев В.П.
Пролётный гусь. Рассказы. Затеси. Воспоминания. Иркутск, 2001.
8.
Астафьев В.П.
Улыбка волчицы: Повесть, роман, рассказы.- М.:Кн. Палата. 1990.-381с.
9.
Астафьев В.П.
Перевал//Урал. – 1959. - №5. – с. 43-104.
10.
Астафьев В. П.
Сибиряк. – Пермь: Книжное издательство, 1959. – с. 26.
11.
Астафьев Виктор :
"Мне повезло в жизни с учителями" / В. Астафьев // Посев. - 2003. - №
1. - С. 38 - 43.
12.
Астафьев В.
Кража//Сибирские огни. – 1966. - №8. – с. 3-83; №9. – с. 21-85.
13.
Астафьев В.
Пастух и пастушка: Современная пастораль//Наш современник. – 1971. - №8. – с.
2-70.
14.
Астафьев В.
Печальный детектив: Роман//Октябрь. – 1986. - №1. – с. 8-74.
15.
Антонова Е.С.
Знать или понимать? (Методика преподавания литературы) // РЯШ – 1999, №3.
16.
Беликов
Ю.Столбовой переселенец: о писателе В.П.Астафьеве // Юность. – 1993, №1 с.42-49
17.
Беленький Г.И.
Литература в 8 классе. Метод.советы. М., 1993.
18.
Беленький Г.И.
Литература в 8 классе: Методические советы. – М.Просвещение, 1997.
19.
Богданова О.Ю.,
Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.
20.
Богданова О.Ю.
Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М., 1980.
21.
Бондарев
Ю.Глубина и прочность таланта // Литературная газета. – 1994. - №2.
22.
Большакова
А.Увидеть лицо человеческое… над страницами произведений Астафьева// Литература
в школе. – 1984. - №2 с.13-21
23.
Галицких Е.
Готовимся к уроку литературы в 5 классе: методическое пособие. // Литература//
приложение к газете Первое сентября. – 1998, №8.
24.
Глобачев М. Дар,
расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но
неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.
25.
Гуковский Г.А.
Изучение литературного произведения в школе. М.1966.
26.
Головко Н. От
слова к словесности (Анализ художественного текста) // Литература: приложение к
газете Первое сентября. – 1998, № 25.
27.
Гончаров П. А.
" Будет ли день, когда ... пойду от природы к людям ... ? " ( Мотив
" бегства в природу " у М. Пришвина и В. Астафьева )/ П. А. Гончаров
// Рус. словесность. - 2003. - № 5. - С. 11 - 17.
28.
Емельянова О.Н.
Устойчивые обороты в прозе В.П.Астафьева // РЯШ. – 1998, №3.
29.
Ермолаева С.И.
Астафьева светлый лик // Сибирские огни. - Новосибирск: Наука. - 2006. - №9. -
C. 168-174.
30.
Зепалова Т.С.
Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии 5 класса.
М.1983. с.4.
31.
Ильин Е.Н.
Рождение урока. М.1986.
32.
Кертес М.Беседы о
литературе в школе // Литература // приложение к газете Первое сентября. –
1996, №46.
33.
Костюков Л. Ключ
к уроку литературы // Литература: приложение к газете Первое сентября. – 1997.
- №14
34.
Качурин М.Г.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: книга
для учителя. М. – 1987.
35.
Кузнецова, М. С.
" О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева
" Затеси " / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу
" Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.
36.
Курбатов В. Жизнь
на миру. // Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 6 т. - М.,1991. Т 1
37.
Курдюмова Т.Ф.
Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.
38.
Курдюмова Т.Ф.
Литература. 6 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.
39.
Курдюмова Т.Ф.
Литература. 7 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.
40.
Курдюмова Т.Ф. и
др. Литература. 9 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.
41.
Литература 5
класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 г/ Автор –
составитель: Т.Ф. Курдюмова. М.. Просвещение, 1992.
42.
Литература:
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Автор – составитель
В.П.Полухина. М.. Просвещение,1997 и далее. .
43.
Литература:
Учебная хрестоматия для 8 класса средней школы / Автор –составитель Г.И.Беленький.
– М…Просвещение,1993.
44.
Литература. 8 кл.
Метод.рекомендации для учителя. М., 2001.
45.
Ланщиков А.Виктор
Астафьев. – М…Просвещение, 1992..
46.
Ланщиков
А.Возраст судьбы. – М,1985.
47.
Ланщиков А.
Виктор Астафьев: Право на искренность. М., 1975.
48.
Ланин Б. Методика
литературы // Мир образования. – 1997 –№5.
49.
Методика
преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
50.
Методика
преподавания литературы. Учебник для пед.вузв. Под редакцией О.Ю.Богдановой,
В.Г.Маранцмана и др. – 1995.
51.
Молдавская Н.Д.
Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.Педагогика, 1995.
52.
Мурин Д.Н. О
преподавании литературы в 5-9 классах.// Литература в школе 1991 -№3
53.
Огрызко В.Злоба –
не лучший советчик: о творчестве В.Астафьеве.// Литературная Россия. 1996, №
20.с.15
54.
Полухина В.П.
Методические рекомендации к учебной хрестоматии. Литература 6 класс.
М…Просвещение,1992.
55.
Проблемы
преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя/Т.Ф.Курдюмова,
И.С.Збарский, В.П.Полухина и др; под редакцией Курдюмовой Т.Ф. – М…
Просвещение.,1985.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |