Дипломная работа: Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
А что вокруг? Конечно, в
деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную
атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это
не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением
пользуется учитель – не только за свои знания, но и за то, что сам уважает
каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким
тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у
него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной
жене.
Заглядывая в далекие годы
своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые
определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с
грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но
всех я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известн6о
прославленное имя – «Сибиряк» [19,64]. И хотя нет на этой фотографии самого
автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он
о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых
людей: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная
его история» [19,64].
Так от заурядного случая,
происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя
вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
На изучение рассказа
«Фотография, на которой меня нет» я отвожу два часа. На первом уроке дается
обзор сборника рассказов «Последний поклон», продолжаем знакомство с личностью
писателя, начатое в 5-6 классах; на втором уроке беседуем о прочитанном дома
рассказу «Фотография, на которой меня нет, ребята делятся впечатлениями от
прочитанного, выразительно читают».
Эпиграфом к уроку звучит
высказывание В.Распутина.
Огромный и неспокойный
талант В.Астафьева – это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по
обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мирить с заржавевшей правдой
бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и
другого. Он против зла в любых долях. Однако литература – это не «шприцевание» добра,
а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека,
необходимо потрудиться и ему человеку.
Над этим и бьются
неустанно писатель В.Астафьев, для этого и создает свои книги. И бьется с
немалой пользой» [59,8].
Вспомните, пожалуйста,
все то, что вы знаете о писателе В.П. Астафьеве?
- Что положено в основу
сборников рассказа «Конь с розовой гривой»?
Да, действительно, в
основу многих произведений писателя легли воспоминания о детстве. Виктор рано
лишился матери. В детстве мало видел отца. Рос у бабушки с дедушкой. Но, как
скажет сам писатель впоследствии? Боль утрат, лишения и неудачи, не только
омрачают жизнь человека. Они же и «заставляют обостреннее видеть мир и глубже
чувствовать доброту»
Доброта шла к маленькому
Виктору от бабушки Екатерины Петровны. Наполняла ярким и солнечным светом
первые, прослушанные им книжки – «Кавказский пленник» Л.Толстого и «Дед Архип и
Ленька» М.Горького.
Добрым было и воздействие
учителя литературы И.Д. Рождественского, ставшего вскоре известным поэтом. От
него пятиклассник В.Астафьев принял уважение к русскому слову и жанру
творчества.
Но нелегко складывалась
жизнь писателя. «Представьте себе человека, который закончил ФЗУ, да еще в
военные годы, - говорил он в 1974 году, - работал на железной дороге составителем
поездов – опасная, тяжелая работа, - потом воевал, был тяжело ранен. Судьба
распорядилась жестоко – потерял и эту профессию, попал в город Чусовой, на
Урале.
Работы случайные, низкой
уверенности в завтрашнем дне и в устойчивом куске хлеба. Хотелось писать, с
детства хотелось, а попробовал накануне тридцати.
Взрослый человек! Все
видит, все понимает, и в первую голову то, что написано им – еще не литература…
моими единственными университетами, помимо, конечно, жизни, были высшие
литературные курсы. На курсах за два года я постиг то, на что в Чусовом мне
понадобилось десятки бы лет. Я был как вспаханное поле: бросай зерна, и они
прорастут. А где? Кто бросит? И главное, что бросит? Учиться было совершенно
необходимо, это была внутренняя потребность, пусть несколько запоздавшая. Но
это уже не моя вина, а беда» [78,104].
Силой воли и таланта
писатель преодолел невзгоды. Он стал признанным художником слова, автором
широко известных произведений – «Кража», «Пастух и пастушка», «Последний
поклон», «Царь - рыба» и другие. Его очень волнует нехозяйское, варварское
отношение многих людей к природе. Он постоянно заботится о культуре,
образованности молодежи.
В современной литературе
В.Астафьев продолжает традиции русской классики.
Живя в родном селе
Овсянка, писатель ведет в местной школе «часы литературы» и «часы поэзии». Он
так объясняет смысл этих занятий: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к
слову, чтобы учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали,
продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов
деталей – «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и
коряво, но зато по-своему» [75,18].
Он один из немногих
писателей, который показывает пример, как в наше политизированное время создаются
«вечные книги», а к таковым можно отнести его повесть «Последний поклон».
Через собственную судьбу
- мальчишки, рано оставшимся сиротой, писатель сумел правдиво обрисовать
сложную обстановку в одной сибирской деревне, в которой, как вы капле воды
отразилась послереволюционная жизнь всей страны. На глазах Астафьева совершался
«великий перелом», принесший народу неисчислимые бедствия.
Катерина Петровна
постоянно следует древним традициям и обрядам своего народа. Своими
воспоминаниями она не слезу стремится выбить у внука. Не одна жалость, не
только участие внука к непростой женской доле нужны бабушке. Радость для
Катерины Петровны заключается в привычной крестьянской работе, в традиционном
укладе жизни. Этому она и учила внука: любить дом, в котором тот рос, лес и
реку, кормившие семью в самую трудную пору, родную землю…. С малых лет у
мальчишки уже были свои обязанности по хозяйству. Через семейные праздники и
будни герой Астафьева впитывал в себя народные традиции. Но уже на рубеже 20-30 годов в сибирской деревне повелось массированное наступление на эти обряды и
традиции. Самые лучшие работники, к которым относилась и семья писателя, были
объявлены кулаками. Их лишали домов и личных хозяйств. Если что и спасало
поначалу раскулаченных, то это еще не порушенные родственные и общинные связи.
В людях еще живо было чувство совести и стыда. Землячество тогда определяло
силу, и оно не допускало, чтобы кто-то был без угла. [75,20].
Но социальный перелом
привел к нравственным потерям общества. Даже очень близкие люди, связанные
прямыми родственными отношениями, оказывались чужими. Герою повести не удалось
найти общий язык с родным отцом. В людях пробуждались жестокость и дикость.
Традиционный уклад жизни рушился весьма решительно и безжалостным образом. Не
случайно главы «Последнего поклона», рассказывающие о скитаниях героя по
Игарке, воспринимаются как борьба мальчишки за выживание.
Не так-то просто ему было
пережить сразу два предательства - родного отца и мачехи.
От него отвернулась
школа. Совсем забыли о мальчишке родственники отца. После уютного бабушкиного
дома, в котором далеко не всегда имелся достаток, но по которому постоянно
растекалась душевная теплота, герою писателя довелось испытать новый мир – мир
бессердечия и одиночества.
Мальчишка так объяснял
его себе: «Все заняты собой. У всех свои заботы. И у меня тоже. Главная из них:
чего завтра пожрать?» вот эта философия и вела мальчишку к духовному одичанию.
Именно в ней кроются мотивы одного из самых жестоких его поступков – избиения
неведающей милосердия школьной учительницы. [75,21].
Игарка изменила даже речь
героя. Она стала грубоватой, богатой умными словами.
Саму борьбу за выживание
писатель отразил в контексте времени. Газеты и радио тогда не замечали, как
страдал Север. Страна в ту пору распевала песню о подвигах Папанина. Общество
восторгалось. «….В Ледовитом океане, против Северных морей, воевал Иван Папанин
двести семьдесят ночей…»[3,35]. Затягивая эту песню, герой Астафьева «пел и
плакал»- жалко было Ивана Папанина. Беда самого героя оставалась его личной
бедой.
На герое повести словно
решили помериться силами две системы воспитания: опирающаяся на глубинные
народные традиции бабушкина педагогика и «уличная», основанная на «законах
джунглей». В мальчике постоянно боролись два начала. Он тосковал по родной
деревне. В рыбалке ему хотелось найти душевное успокоение. Природа как бы
усмиряла его, заставляя подавить в себе зло и жестокость. Но обстановка
«джунглей» не давала спокойствие, она требовала бесконечного лавирования.
Борьба шла не на жизнь – на смерть. Закалка приходила в битвах. Герой повести
признавался: « На нож хаживал, кирпичом мне голову раскалывали, каменюками,
дрынами и всякими другими предметами били, пинали меня, в кулаки брали, на
купол садили. Все я более или менее благополучно прошел, пусть и с неизбежными
физическими и умственными потерями….Шпана есть шпана, на коварство, наглость и
нахрапистость ответные качества появляются, соревнование в обмане, подвохах и
наглости идет; с годами способность к сопротивлению, к отстаиванию своего
достоинства, тело и душа совершенствуются…»[3, 50] и эти противоречия-
стремление жить в аду и необходимость постоянно обороняться- раздирали душу
героя. Чтобы выжить, нередко требовалось воровать. А воровать, по его признанию
«страшно». Но отхожие промыслы и расставленные в перелесках близ Игарки силки
на куропаток не спасали. Без краж никак не получалось: « Всякое слово в заболь
принимаю: на том конце города рукавицы украдут, я на этом краснею. Во мне вроде
бы клубок из жил и нервов скатался, по всему нутру щетина наросла». Итогом этих
мучений явился приход в детский дом. Детство героя, по сути, окончательно
оборвалось уже в одиннадцать лет. Вся царившая в стране система несколько лет
пыталась сломить его волю, подавить в нем личность. И в этих жутчайших
условиях, неся огромные потери, испытывая дичавшую боль, ему удалось сохранить
свою душу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |