Учебное пособие: История зарубежной литературы
3. Как усложняется ситуация во II действии? Чем вызвано противостояние Марианы Оргону? Как
показаны взаимоотношения Марианы и Валера? В чем состоит комизм их поведения? I
4. Развитие действия. Как проявляется лицемерная суть
Тартюфа во взаимоотношениях с Дориной (III, 2), Эльмирой (III, 3), Оргоном (III, 6), Клеантом (IV, 1)? Проследите нарастание ослеплённости Оргона; каковы
последствия его ослепления?
5. Кульминация. Срывание маски с лицемера (IV, 4,5) в сцене свидания Эльмиры,
Тартюфа и невидимого Оргона. Искусство построения диалога. Как в речах Тартюфа
обнажается его изворотливость, как он манипулирует понятиями о стыде, совести,
греховности и благочестии? Явный и скрытый смысл речей Эльмиры, адресованных
Тартюфу и одновременно Оргону.
6. Разрешение конфликта. Прозрение Оргона (IV, 6, 7, 8). В каком направлении действует
разоблаченный Тартюф? Заметны ли в нем признаки раскаяния? Каким мог стать
финал комедии без вмешательства короля? Чем руководствовался Мольер при выборе
такой формы финала? Отметьте еще один благополучный финал в комедии.
7. Как соотносится пьеса с требованиями классицизма? Каким
нормам и правилам она соответствует, в чем автор выходит за жесткие рамки?
Отметьте в тексте подробности домашнего уклада жизни, детали одежды. Почему так
растянута сцена между Валером и Марианой (II, 4), чем это оправдано? Выделите фрагменты, где диалог
движет действие. [25: 40]
5. Литература эпохи Просвещения
В историю XVIII
век вошёл как «век Просвещения». В широком смысле это означало просвещение
народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинили
своё художественное творчество задаче переустройства общества. Основным
принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли
искусства, демократической идейности.
Произведения просветителей глубоко философичны. Отсюда и
некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь
за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника
на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического
философско-политического романа, морально-политической драмы,
гротескно-комедийного памфлета. Отстаивая демократическое направление
искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в
качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль.
Они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения
высокого политического и художественного значения.
Просветители провозгласили право художника изображать
героические поступки и высокие чувства простого человека. Тем самым они
содействовали укреплению широкого литературного движения – сентиментализма.
Сентименталисты возвели чувство в культ, а чувствительность в
нравственный и эстетический принцип. Созерцание красоты природы, мирное общение
с нею простых, незлобивых людей – вот идеал сентименталистов.
В каждой стране литература носила ярко выраженный
национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития
народа, его национальных черт, национальных традиций. Однако для всей передовой
литературы европейских стран XVIII
столетия характерно общее антифеодальное, освободительное направление.
Вопросы:
1.
Каковы основные
идеи и принципы просветителей?
2.
Как раскрывается
концепция разумного человека в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо»? В чём выразились
тенденции реализма и рококо в прозе Дефо?
3.
В чём состоит
новаторский характер сентиментальной прозы Лоренса Стерна?
4.
В чём особенности
французского Просвещения? Каково место социальных и общефилософских проблем в
нём?
5.
Какова роль
движения «Буря и натиск» в развитии немецкой литературы XVIII века?
Задание 1. Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных
тем:
1.
Место Джонотана
Свифта в английском и европейском Просвещении.
2.
Жан-Жак Руссо и
руссоизм.
3.
Дени Дидро и его
вклад в мировую культуру.
4.
Готхольд-Эфраим
Лессинг и его роль в формировании национальной культуры.
5.
Творческий путь
И.-В.Гёте
Задание 2. Определите философскую проблематику и жанровое своеобразие повести
Вольтера «Кандид», отвечая на следующие вопросы:
1. Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести
Вольтера? (Сравните ее с типичными приключенческими любовными романами).
2. Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор
избирает именно такой тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке?)
3. Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует
Вольтер в книге? Каким образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным
приемам прибегает при этом? (Обратите внимание на следующие моменты:
А) на идеи Панглоса, изложенные в начале повести, и его роль
в доме барона; Б)
на то, как соотносится оптимизм Панглоса с реальностью и действительностью;
В) на неизменность позиции Панглоса.
4. Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский
тип оптимизма?
5. Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Каковы
его взгляды на жизнь? Что не устраивает автора в его жизненной позиции и
философской концепции?
6. Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие
жестокости и зла в существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки
фантастический характер? Почему автор отправляет своего героя в различные
страны Старого и Нового Света? Какое место занимают в повести природные стихии?
7. Какую роль играет в произведении страна Эльдорадо?
8. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём
преимущество жизненной позиции старого турка перед философскими сентенциями
Панглоса и Мартена?
9. Прокомментируйте финал произведения. [22: 28 – 29]
Задание 3. Прочитайте и проанализируйте баллады Ф.Шиллера «Кубок» и
«Перчатка». Выделите в сюжете баллад смысловые части: исходную ситуацию, момент
возникновения конфликта, этапы развития, кульминацию, разрешение. Какие
нравственно-этические проблемы поднимает Ф. Шиллер в своих балладах и какие
художественные средства и приёмы для их воплощения использует?
Задание 4. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Роберта Бёрнса.
Выучите наизусть одно на выбор (см. приложение). Какое место занимает в
творчестве Бернса тема его родины – Шотландии? Какие ещё темы и образы
раскрываются в поэзии Бёрнса?
Задание 5. Прочитайте трагедию Гёте «Фауст» и ответьте на вопросы:
1. В чем заключается суть договора, заключенного между Богом
и Мефистофелем? (Пролог на небе).
2. Что составляет своеобразие личности Фауста? Что вызывает в
его душе тоску и разочарование? В чем основное отличие Фауста от Вагнера?
(Пролог на небе. Ночь. У ворот).
3. Кто такой Мефистофель? Каково его отношение к человеку и
человечеству? Какой «эксперимент» он хочет провести с Фаустом? Однозначна ли
роль Мефистофеля в произведении? Можно ли говорить о том, что Мефистофель
является полным антиподом Фауста? (Пролог на небе. Рабочая комната Фауста).
4. Почему Фауст заключает сделку с Мефистофелем и на каких
условиях? Одинаково ли представление о сути этого договора у Фауста и Мефистофеля?
(Рабочая комната Фауста).
5. Зачем Мефистофель приводит Фауста в погребок Ауэрбаха?
(Погреб Ауэрбаха в Лейпциге).
6. Что представляет собой Маргарита? Каковы обычаи и традиции
городка, в котором она живет? Выделяется ли она из своей среды? Отлична ли её
вера в Бога от веры Фауста? Меняется ли Маргарита с течением времени? (Улица.
Вечер. На прогулке. Дом соседки. Сад. Сад Марты. У колодца. На городском валу.
Ночь. Улица перед домом Гретхен. Собор. Тюрьма.)
7. Что вы думаете об отношениях Маргариты и Фауста? Какое
место занимала любовь в жизни обоих? Имеет ли Маргарита какое-либо отношение к
образу женщины, увиденной Фаустом в зеркале «кухни ведьм»? (Кухня ведьм. Улица.
Вечер. Улица [вторая сцена]. Сад. Лесная пещера. Сад Марты.)
8. Одержал ли Мефистофель победу над Фаустом в истории с
Маргаритой? Оказался ли Фауст примитивным соблазнителем чистой девушки? Что
пробудилось во влюбленном Фаусте – божественное или мефистофелевское начало?
Виноват ли Фауст в гибели Маргариты? Что, по вашему мнению, привело к столь
трагическому финалу? Почему Гёте дает своему герою возможность продолжить свой
жизненный путь (Лесная пещера. Сад Марты. Вальпургиева ночь. Пасмурный день,
поле. Тюрьма Красивая местность. [Последняя сцена – из 1-го акта 2-ой части
трагедии.])
9. Какую роль сыграла в жизни Фауста любовь? Какое место
занимает образ Maргариты в
трагедии Гёте? Почему, как вы думаете, поэт возвращается к нему в финале второй
части? (См. перевод Б. Пастернака).
10. Меняется ли содержание взаимоотношений Фауста и Мефистофеля
во второй части трагедии? Какие задачи ставит перед собой постаревший Фауст и
какую роль играет в осуществлении этих замыслов Мефистофель? Может ли Фауст
обойтись без своего спутника в своей деятельности? (сцена «Горная местность»
четвертого акта, пятый акт). Какое место занимает в трагедии история Филемона и
Бавкиды?
11. Каков итог исканий Фауста? Как вы думаете, почему Фауст
произносит свой предсмертный монолог в состоянии ослепления? Достиг ли он того,
к чему стремился? Как вы понимаете финальные сцены трагедии. [21: 16 – 17]
6. Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей
Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию
установленным правилам и канонам, а творческим порывам и интуитивным открытиям.
Романтики пытались осмыслить мир, опираясь на творческую интуицию и
вдохновение, а не на логические расчёты и работу по образцам. В центре внимания
романтического метода находится исключительная личность, которая противостоит
толпе. У романтиков герой – это художник, обладающий духовной энергией и
устремлённостью к идеалу, что отделяет его от обывателя. В романтизме
используется принцип контраста: мечта противопоставлена действительности, герой
противостоит толпе. Нередко в самом герое важны контрасты, например, внешнее
безобразие и душевная красота Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго).
Романтический мир бинарен. Романтическое мировоззрение, основанное на
противопоставлении исключительного и единичного общему и обыденному, порождает
одно из основных средств поэтики (художественного строя) романтизма – так
называемое двоемирие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |