Учебное пособие: История зарубежной литературы
2. Песнь 7-я. Что заставило Гектора обратиться с речью к
«Трои сынам и ахеянам храбрым»? Как развивается поединок Гектора с Аяксом?
Какие, кроме храбрости, качества личности обнаруживает Гектор в этом единоборстве?
(Стихи 66 – 91, 233 – 272, 287 – 307).
3. Песнь 8-я. Чем выделяется Гектор среди других троянцев? В
чем секрет его влияния? Каковы мотивы его бесстрашных действий? (Стихи 172 – 198,
335 – 342, 489 – 542).
4. Песнь 12-я. Как Гектор в битве с ахеянами воплощает свой
девиз: «Знаменье лучшее всех – за отечество храбро сражаться!»? Какие свершения
героя подрывают боевой дух ахеян и вселяют надежду троянам? (Стихи 35 – 90, 195
– 252, 438 – 471).
5. Песнь 16-я. Как сражается Гектор с Патроклом? Что омрачает
его победу? Каково значение предсмертных пророчеств Патрокла? (Стихи 712 – 733,
818 – 867).
6. Песнь 22-я. Как
проявились патриотические чувства Гектора в поединке с Ахиллом? Почему герой не
внял предостережениям Приама и Гекубы? Как передано внутреннее состояние героя
перед столкновением с грозным соперником? О чём молит поверженный Гектор
победителя Ахилла? (Стихи 25 – 363). Как дополняется облик Гектора в сценах
плача по нему Приама, Гекубы и Андромахи? (Стихи 405 – 515). [25: 11 – 13]
Задание 5. Подготовьте выразительное чтение
одного из произведений классической греческой лирики (Архилох, Алкей, Сафо,
Анакреонт и др. – см. приложение).
Задание 6. Проанализируйте трагедию Софокла «Антигона»
по следующему плану:
1.
Главные образы
трагедии
2.
Развитие действия
и язык трагедии
3.
Социально-политическая
направленность трагедии
Задание 7. Прочитайте комедию Плавта «Храбрый воин».
Как раскрываются детали римской жизни? Какова роль комических положений?
Словесная буффонада как элемент комического.
3.
Литература средних веков и эпохи возрождения
Периодизация литературы средних веков и Возрождения
Раннее средневековье (VI – VIII в.в.) представлено по преимуществу
нехудожественными текстами – литературой, связанной с христианством (Священное
писание, богословские и богослужебные книги), а также государственные,
юридические и деловые тексты.
Зрелое средневековье (IX – XII в.в.) – время развитого феодализма,
образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц. К
этому периоду формируются два основных типа средневековой литературы –
рыцарская (феодальная) и городская (демократическая). Рыцарская литература
представлена эпическими поэмами, прославляющими героические деяния
воинов-феодалов. Это средневековый героический эпос, песни о деяниях. В XIII – XV в.в. складывается и получает широкое распространение рыцарский
роман и рыцарская лирика, включающая серенады, альбы, идиллии. Во
Франции лириков называли труверами, а в Германии – миннезингерами.
Возрождение или Ренессанс (XIII –
XVII в.в.) – период, ознаменованный в
литературе Европы своеобразным и чрезвычайно плодотворным синтезом высших достижений
культуры зрелого средневековья и эпохи античности.
В Италии литература Возрождения развивается особенно активно
в период XIII – XIV в.в. (Данте, Петрарка, Боккаччо). Во Франции расцвет
возрожденческой литературы ( XV –
первая половина XVI в.) связан с
именами Рабле, Ронсара, дю Белле.
Ещё позже Ренессанс достигает своих вершин в Англии и
Испании. В Англии лучшие литературные достижения связаны с театром, расцвет
которого приходится на вторую половину XVI в. – первое десятилетие XVII в., и именем У.Шекспира. Крупным достижением
испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.
Вопросы:
1.
Какова история
создания «Песни о Роланде»? Что характерно для эпической поэзии как в плане
содержания, так и в плане художественной формы? Каким образом эти особенности
находят отражение в «Песни о Роланде»?
2.
Как в «Поэме о
Нибелунгах» отражается противоречивая сущность феодального общества? Как в
действиях и отношениях героев проявляются противоречия между естественными
чувствами и сословной моралью?
3.
Чем отличается
эпический герой от героя рыцарского романа? Что важнее в романе «Тристан и
Изольда» - любовь или рыцарский долг? Какую роль играет в романе любовный
напиток?
4.
Каковы основные
идеи Ренессанса? Что такое гуманизм эпохи Возрождения?
5.
Каков
гуманистический идеал Франсуа Рабле?
6.
В чём величие и
трагизм героев эпохи позднего Возрождения? (Дон Кихот Сервантеса, Гамлет
Шекспира)
Задание 1. Подготовьте небольшое выступление (5 – 7 мин.) на одну из
предложенных тем:
1.
Творчество Франческо
Петрарки и Джованни Боккаччо.
2.
Особенности
немецкой литературы Возрождения, связь её с движением Реформации.
3.
Комедии
У.Шекспира
Задание 2. Сравните образы Роланда и Тристана. В чём сходство и различие
между ними? Как каждый из них относится к своему долгу?
Задание 3. Выучите наизусть и подготовьте выразительное чтение
следующих стихотворений (см. приложение):
Ф. Петрарка. Сонет 61 пер. В.Иванова («Благословен день,
месяц, лето, час…»),
У. Шекспир. Сонет 66 пер. Б.Пастернака («Измучась всем, я умереть
хочу…»), сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»).
Задание 4. Сопоставьте образы Дон Кихота и Гамлета. Какова основа их
трагического разочарования?
Задание 5. Прочитайте трагедию Шекспира «Гамлет» и проанализируйте её по
следующему плану:
1. Каковы представления Гамлета о человеке и его
возможностях? (См.: I, 2; II, 2; III, 2, 4; IV, 4).
2. Как отзываются о Гамлете Офелия, Клавдий, Лаэрт, Горацио,
Фортинбрас? (См.: III, 1; IV, 7; V, 2).
3. Как реагирует Гамлет на неожиданные диссонансы жизни: |
а) поспешное замужество Гертруды,
б) убийство отца Клавдием,
в) предательство «друзей» по Виттенбергу?
4. Как складываются отношения Гамлета с Офелией. Какова
степень вины Гамлета в трагической судьбе Офелии?
5. Как решает Гамлет проблему мести за убийство отца? Чем его
поведение отличается от действий Лаэрта? В чем смысл; монолога «Быть или не
быть?» Почему мы отдаем предпочтение «медлительному» Гамлету перед
«решительным» Лаэртом?
6. О чём размышляет Гамлет? К каким выводам он приходит? В
чем действенность его мыслей?
7. Есть ли у Гамлета слабости? Понимаетли он, что для победы
над злом недостаточно усилий его одного? Какую возможность недооценил и не
использовал Гамлет? [25:
32]
4.
Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII века
В литературе XVII
века сложилось три художественных направления: ренессансный реализм, несущий
традиции гуманистов Возрождения; классицизм и барокко. Каждое из этих
направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражающую в
довольно отчётливой форме художественное своеобразие, присущее всему
направлению.
Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания
античному искусству. Этому направлению свойственна монументальность, правильность,
рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудность
сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные
монологи и диалоги, патетика речи. Классицизм всегда полон гражданского пафоса,
прославляет героизм средствами искусства. Теоретики классицизма выдвинули
«правило» трёх единств – времени, места и действия.
Барокко возникло в годы позднего Ренессанса как синоним чего-то мрачного.
Сущность его заключается в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в
противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового
христианства с его мрачной, аскетической идеей. Одной из ведущих стала тема
ничтожества человека перед мрачной и беспощадной силой – Богом, с чем связано
отчаяние и пессимизм.
Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения.
Вопросы:
1.
Каковы основные
идеи и стилевые черты барокко?
2.
Как отразились
барочные настроения в творчестве испанского драматурга Педро Кальдерона?
3.
В чём суть
классицизма как литературного направления? Охарактеризуйте этапы французского
классицизма.
4.
В чём своеобразие
героя и драматургического конфликта в трагедиях Пьера Корнеля?
5.
Как соотносятся
классические, ренессансные и реалистические тенденции в творчестве Мольера?
6.
Каковы
особенности немецкой поэзии в контексте основных тенденций культуры Германии XVII века?
Задание 1. Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем:
1.
Роль
исторического материала в драме Кальдерона «Стойкий принц»
2.
Особенности
психологического конфликта в произведении Корнеля «Сид» (Родриго, Химена,
инфанта).
3.
Основные темы и
мотивы лирики Джона Донна.
4.
Творчество Лопе
де Вега. Жизнеутверждающее начало его комедий.
Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения немецких поэтов П.Флеминга
и А.Грифиуса (см. приложение). В каких стихотворениях нашли отражение события
Тридцатилетней войны? В каких стихах наиболее ярко отразились барочные
тенденции?
Задание 3. Сопоставьте героев, особенности развития психологического
конфликта в трагедиях «Стойкий принц» П.Кальдерона и «Сид» П.Корнеля.
Задание 4. Прочитайте комедию Мольера «Тартюф» и ответьте на следующие
вопросы:
1. Какие реальные факты французской жизни побудили Мольера к
созданию комедии?
2 Экспозиция. Как отзывается о Тартюфе г-жа Пернель и что
о нем говорят домочадцы Оргона? Как ведут спор Клеант и Оргон? Кто из
персонажей верно разгадал лицемерную суть Тартюфа? Какая сцена в I-м действии наиболее комична?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |