Шпаргалка: Литературоведение
Билет № 20
Вопрос № 2. Следует говорить о различии трёх родов литературы
по содержанию, а именно, по аспекту познания и воспроизведения жизни. В силу
этого общие принципы творческой типизации жизни в каждом роде проявляются
по-своему, и это приходится учитывать в трактовке тематики, проблематики и
идейно-эмоциональной оценки. Однако родовое своеобразие идейного содержания не
изменяет его природы, в нём всегда есть объективная и субъективная стороны.
Различия в родовом содержании определяют различия в форме эпических, лирических
и драматических произведений. В эпосе и драме в центре произведения
более или менее развёрнутая система персонажей. Подробности их жизни
воспроизводятся в эпосе с помощью повествования и описания. Твёрдых границ
между родами литературы нет. Особенно характерны в этом плане лиро-эпические
произведения, например поэмы. Произведения всех трёх родов могут быть написаны
и стихами, и прозой. Историческое возникновение литературных родов показано в
работе А.Н.Веселовского «Историческая поэтика».
Билет № 21
Вопрос № 1. Движение сюжета в художественном произведении
происходит одновременно во времени и пространстве. Для обозначения взаимосвязи
временных и пространственных отношений М.Бахтин предложил термин хронотоп.
Художественное время не является прямым отражением реального времени, а
возникает путем монтажа определенных представлений о реальном времени. Реальное
время движется необратимо и только в одном направлении - от прошлого к
будущему, а художественное время может тормозиться, останавливаться и двигаться
в обратном направлении. Возвращение к изображению прошлого называется
ретроспекцией. Художественное время представляет собой сложное сплетение времен
повествователя и героев, а нередко сложное наслоение времен разных исторических
эпох («Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Оно может быть закрытым, замкнутым в
самом себе, и открытым, включенным в поток исторического времени. Пример
первого «Ионыч» Л.Чехова, второго -«Тихий Дон» М.Шолохова.
Билет № 22
Вопрос № 1 . Следует различать понятия литературный язык и
язык литературы. Литературный язык - это нормированный язык, закрепленный
правилами грамматики и словарями. Язык художественной литературы включает
литературный язык и различные слова общенародного языка, не являющиеся
нормативными. К ним относятся: просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы,
жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы. Особенности художественной речи:
1) образность (слово в художественной речи содержит не
только значение, но в сочетании с другими словами создаст образ предмета или
явления. Общепринятое значение предмета приобретает как бы конкретную форму,
которая делает предмет видимым, осязаемым и ощутимым)
2) эмоциональность (художественная речь эмоционально
окрашена, поэтому она воздействует на читателя, вызывая соответствующие
эмоции.)
3) смысловая емкость (художественная речь отличается особой
краткостью, точностью и выразительностью).
Билет № 23
Вопрос № 2. Ритм - равномерная повторяемость определенных
элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в
жизни природы и человека. Ритм составляет основу строения и движения материи.
Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая
определенное настроение.
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения:
метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они
способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических
особенностей языка.
1. Метрическая или античная система характерна для
древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные.
Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества
долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех
слогов.
2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на
чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в
которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют
постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и
некоторые другие языки.
3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана
на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех
языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и
безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким
языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.
4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается
повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов.
Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Билет № 24
Вопрос № 2. Трагедия (от гp. Tragos - козел и ode - песня) -
один из видов драмы, в основе которой лежит непримиримый конфликт необычной
личности с непреодолимыми внешними обстоятельствами. Обычно герой погибает
(«Ромео и Джульетта», «Гамлет» Шекспира). Трагедия возникла в древней Греции,
название происходит от народного представления в честь бога виноделия Диониса.
Исполнялись пляски, песни и сказания о его страданиях, в завершение которых в
жертву приносился козел.
Комедия (от гр. comoidia. Comos - веселая толпа и ode - песня)
- вид драматическою произволения, в котором изображается комическое в
социальной жизни, поведении и характере людей. Различают комедию ситуаций
(интриги) и комедию характеров.
Драма - вид драматургии, промежуточный между трагедией и
комедией («Гроза» А. Островского, «Украденное счастье» И. Франко). Драмы
изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с
обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях,
воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей
Мистерия (от гр. mysterion - таинство, религиозная служба,
обряд) -жанр массового религиозною театра эпохи позднего Средневековья (XIV-XV
вв.), распространенный в странах Западной Нвротты.
Интермедия (от лат. intermedius - то, что находится
посередине) -небольшая комическая пьеса или сценка, которая исполнялась между
действиями основной драмы. В современном эстрадном искусстве существует как
самостоятельный жанр.
Водевиль (от фр. vaudeville) легкая комическая пьеса, в
которой драматическое дейст пне соединяется с музыкой и танцами.
Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной
эмоциональностью и морально-дидактической тенденцией. Типическим для мелодрамы
является «счастливый конец», торжество положительных героев. Жанр мелодрамы был
популярным в XVIII - XIX веках, позже приобрел негативную репутацию.
Фарс (от лат. farcio начинаю, наполняю) - западноевропейская
народная комедия XIV - XVI веков, которая произошла от веселых обрядовых игр и
интермедий. Фарсу присущи основные признаки народных представлений массовость,
сатирическая направленность, грубый юмор. В новое время этот жанр вошел в
репертуар театров малой формы.
Как было отмечено, способы литературного изображения нередко
смешиваются внутри отдельных видов и жанров. Это смешение бывает двоякого рода:
в одних случаях имеет место как бы вкрапление, когда основные родовые признаки
сохраняются; в других родовые начала уравновешиваются, и произведение нельзя
отнести ни к эпосу, ни клирике, ни к драме, в результате чего их называют смежными
или смешанными образованиями. Чаще всего смешиваются эпос и лирика.
Баллада (от прованс. ballar - танцевать) - небольшое
стихотворное произведение с острым драматическим сюжетом любовного,
легендарно-исторического, героико-патриотического или сказочного содержания.
Изображение событий сочетается в ней с ярко выраженным авторским чувством, эпос
соединяется с лирикой. Жанр получил большое распространение в эпоху романтизма
(В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Т. Шевченко и др.).
Лиро-эпическая поэма - стихотворное произведение, в котором,
по словам В. Маяковского, поэт рассказывает о времени и о себе (поэмы
В.Маяковского, А. Твардовского, С. Есенина и др.).
Драматическая поэма - произведение, написанное и
диалогической форме, но не предназначенное для постановки на сцене. Образцы
этот жанра: «Фауст» Гете, «Каин» Байрона, «В катакомбах» Л. Украинки и др.
Билет № 25
Вопрос № 2. Песня - небольшое лирическое стихотворение,
предназначенное для пения. Жанр песни своими корнями уходит в глубокую
древность. Различают песни фольклорные и литературные.
Ода (от rp. ode - песня) - хвалебное,
торжественно-патетическое стихотворение, посвященное важному событию или
выдающейся личности.
Гимн (от гр. hymnos - торжественная песня) торжественная
песня в честь героя, важного события, государства. В Греции и Риме в гимнах
прославлялись боги.
Элегия (от гр. elegeia - жалоба, грустная песня) - стихотворение
медитативного содержания, проникнутое грустным настроением.
Романс — небольшая песня о любви, которая исполняется в
музыкальном сопровождении. Термин появился в Испании: так называлась песня на
романском языке в отличие от традиционного латинского языка.
Послание - стихотворное произведение, написанное в форме
обращения к определенному лицу или группе людей («Послание в Сибирь» Л.
Пушкина).
Сонет - (от ит. sonare звучать) стихотворение, состоящее из
14 строк со схемой рифм абба абба ввг дгд (ВОЗМОЖНЫ отклонения). Возник в
Италии в XIII веке и стал одним из самых популярных жанров лирики.
Дума - украинская народная лиро-эпическая песня
исторического содержания. В русской поэзии приобрела характер размышления о
важных проблемах жизни народа (К. Рылеев, М. Лермонтов и др.).
Стихотворение - так принято называть в современной поэзии
небольшое лирическое произведение гражданского, философского, пейзажного или
интимного содержания.
|