Шпаргалка: Литературоведение
Шпаргалка: Литературоведение
Билет № 1
Вопрос № 1. Литературоведение – наука о литературе. Она
охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе
научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины: теория
литературы (изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и
общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы
рассмотрения и оценки литературного материала), история литературы (исследует
процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе
различных литературных явлений) и литературная критика (задача - всесторонний
анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной
значимости для современности). Эти дисциплины находятся в непосредственной
связи и взаимодействии. Литературоведение также располагает дополнительными
дисциплинами: историографией (собирает материалы, связанные с историческим
развитием литературоведения), текстологией (устанавливает неизвестные сведения
о литературных произведениях) и библиография (указатель книг).
Вопрос № 2. Композиция (от лат. componere - составлять,
соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее
целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В
композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние -
группировка и расстановка образов.
Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий
художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая
наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство,
развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт.
Билет № 2
Вопрос № 1. Литературоведение – наука о литературе. Она
охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе
научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины: теория
литературы (изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и
общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы
рассмотрения и оценки литературного материала), история литературы (исследует
процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе
различных литературных явлений) и литературная критика (задача - всесторонний
анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной
значимости для современности). Эти дисциплины находятся в непосредственной
связи и взаимодействии. Литературоведение также располагает дополнительными
дисциплинами: историографией (собирает материалы, связанные с историческим
развитием литературоведения), текстологией (устанавливает неизвестные сведения
о литературных произведениях) и библиография (указатель книг).
Вопрос № 2. Литературный процесс – это совокупность
общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в
литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом
историческом времени. Стадии исторического развития литературы: 1) «архаический
период», где, безусловно, влиятельна фольклорная традиция, 2) середина I
тысячелетия до н.э. - середины XVIII в. – отмечен преобладанием традиционализма
художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»; 3) на третьей стадии,
начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма на авансцену выдвигается
«индивидуально-творческое художественное сознание». В процессе исторической
эволюции на определённых стадиях развития общества литературы разных народов
проявляют те или иные общие черты, вызванные сходством социальной жизни, и
одновременно они имеют национальные особенности, вытекающие из своеобразия
культуры каждого народа.
Литературное направление – это произведения писателей той
или иной страны и эпохи, достигшие осознания творческих принципов, которые
нашли своё отражение в создании эстетической программы, выражающей
идейно-творческие стремления этих писателей.
Первое литературное направление сложилось во Франции в конце
XVII - начале XVIII вв., когда впервые в истории группа писателей возвысилась
до осознания своих творческих принципов. Это направление получило название
"классицизм". В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие
литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и
просветительскому рационализму. В XIX в. упрочилась новая
литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм. В последней трети
XX в. в литературе появилось такое художественное явление, как постмодернизм, в
культуре которого была, по замечанию В.Курицына, «разорвана классическая
зависимость означающего от означаемого».
Билет № 3
Вопрос № 1 Литература – один из видов искусства, отражающий
жизнь в образах, созданных с помощью слова. Главное предназначение литературы,
как и всех других видов искусства, состоит в познании жизни с целью
преобразования се на благо людям. Этим самым она близка науке, которая также
призвана познавать окружающий мир с целью преобразования его на благо людям.
Различие между литературой и наукой состоит в форме познания: литература
познает жизнь в образах, а наука в понятиях.
Кроме познавательной функции, литература выполняет и ряд
других, прежде всего воспитательную и эстетическую и, разумеется,
компенсаторную и развлекательную.
Вопрос № 2. В мировой поэзии существует четыре системы
стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая.
Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от
фонетических особенностей языка.
Строфа (от гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк),
объединенных определенной системой рифм и выражающих законченную мысль. Она
представляет собой ритмико-синтаксическое целое, выделяемое в конце большой
паузой. Общепринятая классификация строф - по количеству строк: двустишие,
трехстишие, пятистишие, шестистишие, семистишие, восьмистишие, сонет,
онегинская строфа.
Билет № 4
Вопрос № 1 Живописные образы изображают живой образ человека,
фиксируют момент из жизни человека, могут раскрыть внутренний мир в этот
момент. Музыкальные образы глубоко раскрывают внутреннее состояние человека,
передает его тончайшие переживания. А литературные образы воплощают в себе все
виды искусства., изображает жизнь человека в движении и в сложной взаимосвязи
его с окружающим миром.
Вопрос № 2. Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ.
sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и
русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе
существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале
XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а
не разум, что отличало его от классицизма.
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в
XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный
им научно-технический прогресс. Идейное и художественное направление в
европейской и американской культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Характеризуется
утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением
сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и
целительной природы.
Билет № 5
Вопрос № 1. Эстетическое чувство - это чувство прекрасного,
присущая человеку и отличающая его от животного потребность в красоте. Человек
творит по законам красоты и воспринимает окружающий мир осознанно или
неосознанно сквозь призму прекрасного. В окружающем мире, в том числе в
литературе и искусстве, на эстетическое чувство воздействует то, что содержит
прекрасное. Прекрасное в жизни определяется нравственными критериями, а в
искусстве и литературе - правдой изображения. Эстетическое чувство заложено в
самой природе человека, однако оно формируется и развивается под влиянием
различных факторов, к числу которых относится приобщение к образованию и
культуре. Чем образованнее человек, тем развитее его эстетическое чувство, тем
больше явлений действительности входят в сферу его эстетического восприятия.
Представление человека о прекрасном не является неизменным: в процессе жизни
оно развивается и корректируется. Приобщение к искусству способствует духовному
развитию личности, развитию эстетического чувства. Прекрасное - одна из
важнейших категорий теории искусства и литературы, которая в течение веков
по-разному истолковывалась мыслителями. Эстетическое наслаждение в литературе
могут вызывать впечатляющие своей правдой характеры героев, яркие картины
природы, емкие по смыслу и выразительные по форме стихи и все то, что находит
отклик в душе читателя.
Вопрос № 2. Язык художественной литературы (равнозначные
термины художественная речь, поэтический язык) - особый вид общенародного
языка, имеющий целый ряд специфических особенностей, обусловленных основной
функцией литературы отражать явления жизни в образной форме. Проблема
художественной речи - одна из важнейших в науке о литературе, так как она
относится к пониманию специфики художественного творчества, особенностей
поэтического мастерства писателя. Литературный язык - это нормированный язык,
закрепленный правилами грамматики и словарями. Язык художественной литературы
включает литературный язык и различные слова общенародного языка, не являющиеся
нормативными. К ним относятся: просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы,
жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы.
Билет № 6
Вопрос № 2 Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий
художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая
наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство,
развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет
состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации,
развязки, эпилога. Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые
мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. Завязка - событие,
которое кладет начало развитию действия, конфликту. После завязки начинается
развитие действия, высшей точкой которого является кульминация. Развязка - событие,
снимающее конфликт. Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки.
Иногда. автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. В
рассказе Л.Чехова имеются сведения о судьбах героев, которые можно отнести к
эпилогу.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |