Шпаргалка: Литературоведение
Сказка – это жанр литературного повествования. Литературная
сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в
народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см.
дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка
исторически предшествует литературной..
Басня — стихотворное или прозаическое литературное
произведение, нравоучительного, сатирического характера. В конце басни
содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне
высмеиваются пороки людей.
Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической
литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием
единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью
описательного изображения. Затрагивает преимущественно социальные темы.
Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium
- взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной
композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному
поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую
трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное
слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический,
публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто
беллетристический характер.
Билет № 15
Вопрос № 2 Роман — литературный жанр, как правило,
прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии
личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.
Возможные варианты повествования:
·
с рождения героя до его смерти («Парфюмер» П. Зискинда);
·
с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния
жизни («Дэвид Копперфильд», Чарльз Диккенс или («Бремя страстей человеческих»,
Уильям Сомерсет Моэм);
·
с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до
развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).
По содержанию различают такие виды современного романа:
социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский,
детективный, приключенческий, сатирический и др.
Билет № 16
Вопрос № 1 Художественная литература существует в форме
литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в
первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении.
Художественное произведение представляет собой целостную картину жизни или
целостную картину переживания. Единство содержания и формы закон искусства.
Содержание произведения определяется так же, как и содержание литературы:
явления жизни, отраженные писателем в свете его восприятия мира. К содержанию
принято относить тему, идею, характеры и обстоятельства. К форме – композицию,
сюжет и язык. Внутренняя целостность произведения обусловливается всеми
компонентами содержания и формы и, прежде всего, темой, идеей, композицией,
сюжетом, специфическими особенностями языка.
Билет № 17
Вопрос № 2 Эпос охватывает бытие в его пластической
объемности, пространственно-временной протяженности, событийной насыщенности
(сюжетности) и динамике. Познавательная направленность эпоса сосредоточена на
объекте, на изображении внешнего предметного мира.
Миф (от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов
фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления
окружающего мира.
Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из
древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь
место в прошлом. Наиболее распространенными являются легенды об основании
городов.
Сказание - древнее повествовательное произведение
преимущественно о событиях исторического характера. В отличие от легенды в нем
говорится о действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел
в их освещении
Притча - небольшой рассказ иносказательного характера,
содержащий моральное или религиозное поучение Притчи широко представлены в
Библии (например, притча о блудном сыне). По своей структуре притча напоминает
басню: в первой части повествуется об определенном событии, а во второй
излагается дидактическая идея.
Сказка - небольшое повествовательное произведение о
вымышленных событиях, происходящих с человеком или животным. Различают сказки о
животных, фантастические, социально-бытовые. Особую разновидность представляют
литературные сказки - сказки, созданные писателями.
Былина - эпическая народная песня героического,
социально-бытового или сказочного характера. Исполнялась под аккомпанемент
гуслей.
Басня (от русск. Баяти - рассказывать) - небольшое
аллегорическое произведение, имеющее подчеркнуто поучительную направленность.
Эпопея - (от гр. еpopoiia - собрание песен, сказаний) - большое
монументальное произведение, в котором изображаются значительные события в
жизни народа. В античную эпоху в результате циклизации сказаний, песен и легенд
создавались большие поэмы о выдающихся событиях или героях («Илиада», «Одиссея»
Гомера). Позже аналогичные процессы происходили в поэзии европейских народов
(французская «Песня о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах» и др.). В
новейшей литературе эпопеей стали называть большие прозаические произведения,
применяя термин роман-эпопея («Война и мир» Л. Толстою. «Тихий Дон» М. Шолохова
и др.).
Роман - (от фр. roman вначале произведения, написанные на
одном из романских языков) - большое эпическое произведение, в котором
изображается жизнь человека к тесной связи с жизнью общества. По содержанию
различают такие виды современного романа: социально-психологический,
семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий,
сатирический и др.
Повесть - эпическое повествовательное произведение, в
котором картина жизни нарисована полнее, чем в рассказе, но нe так широко, как
в романе. Повесть имеет, как правило, одну сюжетную линию. Кроме главного
героя, в ней действует ряд второстепенных персонажей. Жанровые разновидности ее
– такие же, как и романа.
Поэма - (от гр. poiema - произведение) - стихотворное
произведение с четко выраженным сюжетом. Эпический элемент - рассказ о событиях
часто соединяется с лирическим выражением авторских чувств. В связи с этим
различают поэмы эпические, лиро-эпические и лирические.
Рассказ - небольшое повествовательное произведение, в
котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени. Этот жанр
требует от писателя особого мастерства, умения ярко и лаконично воссоздать
типические характеры и обстоятельства.
Новелла (от ит. novello - новость) - небольшое
повествовательное произведение о необычном событии и с неожиданным концом.
Очерк - небольшое повествовательное произведение о
действительных событиях и реальных людях, изображенных автором на основе
собственных наблюдений. Разновидности: очерк-портрет, путевой очерк,
публицистический и др.
Фельетон - небольшая художественно-публицистическая статья,
остро разоблачающая определенную личность или негативное социальное явление.
Термин возник в 1800 году во Франции, когда одна из газет заменила сатирический
листок (feuilleton), издававшийся в качестве приложения, статьей внизу газетной
полосы.
Памфлет (от гр. pan - всё и phlego - жгу) небольшое
художественно-публицистическое произведение острого сатирической) характера, в
котором разоблачаются определенные социальные явления, идеологические
противники и др.
Эссе (от фр. попытка, очерк) - небольшое прозаическое
произведение, размышление, отличающееся подчеркнутой субъективностью авторской
мысли, образностью и афористичностью суждений.
Билет № 18
Вопрос № 1 Литературный образ - что конкретная и в то же
время обобщенная словесная картина человеческой жизни, созданная при помощи
вымысла и имеющая эстетическое значение. Особенности художественного образа:
1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов
и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе
человека это внешность, своеобразие речи, особенности характера, в пейзаже - какие-то
яркие, неповторимые черты природы.
2. Обобщенность - отражение в людях, предметах и явлениях
черт, присущих многим. Другими словами, образ должен быть типичным, то есть
отражать не только индивидуальные, но и общие черты. Важно отметить, что
типизация неотделима от индивидуализации. Единство в образе общего и конкретною
- закон искусства. Так, конкретность в образе Собакевича проявляется в его
внешности, чертах характера, речи, а обобщенность - в выражении социальной
сущности людей, подобных ему, - крепостников-помещиков.
3. Художественный вымысел. Образ создается с помощью
творческой фантазии писателя. Вымысел органическая особенность художественного
отражения жизни. Воспроизвести определенную жизненную ситуацию, внутреннее
состояние персонажа писатель может только с помощью творческого воображения.
Документально-биографические произведения не являются исключением.
4. Эстетическое значение образа состоит в том, что он
оказывает воздействие на эстетическое чувство читателя, доставляя ему
эстетическую радость. Вес то, что мы говорили об эстетическом значении
литературы, применимо и к художественному образу.
Итак, образ - картина человеческой жизни, которая мыслится
очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды
образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ.
Билет № 19
Вопрос № 2. В XIX в. упрочилась новая
литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм.
Писатели-реалисты не уводят нас в экзотические дали и на безвоздушные
мистериальные высоты, в мир отвлеченностей и абстракций, к чему нередко были
склонны романтики (вспомним драматические поэмы Байрона). Универсальные начала
человеческой реальности они обнаруживают в недрах «обыкновенной» жизни с ее
бытом и «прозаической» повседневностью, которая несет людям и суровые
испытания, и неоценимые блага. В различных течениях модернизма выявились разные
подходы к эстетическому освоению мира как Хаоса. Этот подход позволяет
осмыслить символизм как попытку вырваться из объятий Хаоса; экспрессионизм как
стремление выразить свой ужас перед ним и помочь осознать, что разрушение – не
путь человечества; обэриуты увидели и попытались показать всю бессмыслицу
Хаоса; литература постмодернизма пыталась найти компромисс с миром Хаоса, а
литература постреализма вступила с ним в спор и противопоставила ему волю и
разум человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |