Курсовая работа: Хлестаков в галерее гоголевских типов
Неожиданным образом читатель и
зритель убеждаются в полнейшей правоте Хлестакова: все характеры изображены им
не только лаконично, но и правдоподобно. Даже городничий после такой
звероподобной характеристики восклицает:
"Вижу какие-то свиные рыла
вместо лиц, а больше ничего!" (Действие пятое, Явление VIII).
Принявший авторскую,
изобразительную, писательскую позицию, Хлестаков "теперь по всей дороге
заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю; мало того, что пойдёшь
в посмешище…" (Действие пятое, Явление VIII).
Путешествующий Иван
Александрович Хлестаков по своему типу приблизился в конце комедии к образу
другого гоголевского героя - Павла Ивановича Чичикова, наверно,
неслучайно получившего своё отчество в наследство от литературного
предшественника.
Следовательно, анализ образа
Хлестакова в системе характеров комедии "Ревизор" позволяет сделать
несколько выводов о тех приёмах, которые использует Гоголя для типизации своего
героя.
1. Отдавая предпочтение
реалистическому методу в изображении характера, Гоголь использует приём
отражения. Типизация в этом случае достигается за счёт пристального внимания к
условиям, в которых существует персонаж (детали, обстоятельства, окружение и т.п.).
Тип Хлестакова создаётся атмосферой уездного города и столицы,
обывателями-чиновниками и подробностями столичной жизни - реальной социальной
ситуацией XIX в.
2. Специфика драмы как рода
литературы и комедии как драматического жанра позволяет Гоголю использовать
приём говорящих фамилий. Антропонимы с яркой и в большинстве случаев понятной
читателю XIX в. внутренней формой, создают ту самую
галерею комических типов, в которой занимает определённое место и Хлестаков (Сквозник-Дмухановский,
Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Гибнер, Люлюков, Растаковский,
Коробкин, Уховёртов, Свистунов, Пуговицын Держиморда, Абдулин, Пошлёпкина).
Хлестаков от переносного значения глагола хлестать - "хвастать,
пустословить".
3. Проявив заботу о будущих
постановках комедии, Гоголь прибёг к особому драматическому приёму замечаний
для актёров, который обозначил "Характеры и костюмы". Описание
каждого персонажа подчиняется стандартной типизирующей схеме:
1) возраст;
2) объём тела;
3) манера речи;
4) манера поведения;
5) одежда
Например, Хлестаков - "молодой
человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький… Говорит и действует без
всякого соображения… Одет по моде" (Характеры и костюмы).
4. Труднее всего определить,
использует ли Гоголь в типизации Хлестакова приём портретной неопределённости. По
ходу действия он иногда используется. Так, Хлестаков сначала напевает модную
арию, затем сбивается на народную песню, а потом поёт ни сё ни то. В большей
степени отказ от определённости применим к характеристике манеры речи
Хлестакова и городничего.
5. Создав систему комических
персонажей, Гоголь-драматург использует приём антитезы, противопоставляя образы
Сквозника-Дмухановского (сквозник - "зоркий умом человек") и
Хлестакова (глупого, недалёкого хвастуна и пустослова).
6. Формирование типа, социального
характера достигается при помощи приёма подмены. Профанация подчёркнута не
только на уровне героя, но и на уровне детализации (треска - лабардан, вместо двухсот
рублей городничий даёт Хлестакову четыреста и т.д.).
7. В целях типизации своего героя
Гоголь вводит приём фантазирования персонажа. Типичные мечты Хлестакова
обнаруживают сходство с притязаниями молодого человека того времени и
современности (мечты о сладкой жизни).
8. Завершая работу над созданием
образа Хлестакова, Гоголь неожиданно ставит его на место резонёра. Для этого
используется приём вставного эпизода - письма героя, в котором раскрывается вся
правда о нём и об обывателях уездного города.
9. В качестве отличительных черт
гоголевской типизации Хлестакова и других героев выступают такие художественные
приёмы, как гротеск (сравнение помещиков и чиновников с животными) и гипербола
(преувеличенная ложь Хлестакова об авторстве и знакомстве с министрами).
1.2 Проблема типологической интерпретации образа Хлестакова в комической
характерологии Н.В. Гоголя
Классификация и типизация
сценических персонажей, к которым относится Хлестаков (самый играемый образ на
русской сцене!), издавна подчинена системе театральных амплуа.
Амплуа (буквально "роль")
- способ типизации, наследующий драматическую традицию типов-масок. Статичность
амплуа противоположна динамике и сложности характеров.
В драматургии известны разные
критерии выделения амплуа:
1) по социальному положению (король,
слуга);
2) по костюму (роль в корсете,
ливрейная роль);
3) по функции (инженю, любовник,
злодей, наперсник). В русском театре прижилась функциональная система амплуа,
официально зафиксированная рукой императрицы Екатерины II
в "Росписи" 1766 года.
Театр, по распоряжению
просвещённого российского монарха, должен был иметь в актёрском составе трёх
трагических и трёх комических любовников, по три трагические и комические
любовницы соответственно, две пары слуг мужского и женского пола. К характерным
амплуа относились:
пернобль (благородный отец, роль
которого частично исполняет городничий в "Ревизоре");
пер-комик (комический старец);
резонёр (герой, выражающий
авторскую, как правило, нравоучительную позицию; например, тот же городничий в
знаменитом монологе: "Чему смеётесь? над собой смеётесь!");
подьячий (позже эту роль
заменили образы чиновников);
конфидант и конфидантка (наперсник
и наперсница, ближайшие друзья героев и героинь; в "Ревизоре" роль
конфиданта заочно играет друг Хлестакова - Иван Васильевич Тряпичкин);
старуха.
В начале 1810-х гг. на сцене
появились амплуа:
царь (только в трагедиях с
патриотическим содержанием);
петиметр ("щёголь", к
которому лучше всего подходит амплуа Хлестакова - хлыща и франта);
простак (надо сказать, что по
замыслу Гоголя Хлестаков имеет отношение к этому амплуа: смешанный характер
ролей наблюдается уже в русском театре середины XIX в);
молодая кокетка;
инженю ("невинная", наивная
и обманутая героиня, как, например, Мария Антоновна - дочь городничего в "Ревизоре",
на которой Хлестаков обещал жениться).
К концу XIX
в. На театральный подмостках закрепились амплуа:
травести (переодевающийся герой,
как правило, девушка, переодетая юношей);
гранд-кокетт (стареющая кокетка,
например, жена городничего - Анна Андреевна);
неврастеник.
Окончательно завершили набор
ролей национальные амплуа (армянин, немец, как, например, немец-лекарь Гибнер
из "Ревизора"), социально-бытовые амплуа (например, купец Абдулин из
"Ревизора") и возрастные амплуа (мальчик и девочка).
Таким образом, если следовать
традиционной типизации сценических персонажей, роль Хлестакова представляет
собой сложный синтез двух театральных амплуа - петиметр ("щёголь") и
простак. Амплуа щёголя позволяет Ивану Александровичу играть роль первого
любовника, особенно в его отношениях с женой и дочерью городничего.
По линии героя-любовника и
щёголя тип Хлестакова продолжен в образе главного героя комедии "Женитьба"
- Подколесина.
Преемственность между
Хлестаковым и Подколесиным, как двумя комическими типами, очевидна.
Во-первых, они оба чиновники и
холостяки. Причём Подколесин уже дослужился до надворного советника, а это, по
его выражению, "полковник без эполет". По сравнению с "елистратишкой"
Хлестаковым, находящемся на низшей позиции XIV чина,
Подколесин, действительно, сделал карьеру, добравшись до надворного советника -
VII чина в тогдашней табели о рангах.
Во-вторых, оба героя модники и
франты. Однако Подколесин более практичен:
"Я того мнения, что черный
фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей
мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать,
как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да,
батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же
полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!" (Действие
первое, Явление III).
В-третьих, Хлестаков и
Подколесин оттенены образами своих слуг - Осипа и Степана. Тема "слуга-господин"
часто выступает в роли приёма типизации. Её развитие есть и в "Мёртвых
душах" (Чичиков и Петрушка).
Наконец, обращает на себя
внимание сходство фамилии Подколесин и названия родной деревеньки
Хлестакова - Подкатиловка.
Так же, как и в "Ревизоре",
в "Женитьбе" типизация персонажа достигается путём специфического
окружения, посредством инкрустации героя в определённые обстоятельства. Кстати,
мотив ожидания присутствует в обеих комедиях: ждут ревизора, ждут жениха - и в
обоих случаях совершается подмена (в "Женитьбе" это обозначено при
помощи детали - шляпы, символизирующей фальшь, подмену настоящего ложным).
Тип Хлестакова, на наш взгляд,
вполне соотносим с типом Чичикова: между этими разными героями есть общие
типичные черты.
Павел Иванович Чичиков,
как и Иван Александрович Хлестаков, - чиновник, коллежский советник -
гражданский чин VI класса в России. Коллежские
советники могли занимать средние руководящие должности (начальника отделения,
делопроизводителя в центральных учреждениях). В период своей службы на таможне
Чичиков исполнял обязанности ревизора. Его афера построена на издержках
ревизской сказки - именных списков населения России XVIII
в. - 1-й пол. XIX вв., составлявшимся во время ревизий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |