Курсовая работа: Хлестаков в галерее гоголевских типов
Феномен трепетной, почти
мистической субординации в России Гоголь иллюстрирует примером природного
страха соотечественников перед проверкой, аттестацией - ревизией. Драматург
отчётливо изображает картину, в которой чинопоклонничество превращает самых
разных людей в пародию на себя самих, лишает их разума и человеческого
достоинства. Нелепость такой ситуации фиксируется Гоголем в последней части
комедии - немой сцене. Автор использует совершенно особый приём типизации - пантомиму:
"Городничий посередине в
виде столба с распростёртыми руками и закинутой назад головою. По правую
сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними
почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращённый к зрителям; за
ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края
сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим
выражением лиц, относящимся прямо к семейству городничего: Земляника,
наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за
ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший
движенье губами, как бы хотел посвистать или произнести: "Вот тебе,
бабушка, и Юрьев день!" За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным
глазом и едким намёком на городничего; за ним, у самого края, Добчинский и
Бобчинский, с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и
выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти
полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение" (Действие
пятое, Явление последнее).
Городничий в своём окаменелом
жесте выдаёт тот факт, что опытный и умный "сквозник" потерял голову
("с распростёртыми руками и закинутой назад головою").
Добавим, что в замечаниях к
актёрам и сценам Гоголь активно использует характеризующие номинации,
обладающие большими возможностями для типизации и обобщения: взяточник,
резонёр, кокетка, плут, охотник (на догадки), проныра, повеса и т.п.
Итак, в целях типизации Гоголь прибегает к приёму использования оценочной
лексики.
Тип Хлестакова в системе
характеров комедии "Ревизор" обусловлен особым приёмом подмены,
который использует Гоголь. Для всех персонажей Хлестаков - инкогнито, чиновник
из Петербурга с секретным предписанием. Его образ создаётся невольно,
собирательно - из самых жутких страхов и предположений обывателей уездного
города.
Масштабность паники от приезда
ревизора подчёркивается сравнением этого события с войной: Ляпкин-Тяпкин и
почтмейстер сразу заявляют, что появление инкогнито предвещает войну, т.е. связано
не с коррупцией и взяточничеством, а с предстоящим конфликтом с турками. Про
то, что их чёрные дела хуже происков турок, они даже не думают.
Образ Хлестакова типичен ещё и
своим психологизмом: в нём легко узнать молодого человека не только XIX и., но и современности. Комедия положений, "Ревизор"
показывает, как человек, которому фактически нечего было есть, вдруг
превратился в важную персону. "Ревизор" - блестящий пример комедии с
многочисленными подменами, свойственными русской действительности. В начале
второго действия вместо Хлестакова на барской постели лежит его слуга Осип. Сам
Хлестаков находится в точно такой же ситуации - вместо ревизора на почётном, но
не на своём месте.
Статус Хлестакова - "инкогнито".
Первая буква его хлёсткой и броской фамилии напоминает алгебраический X - символ неизвестности,
употребляющийся вместо реального числа. Как видим, принцип подмены в комедии
обоснован с математической точностью.
Монолог Осипа используется
Гоголем как очередной инструмент типизации образа Хлестакова. Этот инструмент -
описание, характеристика со стороны. Описательный монолог Осипа построен по
принципу антитезы: вместо высокого чиновника перед нами "елистратишка"
(разговорное название коллежского регистратора, низшего гражданского чина в
царской России).
Хлестаков, несмотря на свой
незавидный чин XIV класса, всегда ведёт себя как
господин широкой руки, потому что в столице вообще так ведут себя все без
исключения. Осип раскрывает секрет произошедшей в уездном городе подмены
ревизора на регистратора. В Петербурге все ведут себя как господа:
"Галантерейное, чёрт
возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь; всякой тебе говорит
"вы". Наскучило идти - берёшь извозчика и сидишь себе, как барин…"
(Действие второе, Явление I).
Обман, подмена и выдача себя за
другого - признаки городской цивилизации, которой восхищается Осип - халиф на
час, как и Хлестаков.
Хлестаков - заядлый картёжник,
азартный и неунывающий игрок. Кстати говоря, хлестать означает:
"1. кого-что. Бить,
ударять чем-н. гибким. Х. по спине.Х. кнутом.
2. (1 и 2 л. не употр.), перен.
Литься или плескаться сильно, с шумом. Вода хлещет из крана. Дождь
хлещет. Волны хлещут о берег.
3. что. Пить в большом
количестве (прост. неодобр.). Х. вино" [Ожегов[2],
1994, с.750].
Хлестать картами об стол, пить в
большом количестве - всё это умеет и любит Хлестаков. Впрочем, о его вкусах
судить трудно: сначала он напевает арию из Роберта-Дьявола, потом народную
песню "Не шей ты мне, матушка" и, наконец, поёт ни сё ни то.
Хлестаков не просто пустой, а
опустошённый человек. Его главный козырь - простота. Гоголь мастерски
изображает своего пройдоху поневоле сначала заискивающим перед слугой, а потом,
напротив, повышающим голос в разговоре с городничим. Уверенности ему придаёт
сама типичность ситуации: расточительный Хлестаков наверняка не один раз
оказывался в подобной щекотливой ситуации (об этом он вспоминает в письме к
Тряпичкину). Возможно, ему приходилось даже сидеть в тюрьме за долги, так как
это первое, что приходит к нему в голову при появлении городничего:
"Городничий (робея). Извините,
я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят
холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он
берет такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со
мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю,
что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да
как вы смеете?. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится) Я, я, я..."
(Действие второе, Явление VIII).
Гоголь указывает на типичные
качества, найдя ключ к которым, можно добиться своего от любого человека. Хлестаков
заявляет об этом прямо и простодушно. То, о чём он говорит, нравится каждому,
так как это психологически универсально:
"Хлестаков. Покорно
благодарю. Я сам тоже, я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша
откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как
только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность" (Действие
второе, Явление VIII).
Приём фальсификации пронизывает
всю комедию и превращает бытовую ситуацию в гротеск. Деликатес лабардан[3]
на самом деле оказывается свежепосоленной треской, в больнице почти нет
больных, неудачливый в картах Хлестаков "неожиданно" обыгрывает судью
в карты и т.п.
Разошедшийся в своём хвастовстве
и позёрстве Хлестаков превращается в собирательный образ. Судя по тем
произведениям разных искусств, автором которых он себя называет, наш герой - П.
Бомарше, Мейербер, В. Беллини, О.И. Сенковский, А.А. Бестужев, М.Н. Загоскин и
весь коллектив авторов журнала "Московский телеграф".
Хлестаков типичен не только
своим привычным бытом, но и своими обывательскими по сути мечтами. Будучи в
приподнятом после завтрака и напитков настроении, он представляет семье
городничего свою жизнь в Петербурге такой, какой она видится ему в мечтах:
"На столе, например, арбуз -
в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа,
откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий
день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел,
французский посланник, английский, немецкий посланник и я" (Действие
третье, Явление VI).
И в этот радужный мир фантазии
врывается реальная бытовая деталь из обычной жизни коллежского регистратора,
"елистратишки":
"Как взбежишь по лестнице -
к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель…"
(Действие третье, Явление VI).
В воодушевлённом бреду пьяного
Хлестакова чередуются вымысел и действительность.
Гоголь добивается правдивости
образа героя, создавая тип Хлестакова - простодушного хвастуна-мечтателя, каким
был, вероятно, каждый из молодых людей того времени в начале карьеры.
Довершает картину типизации Хлестакова
ещё один приём Гоголя - введение в текст комедии письма Ивана Александровича
своему столичному другу.
В этом коротком наброске
Хлестаков проявляет себя как достаточно интересный и по-своему меткий
наблюдатель. Его замечания можно сравнить с теми "Характерами и костюмами",
которые зарисовал в начале комедии сам Гоголь. Если галерея характеров "Ревизора"
по замыслу автора имеет одно содержание, то в эпистолярном очерке Хлестакова
оно подменяется прямо противоположным. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
опытен и умудрён многолетней службой, но в письме мнимого ревизора он "глуп,
как сивый мерин". Почтмейстер у Гоголя простодушен и наивен донельзя, а у
Хлестакова - "точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть,
также, подлец, пьёт горькую". Артёмий Филиппович Земляника в комедии
неповоротлив, толст, неуклюж, чему в письме Хлестакова соответствует прозвище
"совершенная свинья в ермолке". Лука Лукич Хлопов "протухнул
насквозь луком": смотрителю училищ приходилось таким образом перебивать
запах спиртного, чтобы не сконфузиться перед учителями и учениками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |