Курсовая работа: Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии
Курсовая работа: Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии
Введение
Изучение поэтического авангарда – актуальная тема в
литературоведении. Одной из причин является то, что литературный авангард в
течение достаточно долгого времени находился за рамками литературоведческих
интересов. Основные исследования русского авангарда появляются преимущественно
в течение последних нескольких десятилетий, при этом наблюдается широкий спектр
точек зрения. Н.С. Сироткин, оговаривая предпосылки возникновения и
бытования авангардной культуры, отмечает: «По традиции относительно русского
искусства под «авангардом» обычно понимается, прежде всего, творчество
художников – М. Ларионова и Н. Гончаровой, П. Филонова, К. Малевича,
В. Татлина и других, а в литературе – главным образом творчество
поэтов-футуристов» (А. Крученых, Д. Бурлюка, В. Хлебникова В. Каменского,
В. Маяковского и др.).
Но, так или иначе, рамки литературного авангарда традиционно
определяются творчеством футуристов. В своём исследовании мы обращаемся к
творчеству одного из представителей этого течения – В.В. Маяковскому.
Заметим, что в своем историческом развитии авангард прошел
несколько этапов: становление (1910-е гг.), развитие (1920-е гг.), период
латентного существования (1950–60-е гг.).
Как правило, на этом периодизация заканчивается. Однако, кажется,
что можно выделить еще один период развития этого типа поэзии. Многие осевые
авангардные установки реализовались в русской рок-поэзии, мощном поэтическом
течении, появившемся в конце ХХ века.
Русская рок-поэзия тематически и стилистически чрезвычайно
неоднородна. Сам термин «рок-поэзия» является достаточно условным и выполняет
скорее «собирательную», нежели определяющую функцию, так как свести творчество
всех рок-поэтов к одной литературной традиции или одному художественному методу
не представляется возможным. В связи с этим вопрос о литературной традиции,
применительно к русскому року до сих пор остается открытым.
В нашем исследовании мы будем рассматривать преемственность традиции
изображения города в творчестве представителя футуризма В.В Маяковского и
рок-поэта Ю. Шевчука.
Таким образом, тема курсовой работы относится к числу актуальных,
так как позволяет интерпретировать феномен русской рок-поэзии в аспекте
литературной традиции; изучить конкретный образ – образ города; составить
представление о преемственности модели мира в современных текстах рок-поэзии.
Объектом исследования является образ города в творчестве двух
поэтов – Ю. Шевчука и В. Маяковского. Это дает возможность
рассмотреть становление, развитие и, в какой-то мере, модернизацию данного
понятия.
Предмет исследования – традиции
поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии.
Цель курсовой работы – выявить своеобразие преломления авангардной
традиции в развитии современной русской рок-поэзии.
Соответственно поставленной цели, надо разработать следующие
задачи:
1) Раскрыть объем основных теоретических понятий «образ»,
«традиция», «картина мира», «поэтика»;
2) Исследовать связи «картины мира» и «поэтики» русского футуризма
и рок-поэзии;
3) Проанализировать специфику художественной трактовки образа
города в творчестве В.В. Маяковского;
4) Проанализировать специфику воплощения образа города в
творчестве Ю. Шевчука;
5) Выявить диалогические связи образа города творчества В.В. Маяковского
и Ю. Шевчука в ракурсе литературной традиции.
1. Теоретические понятия
образ поэтика рок футуризм
Образ художественный – категория эстетики, характеризующая особый,
присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.
Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном
произведении (особенно часто – действующее лицо литературного героя), например,
образ войны, народа. Само терминологическое словосочетание «образ кого-то» или
«образ чего-то» указывает на устойчивую способность художественного образа
соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположную ему
действительность; отсюда господствующее положение этой категории в эстетических
системах, устанавливающих специфическую связь искусства с не-искусством –
жизнью, сознанием и т.д.
Традиционно специфика образа определяется по отношению к двум
сферам: реальной действительности и процессу мышления. А) как отражение
действительности образ в той или иной степени наделен чувственной
достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной
законченностью и самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально
бытующего объекта. Однако образ не смешивается с реальными объектами, ибо
выключен из эмпирического пространства и времени, отграничен рамкой условности
от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, «иллюзорному»
миру произведения. Б) будучи не реальным, а «идеальным» объектом, образ
обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и
прочих мыслительных конструкций. Образ не просто отражает, но и обобщает действительность,
раскрывает в единичном, преходящем, случайном – сущностное, неизменно
пребывающее, вечное. Однако, в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден,
не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет
чувственную целостность и неповторимость. Сама по себе познавательная специфика
образа как единства чувственного отражения и обобщающей мысли не определяет его
художественной уникальности, ибо в известной мере присуща и публицистическим,
морально-прикладным, теоретически-иллюстративным образам.
Художественная специфика образа определяется не только тем, что он
отражает и осмысливает существенную действительность, но и тем, что он творит
новый, небывалый, вымышленный мир. Творческая природа образа, как и
познавательная, проявляется двояко.
А) художественный образ есть результат деятельности воображения,
пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и
устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В
образе наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается
возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной,
эмоционально-волевой сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям.
Б) в отличие от чисто психических образов фантазии, в
художественном образе достигается творческое преображение реального материала:
красок, звуков, слов, создается единичная «вещь» (текст, картина, спектакль),
занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь,
образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как
пассивное воспроизведение, а как активное преображение её.
Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в
вымышленную действительность и ее чувственное воплощение – такова внутренне
подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к
идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе
творчества).
Основная функция литературного образа придать словам ту бытийную
полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи; преодолеть
онтологическую ущербность знака (разрыв между материей и смыслом), обнаружить
по ту сторону условности безусловность.
Специфика словесного образа проявляется во временной его
организации. Поскольку речевые знаки сменяются во времени (произнесения,
написания, восприятия), то и образы, воплощенные в этих знаках, раскрывают не
только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения.
Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического
взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий
субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим,
идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг
другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония.
Традиция – понятие в литературе, характеризующее преемственность в
литературном процессе. Традиция – это культурно-художественный опыт прошлых
эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще
ценного, ставший для них творческим ориентиром. Осуществляя связь времен,
традиция знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение
наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных
задач, и потому ей закономерно сопутствует обновление литературы.
Традиция осуществляет себя в качестве влияний (идейных и
творческих) заимствований, а также в следовании канонам (преимущественно в
фольклоре, древней и средневековой литературах). Часто выступая как
сознательная, «программная» ориентация писателей и литературных направлений на
прошлый опыт, традиция вместе с тем может входить в литературное творчество и
стихийно независимо от намерений автора. В качестве традиции писателями
усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически («маленький
человек», «лишний человек» в литературе 19 века) или обладающие
универсальностью (любовь, вера, страдание, мир, война, смерть), а также
нравственно-философские проблемы и мотивы (например, духовное прозрение в
житиях и в произведениях Л.Н. Толстого), черты жанров (свойства древней
эпопеи монументальных произведениях 19–20 вв. – «Война и мир», «Тихий Дон»),
компоненты формы (тип стихосложения, стихотворные размеры, принципы портретной
«живописи», приемы воссоздания психики).
Обладая исторической стабильностью, традиция вместе с тем
подвержена функциональным изменениям каждая эпоха выбирает из прошлой культуры
то, что именно для нее ценно и насущно. При этом сфера преемственности в каждой
национальной культуре со временем меняется; так во второй половине 20 века она
заметно расширилась (возрос интерес к средневековью, а также к и национальному
искусству).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |