Курсовая работа: Тема дороги в творчестве Николая Рубцова
В
сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически
и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с
художественным видением раннего В.В. Маяковского, философичность, заставляющая
вспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А. Есенина
(«Топ да топ от кустика до кустика…» — стихотворение «Подорожники»),
субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное
фетовскому.
Опора
на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского
стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями,
необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и
метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой
(«Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как
будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» — стихотворение «Ночью на
родине»). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка
ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернее
происшествие» и др.)
В
критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В. Кожинов)
справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова — не самоцель, а
форма поэтического мышления о мире в целом
(«В
деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»).
Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его
стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение
на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и С.А. Есенина, современных
отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, «Последняя осень», «Сергей
Есенин» — о Есенине, «Последняя ночь» — о Д.Б. Кедрине и др.). Национален сам
лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией,
удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и
катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным
при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России.
В
своей работе мы пришли к следующим выводам:
·
Тема дороги
проходит через все творчество Рубцова;
·
Образ дороги
многозначен и глубок;
·
Как и у
большинства русских поэтов 19 и 20 вв., чаще всего дорога играет роль символа,
обобщения жизненного пути, судьбы.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.
Бараков В.Н.
Лирика Николая Рубцова. – 1993.
2.
Бараков В.Н. «И
не она от нас зависит»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова. – 1995.
3.
Бараков В.Н. Поэтическая
биография Николая Рубцова. – 2005.
4.
Белков В. Жизнь
Рубцова. – Вологда, 1993.
5.
Белков В. Легенды
о Рубцове. – Вологда, 1994.
6.
Белков В. Рубцов
сегодня: очерки и размышления. – Вологда, 2003.
7.
Белков В. Сто
историй о Рубцове. – М., 2005.
8.
Зайцев В. Николай
Рубцов. – М., 2002.
9.
Киров А.
Лирический роман в поэзии Н.Рубцова. – М., 2004.
10.
Кожинов В.
Николай Рубцов. – М., 1975.
11.
Коняев Н.М.
Николай Рубцов. Ангел Родины. – М., 2007.
12.
Михайлов А.
Посреди очарованных трав // «Дружба народов», 1969, №2.
13.
Николай Рубцов:
Вологодская трагедия / Сост. М.Коняева. – М., 1998.
14.
Оботуров В.
Искреннее слово:Страницы жизни и поэтический мир Н.Рубцова. – М., 1987.
15.
Передреев А. Мир,
отражённый в душе // «Литературная Россия», 1967, 22сентября.
16.
Попов Н. Николай
Рубцов в воспоминаниях друзей. Ранее не опубликованные стихотворения и
материалы. – М., 2008.
17.
Розанов Ф.
Звездные трагедии:Загадки, судьбы и гибели. – М., 2007.
18.
Рубцов Н.
Зелёные цветы. – М., 1971.
19.
Рубцов Н.
Последний пароход. – М., 1973.
20.
Рубцов Н.
Избранная лирика. – Вологда, 1974.
21.
Рубцов Н.
Подорожники. – М., 1975.
22.
Рубцов Н.М.
Избранное. – М., 1982.
23.
Рубцов Н.
Стихотворения. – М., 1983.
24.
Рубцов Н.
Видения на холме. Стихи, переводы, проза. – М., 1990.
|