Курсовая работа: Тема дороги в творчестве Николая Рубцова
Курсовая работа: Тема дороги в творчестве Николая Рубцова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова
ГЛАВА 2. Основные мотивы и особенности творчества
2.1. Истоки лирического характера поэзии Рубцова
2.2. Мир крестьянского дома и русской природы
2.3. Лирический герой рубцовских стихов
2.4. «И зажегся …свет величавого распева и молитвенной
исповеди»
ГЛАВА 3.Тема дороги в поэзии Рубцова. Анализ стихов
3.1. Тема дороги
3.2. Анализ стихотворений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей курсовой
работы интересная и широкая. Она включает в себя не только исследование образа
дороги в поэзии Н. Рубцова, но и обзор всего его творчества. Более того, мы вынуждены
были коснуться его биографии, а также попытались показать связь с традициями
русской классической литературы и стихами вологодских поэтов. Надо отметить,
что данная тема мало освещена в трудах литературоведов.
В своей работе мы
опирались на исследования жизни и творчества Николая Рубцова таких авторов, как
В.В. Кожинов, В. Оботуров, В.Н. Бараков, Н. Коняев, А. Передреев, А. Михайлов и
др., воспоминания Виктора Коротаева и Александра Романова.
Цель нашей работы:
·
раскрыть значение
темы дороги для понимания всей поэзии Николая Рубцова.
Перед нами стояли
следующие задачи:
1. познакомиться с литературой по
творчеству Рубцова;
2. рассмотреть его поэзию в целом и
выделить ее основные особенности;
3. дать более детальный анализ отдельных
стихов.
Курсовая работа состоит
из трех глав.
Задача 1 главы: дать
описание жизненного и творческого пути поэта.
Задача 2 главы: рассмотреть
основные мотивы и особенности его творчества.
Задача 3 главы: раскрыть
смысловую нагрузку темы дороги и подтвердить это анализом отдельных
стихотворений.
Изучение данной темы
курсовой работы поможет понять значение творчества Н.Рубцова, его место в
русской поэзии, а также то, каким образом проблемы окружающей и личной жизни
преломляются в литературном произведении.
ГЛАВА 1.
Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова
«Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто
очаровывал читающий мир поэзией – не придуманной, органической. Время от
времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все
же – хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов – надвигалось...»
Г. Горбовский [5].
Николай Михайлович Рубцов
(3 января 1936 г. – 19 января 1971г.) унаследовал из прошлого русской
литературы то, что мы подразумеваем под словами «судьба русского поэта». Ему
было отпущено 35 лет жизни, слава и народная любовь – посмертно. Одиночество,
неприкаянность, бедное и бездомное (почти до конца) существование. Но и –
способность сгореть в труде, всего себя отдавать стихам. Внешне неожиданная и
нелепая, внутренне глубоко закономерная и предчувствуемая гибель.
И умение так по-есенински
попрощаться:
Мы сваливать
не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет,
тот и правит.
Поехал, так держись!
Я повода оставил.
Смотрю другим вослед.
Сам ехал бы
и правил,
Да мне дороги нет…
Вместе
с тем, Рубцов был человеком своего времени. Как и многие, он увлекался в
молодости Хемингуэем и его книжками, любил знаменитого футболиста Эдуарда
Стрельцова, хорошо отзывался о Ленине, размышлял об успехе Владимира Высоцкого.
Как всякий русский, Рубцов с восхищением относился к Александру Невскому. Поэт
хотел даже написать о Невском поэму, и называл своего будущего героя
«светозарным». Святыми были для Рубцова имена Пушкина, Тютчева, Есенина…
Николай
Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Он был пятым ребенком в
семье. Перед самой войной родители переехали в Вологду. В детские годы Николай
пережил много потерь. В 1941 ушел на фронт отец, и о его судьбе долго было
ничего неизвестно (как оказалось позднее, он остался жив, но детей своих не
стал разыскивать, женился второй раз). От болезни умерли две старшие сестры, а
в 1942 умерла мама. Четверо детей в годы войны остались сиротами. Время,
проведенное в Никольском детском доме, куда попал шестилетний Коля Рубцов,
подарило ему главную тему будущего творчества: «До меня все же докатились
последние волны старинной русской самобытности, в которой было много
прекрасного и поэтического» («Коротко о себе») [24, с.388].
Вологодская
земля стала вечным магнитом, ядром жизни Рубцова, хотя ему много пришлось
постранствовать: армейская служба на Северном флоте, жизнь в обеих российских
столицах (в Ленинграде – рабочим, в Москве – студентом Литературного
института), поездка в Сибирь. Долгое время Рубцов не имел своего жилья (только
в 1969 году Рубцов получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную
квартиру), но не возвращаться в Вологду не мог: «…в Вологде мне всегда бывает
хорошо, и ужасно грустно и тревожно. Хорошо оттого, что связан я с ней своим
детством, грустно и тревожно, что и отец, и мать умерли у меня в Вологде. Так
что Вологда – земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я
себя и живым, и смертным» (из письма Г.Горбовскому) [14, с.54].
1962
год принято считать началом творческой зрелости поэта. В этом году он поступил
в Литературный институт имени Горького и познакомился с В.Соколовым,
С.Куняевым, В.Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не раз
помогало ему и в творческом взрослении, и в издательских делах. Напечатал при жизни
Николай Рубцов немного. Помимо журнальных подборок и совсем тоненькой книжечки
«Лирика» (1965) тиражом в 3000 экземпляров, это сборники «Звезда полей» (1967),
«Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к изданию «Зеленые
цветы» появились уже после смерти Рубцова, в 1971 году. После смерти были
опубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика»
(Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).
Уже
на первые циклы стихов Николая Рубцова обратили внимание Марк Соболь в статье
«Честь быть человеком» («Литературная газета», 14 декабря 1965г.) и Вадим
Кожинов в обсуждении за «круглым столом» итогов 1965 поэтического года – статья
«Поэты и стихотворцы» («Вопросы литературы», 1966, № 3). Только одну небольшую
рецензию, опубликованную поэтом Юрием Линником в журнале «Север», вызвала
первая книжка стихов Рубцова «Лирика», а уже на «Звезду полей» откликнулись
многие. Прежде всего, поэты, которые почувствовали свою родственность музе
Рубцова: Станислав Куняев и Анатолий Передреев, а также Л. Лавлинский и другие
критики. Знаменитый сборник «Звезда полей» стал выдающейся книгой, знаковой,
«культовой», как сейчас говорят. Для очень многих он стал настоящим
откровением, невиданным свидетельством бессмертия национального духа в эпоху
«застоя». В1967 году к поэту пришла настоящая слава.
Особое
место уделили поэзии Рубцова в своих обзорах В. Чалмаев и В. Друзин. Позже о
лирике Рубцова писали А. Михайлов, Е. Осетров, А. Ланщиков и другие критики.
В
довольно неожиданной и смелой работе литературоведа Александра Кирова
«Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова» [9] доказывается, что поэт сознательно
«выстраивал» свою поэзию и судьбу одновременно: «Все движется к темному устью…»
[9, с.8]. Александр Киров берет за основу не умозрительный, а фактический
материал (книги стихов, составленные Рубцовым) и реконструирует выстроенный (и
в определенной степени зашифрованный поэтом) лирический роман как
художественную целостность. Отдельной темой его исследования стала проблема
православной духовности как основы религиозно-философского мышления Николая
Рубцова. Александр Киров опирается в данном случае и на биографические факты, и
на сами художественные тексты, и на их варианты. Кстати, только в последние
годы стали известны некоторые варианты популярнейших созданий Рубцова.
Например, строка «жизнь порой врачует душу…» из стихотворения «Выпал снег»
звучала так: «Бог порой врачует душу…» [9,с.14].
В настоящее
время в Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998,
скульптор А.М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптора
Вячеслава Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке
(2004, скульптор Н. Овчинников).
ГЛАВА 2. Основные мотивы и особенности творчества
«Стихи его настегают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут,
когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом
воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами
стали этой вечной синевой и зеленью...»
А. Романов [5].
2.1.
Истоки лирического характера поэзии Рубцова
Поэзия
Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной
преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью,
внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой. О своей
поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я
переписывать не стану
Из
книги Тютчева и Фета,
Я
даже слушать перестану
Того
же Тютчева и Фета.
И я
придумывать не стану
Себя
особого, Рубцова,
За
это верить перестану
В
того же самого Рубцова,
Но я
у Тютчева и Фета
Проверю
искреннее слово,
Чтоб
книгу Тютчева и Фета
Продолжить
книгою Рубцова!..
С
первых самостоятельных шагов в поэзии Николай Рубцов проявил такую широту
творческого кругозора, которая позволила ему воспринять опыт не только Ф. Тютчева
и А. Фета, А. Блока и И. Бунина, но и С. Есенина, Д. Кедрина, А. Яшина. Он
учился у многих, но ничьих следов непосредственного влияния в поэзии Рубцова,
по мнению В. Оботурова, мы не обнаружим [14]. Не
часто, но время от времени проникают в стихи Рубцова моменты его биографии
(«Детство», «Березы», «Грани», «Я весь в мазуте…» и др.). Реальная жизнь поэта
открывается достаточно полно для того, чтобы составить представление об истоках
его поэзии и лирического характера. Поэт открыто говорит о своих привязанностях.
Ивы, река, соловьи, деревянная школа – все, с чем ассоциируется понятие
«Родина», дорого для него уже само по себе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |