Курсовая работа: Тема денег в русской литературе
Все
персонажи «трудятся» и идут на разные хитрости ради денег, которые являются
основной движущей причиной всех действий в комедии. Стряпчий «ходит» по мелким
делам и «иной день и полтины серебром домой не приносит». Сваха получает «где и
золотой, где и побольше перевалится — известно, что чего стоит, глядя по силе
возможности» (д. 2, явл. 6), обращаясь к своим «работодателям», называет их
«серебряная», «жемчужная», «изумрудная», «яхонтовая», «брильянтовые», придавая
осязаемость и конкретность «драгоценным» качествам купчихи Большовой и ее
дочери Липочке.
Все
персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои,
и чужие доходы. Даже мальчик на посылках Тишка делает свой «бизнес», собирая
все, что плохо лежит: «Полтина серебром — это нынче Лазарь дал. Да намедни...
гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третье-вось хозяин забыл на
прилавке целковый. Эвось, что денег-то!» (д. 2, явл. 8). В финале комедии для
жулика-купца все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем
поправить. Либо денег, либо в Сибирь».
Деньги
делят персонажей на тех, кто прислуживает, и тех, кому прислуживают. В первом
действии «командует» и чудит Большов, а Подхалюзин заискивает и просит, в
последнем - наоборот, Большов, лишившись состояния, просит «Христа ради» у
Подхалюзина.
Финансовая
афера купца — центральная интрига пьесы, в которой тесно связана линия
сватовства и женитьбы. Объединяет их мотив денег. Ведь речь идет не о любви, а
о приданом. Свое стремление к наживе, к большим деньгам персонажи комедии
скрывают за изъявлениями притворных чувств. «Чувствительная» лексика приказчика
— пережиток сентиментализма с его стилистической доминантой «душа» и
«чувствительное сердце». Подхалюзин жаден, хитер, жесток, но может и притворно
заплакать, именно его речи свойственны «возвышенные» речевые обороты. Развитие
событий в комедии подтверждает мысль о несовместимости денег и чувства,
опровергает отвлеченные «чувствительные» представления: там, где финансы и
«дело», там нет места для сантиментов, души, сердца, слез и проч.
Стремление
к деньгам в комедии свойственно не только богатому купцу, но и людям небогатым
(свахе, стряпчему). Из-за жадности они готовы к любым нечистоплотным действиям.
Эту особенность слабых людей понимает и использует Подхалюзин, обещая каждому
по две тысячи рублей, а свахе и шубу соболью в придачу. Обманщики надеются
получить очень большие деньги не за свою работу, невысокую цену которой они
знают, а за услуги сомнительного свойства. В конце концов, и тот и другая
получают плату в «сто рублей серебром», однако чувствуют себя обманутыми.
Стремление получить сразу и много денег оборачивается разочарованием и злобой.
II.6
Стихия денег в произведениях Ф. М. Достоевского
В произведении Ф. М. Достоевского
" Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены
стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве:
Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны –
страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм,
спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже
больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к
самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре
Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые
трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было
выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу
денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь
преступления.
В самом произведении бесчисленное
множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже
детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова.
Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных
и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит
дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из
Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося
на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем
достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у
своей сводной сестры.
характер Раскольникова не однозначен,
как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и
помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег
разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то
желание и волю.
«Я вчера все деньги, которые вы мне
прислали, отдал... его жене... на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая
женщина... трое маленьких сирот, голодные... в доме пусто... и еще одна дочь
есть... Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели... Я, впрочем, права не
имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались.
Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».
Сам Раскольников постоянно нуждается
в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В
тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но
именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на
каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается
к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони,
которая, как и он, вырвалась из стихии денег.
Уход из-под власти денег делает
главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его
жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не
станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.
В
мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести
«Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное
значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в
убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где
«чижики так и мрут... не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У
него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается
давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара
вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы
брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар
Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности.
Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство
достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это
очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить
Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом»,
указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции
повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но
только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего
Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит
сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем
дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем
меньше у него денег.
Переживания
героев, постоянно висящая над ними угроза истинной нищеты создают в повести
атмосферу напряженности и драматизма. Действия персонажей, так или иначе,
связаны с деньгами, они продают, покупают, платят, получают, просят в долг.
Девушкин забирает свое жалованье вперед, безуспешно пытается занять денег,
неожиданно получает сто рублей от генерала. Варвара посылает Макару
полтинничек, тридцать копеек серебром, Горшков просит «хоть гривенничек
какой-нибудь», «хоть десять копеек»; Ратазяев за свое «творчество» «просит семь
тысяч» и т.д. Ощущение безнадежности вызывают переживания героев, связанные с
материальными утратами: продан новый вицмундир, на очереди старый фрак, рвутся
сапоги, отрываются пуговки, переходят из рук в руки рубли и копейки. Значение
имеет каждый «гривенничек». «Сиротский полтинничек», укоряя и пронзая
чувствительное сердце», доводит чиновника до нравственного падения («У меня
сердце и заныло, глядя на ваши сиротские денежки. Стал считать себе
неблагопристойным, а как потерял к себе уважение... тут уж и падение»).
Спасаясьотпоследней
нищеты и наготы, Варвара и Макар разлучаются вопреки своим чувствам. Бедные
люди, почти нищие Макар иВарвара поправив свои денежные дела, в конце повести
остаются "бедными", т.е. несчастными и жалкими.
II.7
Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника"
И. С. Тургенева
Новым этапом развития
темы денег явился цикл рассказов и очерков "Записки охотника". И.С.
Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного
не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото — прах!» — эти и
другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных
сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему
большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру
«Записок охотника» правдоподобие.
Тема
денег, заявленная открыто или полуреализованная в тексте, имеющий прямое
отношение к развитию действия или находящийся на его периферии, является одним
из основных элементов в создании образов «романтика" - "идеалиста» и
«прагматика».
Деньги являются одним
из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и
Калиныч». Крепостной Хорь — на оброке, т.е. живет и работает по своему
усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год.
Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись
«на болоте», сумел разбогатеть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |