Курсовая работа: Тема денег в русской литературе
Не
так просто обстоит дело в мире чиновников, где деньги считаются сотнями и
тысячами. От того, идут ли в ход деньги, меняется многое. Но поскольку подкуп
осуждается законом, то и совершается он не так откровенно. Например, чиновники
ищут прозрачный предлог для вручения денег «ревизору». Проблема только в том, как
назвать деньги, за которые «покупают» ревизора. Нелепые и смешные с точки
зрения здравого смысла варианты создают комедийное настроение. В третьем
действии деньги — основной предмет, с которым связаны манипуляции героев.
Чиновники передают Хлестакову деньги, со страху обливаясь потом, роняя
ассигнации, вытряхивая мелочь из прорех и т.д. Для них передача денег является
материальной формой заключения определенных отношений. И дающие, и берущий
делают вид, что деньги – только проявление доброго отношения, знак дружеского
расположения.
Сведение
всех помыслов к голому расчету, приземление высокого, обозначение цифрами, что,
сколько в жизни стоит (от арбуза «в семьсот рублей» и «сигарочек по двадцати
пяти рублей за сотенку», от обеда в трактире до генеральского чина, на который
метит Городничий за восемьсот рублей, данных «ревизору»), это обнажение
денежной, «арифметической» сущности как человеческих, так и социальных
отношений.
Нельзя
не упомянуть и такое произведение Гоголя как " Мертвые души".
Изображение скупости идет в поэме по нарастающей сначала как одна из слабостей,
особенностей характера: грубая, как у Собакевича, или комичная, как у
Коробочки, пока не оказывается всецело поработившей человека идеей, образом
жизни, как у Плюшкина. В том, что знакомство с помещиками начинается с
Манилова, а заканчивается Плюшкиным (гл. 6.), исследователи видят «особую
логику»[5], каждый
персонаж играет свою роль в главной теме поэмы. В этом смысле образ
«заштатного» Плюшкина является кульминацией темы жадности в «Мертвых душах».
Его имя остается в памяти читателей как символ этого порока. Скупость,
жадность, расчетливость в разной мере свойственны почти всем основным
персонажам поэмы «Мертвые души». С иронией говорит автор о магии не только
золота, денег, но и самих слов, их обозначающих: «Миллионщик» - «в одном звуке
этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое
действует и на людей подлецов, и на людей ни то ни се, и на людей хороших,
словом, на всех действует» (гл. 6). Одно это слово рождает «расположение к
подлости».
Особого рода алчность у главного героя поэмы. С детства уверовавший, что
«все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», «эта вещь надежнее всего на
свете», Чичиков становится приобретателем. Стремление отовсюду получить выгоду,
сэкономить, недоплатить, прибрать к рукам все, что попадает в поле зрения,
провоцирует ложь и лицемерие, «двойную» бухгалтерий и мораль для себя и для
других.
II.4
Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная
история"
Нечистая
сила, сундуки с золотом, безумная страсть к накоплению, безжалостные ростовщики
— все эти мотивы, закрепившись в литературе, со временем теряли свою новизну и
уже не могли не восприниматься как условные. Неизбежно должно было произойти
то, о чем писал теоретик: «...замена старых, заметных, условностей новыми, еще
не замечаемыми как литературный шаблон»[6]. Тема
денежных отношений требовала новых, правдоподобных деталей и мотивировок
введения в литературное произведение внелитературного материала.
В
этом смысле интересен первый роман А. И. Гончарова «Обыкновенная история». В
котором тема денег играет важную роль, но воспринимается как реалия, а не
сказочная условность, царящая в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». У Гончарова
этот мотив тесно связан с основной темой романа, понимаемой как процесс
духовного, «социально-психологического превращения» «дворянина-романтика в
бюрократического дельца». Эта тема не была новой для русской литературы 40-х
годов: об этом писали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, но в «Обыкновенной истории»
она прозвучала особенно убедительно. Здесь только одна сюжетная линия. Особую
роль играют диалоги дяди и племянника, перемежающиеся различными
событиями, подтверждающими правоту дяди. Звучащий в этих эпизодах мотив денег
обеспечивает единство темы «практической философии». В художественном
мире романа Гончарова каждая вещь имеет свою цену: от огурцов по сорок копеек
десяток до приданого в триста тысяч рублей. Тема денег, переплетаясь со
множеством других мотивов, вливается в общую картину жизни в деревне и в
столице периода 1830—1843 гг. Представление о значимости денег различает
«романтика» и «человека практичного» -- племянника и дядю Адуевых. Это один из
основных предметов их диалогов. Разговор о них пронизывает весь роман, действие
которого развивается в основном в диалогах. В диалогах не только
характеризуются персонажи, но полемически заостряется разница их взглядов на
вещи, обнаруживается основное противоречие.
Тема
денег звучит в романе в «ударных позициях» - в начале и в конце. В первую
встречу в начале романа дядя предупреждает племянника, что не надо просить
денег: «Матушка просила снабжать тебя деньгами... Знаешь, ...не проси у меня
их: это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми».
Кончается
роман тем, что дядя с радостью одалживает Александру довольно крупную сумму,
признавая его жизненный успех.
Не
менее важен мотив денег в характеристике второстепенных персонажей. Речь
матушки Александра Адуева, на первый взгляд, алогична: "Погляди-ка, какой
красотой Бог одел поля наши! Вон с тех полей одной ржи до пятисот четвертей соберем
...А лес-то, лес как разросся! Подумаешь, как велика премудрость Божия! Дровец
с своего участка мало-мало на тысячу продадим". На самом деле здесь не
смешиваются премудрость Божия и стоимость дров, красота полей — с объемом
урожая. Все в мире устроено для человека, радует его глаз и душу, утоляет
потребности — так угодно Создателю. Более того, старушка полагает, что и во
всех мелочных человеческих делах царит воля Божия, и обещает сыну: «Вымолю тебе
и здоровье, и чинов, и крестов, и небесных и земных благ. ...Береги деньги...
Трать с толком. От них, проклятых, всякое добро и всякое зло. Ты будешь
аккуратно получать от меня 2500 рублей в год. ...Не шутка!». Однако в ее
наказах сыну практицизма больше, чем бескорыстного простодушия: «Не трать денег
по-пустому, много не давай (нищим). ...Они пропьют, да над тобой же насмеются».
Деньги в романе — это и «пробный камень» человеческих отношений. То, что
обижает Александра, вызывает уважение у дяди. «Практическая философия» Петра
Адуева основывается на том, что деньги, материальные блага являются основным
мотивом человеческих поступков. Деньги для расчетливого, трезво глядящего на
жизнь человека — мера всех вещей, уровнем оплаты определяется и отношение к
работе. Петр Адуев, отсылая от своего имени статью Александра, делает приписку:
«...если годится, то напечатайте в вашем журнале, разумеется, за деньги: вы
знаете, я даром работать не люблю». Люди работают в первую очередь ради денег,
считает Петр Адуев. Образ Петра Адуева дидактичен и тенденциозен. Гончаров ходом
сюжета утверждает неизбежность победы его идеологии. Этот персонаж вызывает
симпатии своей прямотой, что отмечала критика: «...он честен, благороден, не
лицемер, не притворщик, на него можно положиться... Словом, это в полном смысле
порядочный человек, каких, дай Бог, чтоб было больше»[7].
В
романе «Обыкновенная история» Гончаров создал романтика, представления которого
о жизни и людях почерпнуты из литературы. При этом литературное знание
связывается с молодостью, жизненной неопытностью. Узнавание меркантильной
стороны «жизни», воссозданной Гончаровым, заставляет героя усомниться в
ценностях романтизма и со временем от них отказаться.
II.5
Брачные аферы как средство обогащения в комедиях А. Н. Островского
Русскую культуру
середины века начинают привлекать темы брачных афер — сюжеты,
распространившиеся в обществе благодаря появлению инициативных людей,
обладающих характером, амбициями, но не имеющих родовых средств для воплощения
желаний. Герои Островского, Писемского не похожи своими требованиями к миру, но
едины в избранных средствах: чтобы поправить материальное положение, они не
останавливаются перед раздражающими муками совести, ведут борьбу за
существование, лицемерием компенсируя ущербность социального статуса. Этическая
сторона вопроса беспокоит авторов только в той мере, в какой наказываются все
стороны конфликта. Здесь нет явных жертв; деньги одной группы персонажей и
активность искателя «доходного места» в жизни, независимо от того, является ли
оно женитьбой либо новой службой, одинаково аморальны. Сюжет семейно-бытовой
коммерции исключает намек на сострадание жертве, ее просто не может быть там,
где решаются финансовые коллизии, и результаты в итоге одинаково устраивают
всех.
А.
Н. Островский погружает читателя в экзотический быт купечества, комментируя
темы предшествующей литературы с помощью фарса. В пьесе «Бедность не порок»
проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы
благородно несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом
(«Без вины виноватые»). Без особой сентиментальности и откровенно персонажи
обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по
гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные
сделки.
Первая
комедия Островского «Свои люди — сочтемся!» посвящена процессу финансовой
махинации — ложному, «злостному», банкротству (первоначальное ее название
«Банкрот»). Основная идея купца Большова заключается в том, чтобы, назанимав
денег, перевести всю свою недвижимость («дом да лавки») на имя «верного»
человека, объявить себя неимущим, и за каждый занятый рубль вернуть только
двадцать пять копеек (четверть общего долга, присвоив остальное). Скорое
обогащение якобы не нанесет никому вреда: ведь у купца «кредиторы все люди
богатые, что им сделается!» (д. 1., явл. 10). Такой способ делать деньги
является противозаконным, но, как известно, остается популярным до сих пор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |