Курсовая работа: Становление жанра трагедии в русской литературе
К концу 80-х гг., ознаменованных резкой правительственной
реакцией, относятся наиболее политически смелые выступления Княжнина: статья
"Горе моему отечеству" (дошла лишь в пересказах) и трагедия
"Вадим Новгородский" (1789). Полемизируя с Екатериной II, изображавшей
в своих т. н. исторических пьесах Вадима человеком, признавшим законность
монархической власти, Княжнин создал образ убеждённого вольнолюбца,
отвергающего любые формы примирения с самодержавием [6; 187].
В 1793 трагедия "Вадим Новгородский" была напечатана
отдельным изданием, однако тут же последовал приказ Екатерины об изъятии и
сожжении трагедии (вновь была опубликована в 1871 с купюрами; полностью лишь в
1914). Уцелевшие экземпляры и списки трагедии ходили по рукам, ею зачитывалась
передовая молодёжь. Влияние "Вадима Новгородского" сказалось в ранних
произведениях декабристской драматургии.
В 1789 году трагедия Княжнина "Вадим
Новгородский" была принята к постановке в придворном театре, а когда во
Франции началась революция, автор из осторожности отозвал свою пьесу. Это не
помогло: все печатные экземпляры "Вадима" были сожжены по приговору Сената.
Рукой сенаторов водила Екатерина Великая: императрица боялась малейших
проявлений вольнодумства, и трагедия, где бунтующий против самодержавия
новгородский воевода не лишен авторских симпатий, надолго оказалась под
запретом.
Спустя четыре года, когда французская чернь познакомила
королевское семейство с гильотиной, из-за "отвращения к русской
жизни" застрелился ярославский помещик с многоговорящей русскому слуху
фамилией Опочинин. Перед смертью он отпустил на волю часть крестьян, роздал
хлеб из амбаров, а наследникам завещал сжечь свою библиотеку. "Книги!..
Мои любезные книги!.. Не знаю, кому оставить их, - написал он в предсмертном
письме. - Я уверен, что в здешней стороне они никому не надобны" [4; 131].
Трагедии Княжнина имели значительное влияние на развитие
актёрского искусства, способствовали проявлению в нём высокой идейности,
эмоциональности, правды переживаний.
Заключение
Жанр трагедии в русской литературе XVIII века оставался
ведущим на протяжении нескольких десятилетий и представлял собой значительное
явление в формировании того литературного направления, которое мы называем
классицизмом. Вместе с тем, методологические принципы изучения трагедии
классицизма всегда находились в теснейшей связи с характером изучения русской
литературы XVIII века как таковой.
Проанализировав соответствующую литературу по данной
теме, можно сделать вывод о том, что А.П.Сумароков был одним из основных
писателей, стоявших у истоков рождения русской трагедии как жанра.
Писатель-просветитель, поэт-сатирик, он всю жизнь боролся с общественным злом и
людской несправедливостью, пользовавшийся заслуженным уважением Н.И.Новикова,
Суть трагедийного конфликта в произведениях XVIII века
состояла вовсе не в борьбе двух идеологий — вольнолюбивой/демократической и
монархической/тиранической. Пронизанность идеологией — существенный признак
трагедии XVIII века, но нельзя не учитывать специфичности данной
идеологичности, ибо трагедия занималась проблемами идеальными (в ней речь шла
всегда об идеальном пространстве власти) и задачами просветительскими (в ней
присутствовал просвещенный правитель и просвещенное должное государство). Идеи
власти, правильного государственного порядка, истолкование образа Верховной
власти, характеристика монархизма, вопрос о Законе и правильном его понимании —
все эти проблемы рассматриваются в диссертации, поскольку они входят как
реально-исторические в сознание драматурга, в поэтику жанра трагедии.
Русская трагедия XVIII столетия также не была зависима от
отечественной художественной культуры предшествующего периода (наряду с тем,
что вступала в активное взаимодействие с западноевропейской художественной
традицией — достаточно указать только на тот факт, что в течении XVIII столетия
у нас была переведена и издана практически вся античная классика, а для первого
русского драматурга-классициста Сумарокова аргументом творческой
состоятельности было одобрение Французской Академии его трагедии «Синав и
Трувор» в виде официального отзыва). Однако многие десятилетия исследования
жанра русской трагедии были оторваны от ближайшей к ней истории отечественной
словесности, в том числе от XVII столетия. Восстановление этого разрыва в нашем
исследовательском сознании, воссоздание целостности историко-литературного
процесса невозможно без постановки и изучения конкретных задач, в том числе и
без проблемы изучения эволюции жанра трагедии в русской литературе XVIII
столетия.
Список литературы
1.
Андреев Л.Н. Драматические произведения: в 2 т. Искусство. М.: 1989.
2. Берков
П.Н. А.П.Сумароков. Л.-М., «Искусство», 1949 – 232 с.
3. Благой
Д. Д. История русской литературы XVIII века, 3 изд., М., 1955. – 258 с.
4. Демин
А.С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII веков. Издательство
«Наука», М. - 1877. – 294 с.
5. Елеонская
А.С., Орлов О.В., Сидорова Ю.Н. История русской литературы XVII - XVIII веков.
– М.: «Высшая школа» - 1969. – 361 с.
6. Кулакова
Л. И. Русские драматурги. XVIII век, т. 1, Л.-М., 1959. – 243 с.
7.
О.Б.Лебедева. История русской литературы XVIII века. – М.: «Просвещение», -
1998. – 257 с.
7. Морозова
Е.А. Литературная загадка в России XVIII века //Русская словесность. – 2006. -
№1, - С.11-15.
8. Москвин
В.П. Художественный стиль как система// Филологические науки. – 2006. – №2, -
С. 63-73.
9. Никуличев
Ю. Слово и словесность на пути к литературе // Вопросы литературы. – 1999. –
июль.- С. 110 – 136.
10. Проблемы
изучения русской литературы XVIII века. От классицизма к романтизму. – Л.:
1974, - 154 с.
11. Проблемы
русского просвещения в литературе XVIII века. /Материалы конференции 20-21 октября
1959 года. М.-Л. Изд. Академии наук СССР,- 1961, - 272 с.
12. Рублева
Л. Проблема характера героя в русской литературе XVIII века // Филологические
науки. – 2002. – №4. – С.14-23.
13. Серман
И. Временные рамки и пограничные вехи в русской литературе XVIII века //
Русская литература, - 2000. - №4. – С. 3-25.
14.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма.
"Наука". Москва, 1981. – 221 с.
15. Федоров
В.И. Русская литература XVIII века. Учебник для студентов пед. Институтов. М.:
Просвещение, - 1990, - 351 с.
16. Щербинина
О. Метель: Образы русской трагедии // Родина. – 1995. – М. - №10, - С.59-61.
17. Язык
русских писателей XVIII века. Сб. научных статей. /Ред. Ю.Н.Сорокин. – Л.:
Наука, 1981. – 197с.
|