Курсовая работа: Синтаксис и его место в системе филологических наук
Коммуникативные
значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения
предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия –
тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла,
коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др. Эти
значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации.
Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение
максимально удобным для восприятия адресата. Тема представляет собой исходный
пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении. Тема включает основное
содержание сообщения, то, «что» в нем говорится. Например, предложения Отец
поехал на работу и На работу поехал отец при произнесении их с нейтральной
интонацией используются в речи в разных целях – первое для сообщения информации
об отце, а второе – например, для ответа на вопрос Кто поехал на работу? Тема обычно
соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании
говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому,
т.е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в
данный момент не думает. Однако есть случаи, когда тема (= исходный пункт) –
новое, например в начале повествовательного текста: Голодная волчиха встала,
чтобы идти на охоту (А.П.Чехов). Контрастивностью называется коммуникативное
значение, которое подразумевает выбор из нескольких элементов множества, состав
которого известен говорящему и адресату. Например, в предложении Это Иван
пришел подразумевается, что мог придти еще кто-то или могло произойти еще
что-то. Имеются и другие аспекты коммуникативной структуры, полного согласия
относительно трактовки которых среди исследователей нет; в целом
коммуникативный синтаксис, привлекший серьезное внимание ученых лишь в середине
20 в., значительно уступает по степени изученности синтаксису формальному. [30]
Особый класс
составляют интерпретирующие правила, которые устанавливают соответствие между
синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря,
являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими. В
теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а
соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать
следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую)
правильность предложения, а интерпретирующие – за его правильность относительно
некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения). Эти два
свойства вовсе не обязательно совпадают: предложение *Моя твоя не понимай не
является правильным предложением русского языка, хотя прекрасно осмысляется, а
знаменитый пример Н.Хомского Бесцветные зеленые идеи яростно спят грамматически
правилен, однако выраженный в нем смысл аномален.
В результате
синтаксического анализа устанавливается структура предложения, которая может
быть представлена с использованием понятия членов предложения (подлежащее,
сказуемое, определение и т.д.) либо с помощью более абстрактного понятия
синтаксической зависимости. Например, в предложении Вижу красивый дом
дополнение дом зависит от глагола-сказуемого вижу в том же смысле, в каком
определение красивый зависит от определяемого существительного дом. Отношения
синтаксической зависимости между словами в предложении могут быть обозначены
стрелками; диаграмма отражает структуру синтаксических зависимостей в
предложении:
 
Из двух слов,
непосредственно связанных синтаксической зависимостью, одно называется главным,
или вершиной (на диаграмме из него выходит стрелка), а другое – зависимым (в
него стрелка входит).
Другой способ
синтаксического анализа заключается в последовательном разделении предложения
на все более мелкие единицы, состоящие из наиболее тесно связанных между собой
слов. Такие грамматически слитные отрезки называются составляющими. Структура
составляющих может быть изображена, например, с помощью скобок: вижу красивый дом
с высоким крыльцом. С помощью скобок обозначен тот факт, что все предложение в
целом, а также такие его части, как дом с высоким крыльцом, с высоким крыльцом,
высоким крыльцом, являются составляющими.
Как структура
зависимостей, так и структура составляющих определяется на основе аналитических
критериев, главным из которых является контекстное распределение, или
дистрибуция синтаксических единиц. Так, например, тот факт, что вижу является
вершиной по отношению к дом, ясен из того, что контексты, в которых может быть
употреблено словосочетание вижу дом, совпадают с контекстами, в которых можно
употребить вижу, но не с контекстами, в которых может появиться дом (ср.
грамматически правильные предложения Я хорошо вижу дом, Я хорошо вижу и Джек
построил дом с грамматически неправильным, на что указывает звездочка в начале,
выражением *Джек построил вижу дом). То, что, например, красивый дом с высоким крыльцом
– грамматически слитная единица (составляющая), видно, в частности, из того,
что она может быть целиком заменена на местоимение: вижу его.
Основное
теоретическое предположение, лежащее в основе синтаксического анализа,
заключается в том, что связи между элементами предложения (неважно, описывается
ли его структура с помощью понятия синтаксической зависимости или с
привлечением представления о синтаксических составляющих) строго ограничены.
При графическом изображении на плоскости (рис. 1, 2) в виде множества
точек-узлов, соответствующих словам или составляющим, структура зависимостей и
структура составляющих для большинства предложений образуют дерево –
ориентированный граф, в котором в каждый узел, кроме единственного корневого,
входит ровно одна стрелка (принцип единственности вершины) и в котором нет
замкнутых путей (принцип запрета на контур):
 
 
Чтобы более
полно изобразить грамматическую структуру предложения, постулируют различные
типы синтаксической зависимости и различные классы составляющих. Например,
говорят, что слова вижу и дом связаны предикативной связью, а слова высоким и крыльцом
– атрибутивной.
Составляющие
образуют синтаксические классы, называемые фразовыми категориями, причем
грамматические свойства фразовой категории определяются частью речи, к которой
принадлежит (главная) вершина составляющей. Фразовыми категориями являются,
например, группа существительного (= именная группа), в которой вершина –
существительное: большой дом, учебник английского языка, убийство Цезаря Брутом;
группа прилагательного: очень красивый, гораздо более неприятный; группа
наречия: на удивление легко, по меньшей мере неприятно; предложная группа: из
этого города, со своей матерью и др. Само предложение также является фразовой
категорией. Характерной особенностью фразовых категорий является их
рекурсивность, т.е. способность включать в себя единицы того же класса:
например, группа существительного может быть вложена в другую группу
существительного, а придаточное предложение вложено в главное и являться его
частью: П Вот ГС пшеница, П которая в ГС темном
чулане хранится в ГС доме, П который построил Джек , где
П обозначает левую границу предложения, а ГС – левую границу группы
существительного. [31]
Заключение
Язык нужен людям для того, чтобы сообщать друг другу о
содержании мыслей, чувств, настроений и желаний, т. е. чтобы выражать и
воспринимать информацию. Такую задачу нельзя разрешить, если использовать
отдельные, разрозненные звуки, морфемы, слова или их грамматические формы. В
речевой практике люди объединяют слова в высказывания (предложения), из
отдельных высказываний строят их последовательности, в зависимости от объема и
сложности того конкретного содержания, той информации, которая выражается.
Часто кажется, что любое соединение слов — факт
синтаксический просто потому, что налицо не отдельные, разрозненные слова, а их
объединение.
Однако в языковой действительности не все стороны словесных
соединений (или объединений) относятся к явлениям синтаксиса. Так, соединение
двух слов, например весенняя заря, по лугу бежали или чтение книги, может (и
должно) рассматриваться с разных сторон — фонетической, лексической,
морфологической, синтаксической, интонационной. Фонетиста заинтересует влияние
звукового состава последующего слова на фонетическое «поведение» звуков
предыдущего, лексиколога — взаимодействие лексических значений соседних слов,
специалиста по морфологии — морфологические отношения между словами,
специалиста по интонации — те ее особенности, которые окажутся связанными с
данными соединениями двух слов, наконец, специалиста по синтаксису — так
называемые синтаксические отношения между ними.
Можно и нужно говорить, таким образом не только о синтаксической
связи слов в высказывании, но также и об их связи фонетической,
морфологической, лексической и интонационной.
Естественно, в синтаксисе как науке изучаются лишь
синтаксические связи и отношения между словами и между целыми высказываниями.
Но так как эти синтаксические отношения характеризуются определенными
«значениями» и формальным их выражением, то синтаксис, как об этом уже
говорилось, оказывается наукой о синтаксических грамматических категориях —
категориях словесных позиций и категориях словесных конструкций, о системе и
структуре этих категорий. Таким образом, отдельные конкретные слова и отдельные
конкретные высказывания принадлежат синтаксису лишь постольку, поскольку
оказываются носителями и выразителями синтаксических категорий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |