Курсовая работа: Роль пролога в романе Андрея Платонова "Счастливая Москва"
Сначала
Сарториус все знает, он пытается изобрести идеальные весы, чтобы справедливость
во всем мире восторжествовала, затем он знает, что ничего не знает, появляется
мотив слепоты: когда он идет днем и ничего не видит. В итоге Сарториус
переходит от жизни разума к жизни сердца. В финале он смотрит на свою спящую
жену и видит древнего ангела в ней. Именно ему посвящен финал романа, в котором
читатель возвращается в ночь, темноту, но уже другую, нежели в прологе. Темнота
ночи становится важным мотивом повествования, именно ночью в романе происходят
значимые события с главными героями. Мотив темноты, заданный в прологе, оформляется
в лейтмотив. Ночью, когда и сын уснули, Иван Степанович стоя над лицом Матрены
Филлиповны и наблюдал[28], её
звали куда-то в общий летний сумрак[29],
Вечером в районном клубе комсомола собрались молодые ученые, инженеры…[30]Далекое
электрическое зарево небосклон отражал обратно на землю и самый бледный свет
доходил до здешней ржаной нивы… Но была ещё поздняя ночь[31]
В
финале Сарториус, ставший к этому времени уже Груняхиным, может видеть душой.
Сатрориус станет единственным героем романа, душа которого открылась в
привычном нам понимании. Герой трижды сменит имя, что символизирует
кризисно-эволюционные моменты его жизни. Платонов показывает изменения,
произошедшие с ним с момента знакомства с Москвой Честновой в 6 главе до 12
главы их прощания и в 13 главе, где он окончательно меняет свое имя на Ивана
Степановича Грухяхина. Не нашедший счастья в изобретательстве, в новой социальной
жизни, не обретший своего семейного счастья, он понимает сокровенную природу
людей и полон сочувствия к ним.
В
финале он «наблюдал, как она (жена) вся беспомощна, как жалобно было сжато все
ее лицо в тоскливой усталости и глаза были закрыты как добрые, точно в ней,
когда она лежала без сознания, покоился древний ангел. Если бы все человечество
лежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера и
можно было бы обмануться[32]». И в
этом мысли героя сходны с мыслями самого Платонова, который говорит о мире
следующее: «Каждый человек с детства вырабатывает в себе социальную маску,
чтобы гарантировать себе наибольший успех. Уже с детства человек впадает в
уродство: все люди на самом деле замаскированы. Что если б человек был без
маски! Как хорошо!»[33] Сарториус
страдает, мучается, разочаровывается, но находит себя в любви к ближнему, в
помощи страдающим, скучающим.
Изначально
Платонову была присуща другая точка зрения по поводу человека будущего,
воплотившаяся в Божко, который строит социализм по плану Сталина, работает на
благо общества, берет на себя обязанности должности на добровольных началах,
переписывается с другими социалистами для взаимопонимания во всем мире. Он
герой – воплощение любви к дальнему, но чувствует нехватку любви к ближнему и
боится в ней признаться. Это индивидуальные черты характеристики автора,
Платонов в 20-е годы считал, что можно отказаться от любви во имя любви
социалистической. «Что такое коммунисты? Это лучшие люди, которые умеют любить
больше дальнего, чем ближнего»[34] Лицо
Матрены Филлиповны говорит о тоскливой усталости, возвращая нам тему скуки,
введенную в эпилоге, но скука закреплена не за Сарториусом, а за Матреной. Он
нашел смысл жизни в формуле «счастье-совесть».
Мотив
света задан в первых строках романа светящимся факелом – средством борьбы человека
с мраком и слепыми силами, ассоциируется с первыми днями сотворения мира,
вспышка света среди непроглядной тьмы – это воплощение создания нового мира, с
революции началась подлинная история человечества. Мотив света сопровождает
эпизоды строительства социализма. Также образ света связан с образом
Апокалипсиса. Появление человека с факелом символизировало пробуждение героини
ото сна. Этот момент означал окончание этапа сонного дореволюционного прошлого,
скучного. Вечный сон людей в дореволюционной деревенской России был, по мнению
Платонова, близок к состоянию смерти. Важный образ, проходящий через весь роман
– образ человека с горящим факелом, бежавшего в ночи к тюрьме, пока его бег не оборвал
выстрел. Этот символический образ символизирует собой стремление вырваться из
прошлого в будущее. Человек бежит с «горящим факелом», что символизирует дорогу
в новый социалистический мир. Человек с факелом соотносится с образом Прометея.
Также можно считать его аллюзией легенды Горького о человеке, который вырвал
сердце из груди, чтобы осветить людям дорогу из тьмы. Источник горящего сердца
– религиозные представления средневековья. Появление человека с факелом стало
толчком пробуждения героини ото сна. Однажды виденный в детстве героиней образ
человека с факелом будет влиять на героиню на протяжении всей её жизни. Среди
голода и сна, в момент любви или какой-нибудь другой молодой радости — вдруг
вдалеке, в глубине тела опять раздавался грустный крик мертвого, и молодая
женщина сразу меняла свою жизнь — прерывала танец, если танцевала,
сосредоточенней, надежней работала, если трудилась, закрывала лицо руками, если
была одна. Память о нем будет влиять на отношения главной героини со всеми другими
героями романа – героями, с которыми у нее будут возникать романы. Не
удивительно, что ее выбор остановится именно на вневойсковике Комягине, мертвом
герое романа, который претендует на роль «человека с факелом», павшего у тюрьмы
ненастной ночью революции. Он сам говорит о себе: «Я ведь и не живу, я только
замешан в жизни, как-то такое, ввязали меня в это дело...» И именно в тот
момент, когда он открывает эту тайну Москве Честновой, она пропадает из поля
зрения читателя. Как не было места ни в старой ни в новой жизни человеку из
пролога, так нет места в жизни и Комягину.
Человек
с факелом из экспозиции является и символом жертвенного прорыва к новой жизни и
одновременно жертвой революции. Платонов накладывает образ дореволюционного
прошлого (тьма ночи, скука, страдание, смерть) на новый социалистический мир:
эти проблемы остались и в новой жизни. Возникает образ несостоявшейся революций
Ведь человек с факелом не добежал до тюрьмы, чтобы освободить из нее других. Не
может человек решить всех проблем разумом, а в революции была установка именно
на разум. Из записных книжек: «Глубоко заблуждаются те, кто пытается сделать
духовный октябрь. Это ошибка и нищенство жизни. Духовное богатство выросло из
богатства материального. И дух подчинен законам материи. Когда мы в семнадцатом
году завоевали эту материю, то обеспечили себе возможность в будущем вырастить
мощный интеллект - сознание».[35]
Поэтому
в системе персонажей романа так важен Сарториус, который в финале не отрекается
от души и сердца. Потому что, по мнению Платонова, «свою душу испускать в
других без остатка, - это тоже прекрасно, жизненно, закономерно.»
Концепт
души и её поиска вводится Платоновым, начиная с экспозиции. Душа понимается
платоновскими героями чем-то находящимся «в глубине тела». Хирург Самбикин
будет искать её и её живительную силу в глубине тела рядом с кишками, в восьмой
главе. Самбикин вскрыл сальную оболочку живота и затем повел ножом по ходу
кишек, показывая, что в них есть: в них лежала сплошная колонка ещё не
обработанной пищи, но вскоре пища окончилась и кишки стали пустые. Самбикин
медленно миновал участок пустоты и дошел до начавшегося кала, там он
остановился вовсе.
–
Видишь! – Сказал Самбикин, разверзая получше пустой участок между пищей и
калом. – Эта пустота в кишках всасывает в себя все человечество и движет
всемирную историю. Это душа – нюхай![36]
Атеисты,
материалисты, ученые, они мучаются душой и не могут обойтись без нее. «И
счастливую, железную душу надо разоблачить, - и в ничтожестве есть душа, -
мертвых нет нигде. То счастливая душа, то несчастная, то яркая, то печальная,
но везде, в каждом человеке есть свой греющий очажок, иначе он, человек, не
прожил бы и минуты»[37]. Также
концепт души выражается в романе через оппозицию души и тела, в которой
представлена оппозиция конкретного – отвлеченного. С помощью тела человеку
представляется возможность изменить мир, постичь его, преодолеть действительность.
Но у платоновских героев эта мечта не сбывается.
Ряд
героев: Сатроиус – Божко – Самбикин являются олицетворением души. Они мучаются
поиском души, но уступают телу при появлении Москвы Честновой. Тело также имеет
двойной смысл. Это либо камень преткновения перед высшим знанием, либо способ
борьбы с пустотой. Если есть мучения – есть жизнь. Отсюда можно сделать выводы,
почему все герои Платонова мучаются по жизни. Автор не представлял живую человеческую
судьбу без души и мучений, причем мучения не обязательно душевные, но и
телесные. Тело свою очередь тоже имеет двойной смысл, как пишет исследовательница
Х. Костова, оно может быть либо камнем преткновения перед высшим знанием, либо
способом борьбы с пустотой. Можно лишиться всего, но тело останется, хотя в
ходе повествования Москва Честнова теряет и часть тела. В центре характеристики
героев также тело, причем все герои некрасивы и безобразны. Даже Москва
Честнова, которая в начале романа кажется символом красоты, предстает «пухлой»,
«лохматой», ей тоже надо было девать куда-то свое большое тело.[38]
Душа – соучастница тела в человеческих страданиях, она оказывается не высшей
субстанцией, а вонючей пустотой в кишках, что станет развенчанием мифа о
мировой душе. Пустота в которой находятся герои романа, как представители
молодежи 30-х годов, либо развенчание собственных юношеских мифологем
Платонова. Платонов признает, что человеком управляет пол, а не душа, чему не раз
находит подтверждение на страницах романа в судьбах героев. Социалистическая
душа должна преодолеть убогость, на что надеется не только сам Платонов, но и
герои его романа. Но Сарториус догадывается, что душа открытая Самбикиным не
пустота, нечто иное. Душа – стихийное начало в человеке, она есть у всех и у
вневойсковика Комягина, у которого «болит душа» и у Самбикина «вопль в душе».
Мотив души, заданный с первых строк в романе пересекается с мотивом похоти. И,
как итог, в романе увеличивается разобщенность, усугубляется одиночество.
Пролетарская душа не отвечает на вопрос: Как преодолеть скуку и одиночество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |