Курсовая работа: Роль пролога в романе Андрея Платонова "Счастливая Москва"
Как
утверждает Лариса Червякова, традиционно образ ребенка или детства принято
связывать с идеей будущего. Но здесь же она говорит о ещё одной идее, связанной
с появлением героя-ребенка, – это идея целостности времени. Таким образом,
героиня символически воплощает целостность жизненного процесса и объединяет
собой прошлое, настоящее и будущее. Важен тот факт, что повествование
начинается с раннего детства и то, что именно ребенок в платоновском понимании
способен постичь «сокровенную тактику» жизни, её глубинное содержание. Ребенок,
таким образом, не осознает, но понимает главное. Смерть осознается ребенком,
как разрушение единства мира.
В
экспозиции героиня представлена:
Ребенком:
Маленькая девочка увидела его (человека с факелом)[10]
из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[11];
молодой
женщиной: молодая женщина сразу меняла свою жизнь[12]
и «до поздних лет»[13]
Если
в романе главная героиня последний раз появляется в сюжете в 12 главе в подвале
Комягина, где «Москва спала с отчуждением, повернувшись к стене своим
прекрасным лицом»[14], где ей
20 с небольшим лет, то в экспозиции говорится о жизни Москвы Честновой «до
поздних лет»[15]. В
отрывке текста, занимающем по размеру меньше страницы, заключена жизнь главной
героини, не раскрытая в сюжетном действии, занимающем примерно четыре года из
жизни молодой Москвы, которые приходятся на строительство Московского
Метрополитена. Начало развитию метростроения в СССР было положено решением
пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 "О строительстве Московского метрополитена"[16].
В романе героиня физически не выходит за пределы молодости, хотя за четыре
года, освещенных в повествовании, она прошла огромный путь: через поиски и
разочарования, романы со многими героями, инвалидность (она потеряла ногу), путь
от юной красивой девушки до Бабы-Яги в подвале Комягина, где она буквально с
костяной ногой. Исследователь Бердяев в концепции выхода к истинному времени в
его религиозном содержании говорит о преодолении разорванности земного времени
на прошлое, настоящее и будущее[17]. И эта разорванность
заключает в себе злое и порочное начало, так как будущее всегда уничтожает
прошлое, хотя в ранних работах Платонов и видел в этом смысл, ощущал радость
социалистической революции в окончании прошлого. Дети же в платоновском мире
олицетворяют вечное начало, способное постичь мир во вневременных рамках.
Таким
образом, в экспозиции героиня представлена ребенком, юной девушкой и «до поздних
лет». Исходя из вышесказанного, можно сделать первый вывод: помимо функций
пролога экспозиция включает в себя также и элементы эпилога, выходящего за
рамки художественного прошлого и настоящего в будущее. В этом плане его функции
схожи с функциями пролога «Чевенгура», где также экспозиционное время и
пространство выходит за рамки основного романа. Такое расширение хронотопа
экспозиции и уплотнение повествования от пролога к эпилогу свойственно
Платонову и делает каждое слово и каждый образ художественно значимыми.
Тема
Москвы, заявленная в названии романа, у Платонова во многом носит личный
характер. С 1926 года судьба и творчество Платонова связаны с этим городам, и,
начиная с повести «Эфирный тракт», Москва появляется практически во всех его
произведениях. Именно в этот период вокруг Москвы начинает концентрироваться
интерес творческих сил, так как она стала новым центром русской жизни и русской
литературы, главным городом страны Советов, строительства социализма.
«Можно
говорить о некоторых волнах движения к имени Москвы в литературе 1920 – 1930-х
годов: от отрицания Москвы как центра Святой Руси до возвращения к её имени на
самых разных путях».[18]
В
названии романа задана тема счастья. Название «Счастливая Москва» можно
понимать двояко, ведь Москва – это и имя главной героини и древний город,
ставший социалистической столицей мира, в котором происходят главные события
повествования. В центре романа женский образ, который автор, используя древнюю
мифологему женщина-город (город-мать) накладывает на образ социалистического
города-столицы. Символика имени героини многослойная. Женщина – город
воплощается в мотиве очеловечивания мира, мечте автора о доме-саде,
символизирующим мир и гармонию, становится символом веры. Но уже в первом же
предложении тема счастья опровергается. Платонов пишет в своих статьях о том, «как
непохожа жизнь на литературу: скука, отчаяние»[19].
И
первым мотивом романа становится мотив скуки. Для рассмотрения мотива скуки мы
взяли определения нескольких авторитетных источников. Словарь Ожегова
характеризует скуку как тягостное чувство, от костного, праздного,
недеятельного состояния души».[20] В
данном определении мы обращаем внимание на наличие бездействия души в понимании
скуки, что созвучно мотиву романа. Скучать или жить в скуке может также означать
томиться праздностью, бездельем, положением отсутствием интереса к окружающему
миру[21] Скучным
характеризуется, с одной стороны, ночь: Темный человек с горящим факелом бежал
по улице в скучную ночь поздней осени[22], а с
другой стороны скука рассматривается как психологическое состояние героини-девочки:
Маленькая девочка увидела его из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[23].
Скучным характеризуется как внешний, так и внутренний мир, как город,
дореволюционное время, настроение, в общем, так и жизнь ребенка, героини, её
мир и конкретно ночь, сон. Мотив скуки приобретает значение бытийной утраты и
разлуки, связывается с ощущением нарушения единства жизни и её целостности,
ощущением собственной из неё исключенности, которое будет преследовать Москву
Честнову на протяжении всей жизни.
В
начале романа показаны исторические события октября 1917 года, но их географического
закрепления нет, то есть мы не знаем точно, о каком городе идет речь. Мотив
скуки в экспозиции закреплен в историческом времени за прошлым, что свойственно
Платонову, который и ранее в творчестве закреплял за прошлым такие устойчивые
характеристики как рабство и сиротство.[24] Повествователь
характеризует исторический мир дореволюционной России как мрачный и скучный. Закрепленный
за прошлым, мотив скуки в основном действии сопровождает каждого из главных героев
и в историческом настоящем, где строится социализм. Ни один из героев романа в
поисках счастья и смысла жизни не обретет ни одного, ни другого. У главных
героев разные характеры и судьбы, но к концу повествования все герои приходят к
разочарованию, мукам сомнений, томятся в скуке. Москва Честнова, не обретя ни
семейного, ни душевного счастья покидает страницы повествования в разгар своей
молодости, примерно в 24 года, но уже не Москвой Ивановной, а просто Мусей,
женой вневойсковика Комягина, единственного героя романа, олицетворяющего собой
прошлое, дореволюционное время. То есть в новой социалистической Москве героиня
не нашла своего места. Вневойсковик Комягин же, как изначально мертвый герой
старого времени, скучающий на протяжении всего романа и не ищет свое место в новой
жизни, в конце романа он ищет смерть, так как он знает, что его время
закончилось вместе с событиями октября 1917 года.
Тема
сиротства дореволюционного мира также обозначена Платоновым в произведении.
Главная героиня – сирота, воспитывалась в детском доме, откуда должна была
выйти в мир и стать частью единой большой социалистической семьи. Исследователи
отмечают, что от темы большой социалистической семьи Платонов в творчестве
отходит к теме малой естественной семье.[25] Уже в
романе «Счастливая Москва» можно увидеть изменения в концепции продвижения
платоновских героев «от частного к целому», наглядным примером служит одни из
самых важных героев романа, Сарториус. Но Москва же Честнова не обретает счастья
ни в большой социалистической семье, даже не взирая на то, что именно
социалистической молодежи и их объединению посвящены самые радостные главы
романа, ни в, так называемой, естественной семье с вневойсковиком Комягиным.
Ученый-хирург
Самбикин, убежден в приближающемся социализме. Он вначале мечтал овладеть
бессмертием, и пришел к выводу, что одна жизнь стоит другой, так как эликсир
получают из последних жизненных сил мертвого, и найти тайное место бессмертной
человеческой души в теле, не может помочь ни мальчику, который умирает в итоге,
ни Москве, которой он спасает жизнь, но ампутирует ногу. В случае успеха своих
опытов делит общество на два класса: те, которые живут и те, которые умирают.
Его губит эмоциональная бесчувственность. Он обречен на неудачу, так как не
понимает ни смысла своих поисков, ни цели. Не может он обрести и семейного
счастья с Москвой Честновой, так как понимает, что любовь к ней мешает ему
любить весь мир, что для данного героя неприемлемо. Представления всех героев в
начале романа отличаются непоколебимой верой в скорый социализм. Но лишь
Сарториус эволюционирует в своем отношении к официальному плану строительства
социализма. Он проходит развитие от техника, который желает невозможного, он
сидел один над тою же задачей, над которой думал некогда Архимед, а позже
Менделеев. Задача ему не давалась, весы и так были хороши, однако нужны были
другие и лучшие, чтобы меньше тратить металла на их изготовление[26]
до гуманистического реалиста, когда …большей любви Груняхину было не надо, стеснение
Матрены Филлиповны он понял как высшую нежность и кроткое доверие к нему[27].
Сарториус – единственный герой романа, выходящий за рамки скуки. Сначала он
счастливый изобретатель, затем он разочаровывается в жизни, в науке, любовь к
Москве Честновой тоже приводит его к разочарованию, Он любил Москву такой,
какая она есть, просто, не исходя ни из каких убеждений, но и он не находит
своего счастья с этой женщиной. Он находит себя в помощи другим. Формула счастья
для него: счастье как совесть.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |