рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая "Русский с алфавита" и Ю.Г. Овсиенко "Русский язык для начинающих"  
Курсовая работа: Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая "Русский с алфавита" и Ю.Г. Овсиенко "Русский язык для начинающих"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая "Русский с алфавита" и Ю.Г. Овсиенко "Русский язык для начинающих"

Рекомендуется вводить от 7 до 20 единиц за урок в зависимости от их трудности и этапа обучения. Представители некоторых интенсивных методов (суггестопедического, например) считают возможным и необходимым вводить за одно занятие от 60 до 120 единиц.

Предъявление лексической единицы в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих” сопровождается ее интерпретацией. Интерпретация слова состоит в сообщении учащимся таких сведений о нем, которые позволяют пользоваться им для совершения все предусмотренных программой речевых действий: о его морфологических свойствах, о его значении, о его словообразовательной и морфемной структуре.

Сообщение сведений о морфологических предъявленной лексической единицы в самом общем виде сводится к указанию на соответствующую морфологическую парадигму и демонстрации разного рода нерегулярностей, если они имеются.


заключение

В практике преподавания русского как иностранного демонстрация системности лексики повышает эффективность практического овладения языком. Слово должно усваиваться не изолированно, а как системная единица, с лексико-семантическими и словообразовательными группами, с системой частей речи. Наиболее ярким выражением системности лексики являются:

·           Синонимические ряды;

·           Антонимические пары;

·           Лексико-семантические поля;

·           Словообразовательные группы;

·           Лексико-семантические группы;

·           Лексико-тематические группы;

·           Паронимы;

·           Омонимы;

·           Гипонимы и гиперонимы.

Лексико-семантическая группа и лексико-тематическая группа объединяют все существенные аспекты системных связей между словами с учетом синонимии, антонимии, отношений родовидовых, соположения, присущности (предмет и его часть) не как изолированных явлений, а в их реальной взаимоопределяемости. Эти группы следует признать одной из основных форм организации лексики при обучении русскому языку как иностранному.

Лексика, объединенная в семантических или понятийных полях и соответствующим образом систематизированная, представляет интерес для продвинутых этапов обучения, когда, например, ставится цель систематизации, обобщения изученного ранее материала. Понятийные поля охватывают слишком большой языковой материал, который не может быть непосредственно использован в самом начале процесса обучения.

При отборе лексики, с учетом ее системного характера, в учебниках В.Г. Будая “Русский с алфавита” и Ю.Г. Овсиенко “Русский язык для начинающих” в словарь-минимум учитываются следующие принципы:

1.         Семантический принцип;

2.         Сочетаемости;

3.         Стилистической ограниченности;

4.         Частотности;

5.         Словообразовательной ценности;

6.         Тематической ценности.

Результаты данной работы могут использоваться в практике преподавания русского языка как иностранного, а также в лингвистике.


библиография

1.         Абрамов, В.П. Синтагматика семантического поля/ В.П. Абрамов. - Ростов-на-Дону: Астрель, 1992. - 108 с.

2.         Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Щукин. – Санкт-Петербург: Образование, 1999. – 585 с.

3.         Акишина, А.А. Учимся учить/ О.Е. Коган. - Москва: Русский язык, 2004. – 267 с.

4.         Алефиренко, Н.Ф. Теория языка: введение в общее языкознание/ Н.Ф. Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 1998. - 440 с.

5.         Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – Москва: АН СССР, 1966. - 337 с.

6.         Березин, Ф.М. Общее языкознание/ Ф.М. Березин. - Москва: Просвещение, 1979. - 416 с.

7.         Бородина, М.А. К типологии и методике историко-семантических исследований/ М.А. Бородина, В. Гак. – Санкт-Петербург: Образование, 1979. - 183 с.

8.         Будай, В.Г. Русский с алфавита/ В.Г. Будай. – Минск: Издательский центр БГУ, 2003. - 350 с.

9.         Быстрова, Л.В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико- семантических групп/Л.В. Быстрова, Н. Капатрук. – Москва: Русский язык, 1980. - 265 c.

10.       Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова/ В.В. Виноградов. – Москва: Просвещение, 1953. - 112 с.

11.       Овсиенко, Ю.Г. Русский язык для начинающих/ Ю.Г. Овсиенко. - Москва: Русский язык, 1995. - 454 с.

12.       Слесарева, И.П. Изучение типологии лексико-тематических групп/ И.П. Слесарева. – Москва: Русский язык, 1976. – 234 с.

13.       Солнцев, В.М. Язык как системно-структурное образование/ В.М. Солнцев. - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1978. – 345 с.

14.       Степанова, Г.В. Введение в семасиологию русского языка/ Г.В. Степанова, А. Шрамм. - Калининград: КГУ, 1980. – 75 с.

15.       Улуханов, И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация/ И.С. Улуханов. - Москва: АО «Астра семь», 1996. - 222 с.

16.       Уфимцева, А.А. Опыт изучения лексики как системы/А.А. Уфимцева. – Москва: АН СССР, 1962. – 235 c.

17.       Уфимцева, А.А. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка/ А.А. Уфимцева. – Москва: АН СССР, 1961. – 363 с.

18.       Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного/ А.Н. Щукин. – Москва: Русский язык, 2003. – 250 с.


приложение № 1

Лексико-семантические группы

·          лСГ глаголов говорения: говорить, сказать, разговаривать, беседовать, шептать, рассказывать;

·          ЛСГ глаголов движения: идти, стоять, бежать, ползти, лететь, плыть, скакать, прыгать, шагать;

·          ЛСГ существительных со значением эмоций: радость, грусть, злость, печаль, вдохновение, ревновать, счастье, несчастье, ностальгия;

·          ЛСГ терминов родства: экскурсия, экспедиция, командировка, поездка, поход, путешествие, вояж;

·          трамвай, метро, троллейбус, автобус, такси, машина;

·          событие, случай, происшествие, инцидент, история;

·          задача, задание, цель, проблема, вопрос;

·          имя, название, заглавие, заголовок;

·          количество, число, численность, цифра, номер;

·          планета, земной шар, мир;

·           почва, грунт, слой;

·           страна, государство, держава;

·          фотография, портрет, рисунок, картина;

·          путь, дорога, тропа;

·          хоккей, футбол, теннис, волейбол;

·          сосна, ель, лиственница, кедр;

·          мебель, стул, стол, кресло, диван;

·           ЛСГ наречий со значением степени: совсем, полностью, целиком, совершенно, абсолютно, окончательно;

·          ЛСГ наречий со значением чрезмерной степени: слишком, чересчур, излишне;


·          ЛСГ существительных со значением профессии, рода деятельности человека: врач, космонавт, учительница, учитель, студент, преподаватель, инженер, спортсмен, музыкант, рабочий, экономист, ученый, домохозяйка, артист, поэт, журналист;

·          ЛСГ существительных, обозначающих пол человека: мальчик - девочка, мужчина - женщина;

·          ЛСГ существительных, обозначающих родственные связи: брат – сестра, мама – папа, бабушка – дедушка, мать – отец, жена – муж, родители – дети;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

рефераты
Новости