Курсовая работа: Проблематика современной английской драматургии конца XIX-XX веков
Курсовая работа: Проблематика современной английской драматургии конца XIX-XX веков
Учреждение образования Республики Беларусь
«Витебский государственный университет им.
П.М. Машерова»
Кафедра английского языка
Курсовая работа по курсу
«Литература страны изучаемого языка»
ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ
ДРАМАТУРГИИ КОНЦА XIX - XX ВЕКОВ
Астапкович С.В., студентки
II курса, 207-й группы
филологического факультета
Научный руководитель:
Корзун Н.Н.
Витебск 2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Драматургическая жизнь Англии в конце XIX – начале XX веков
1.1 Гуманистичное, юмористическое и критическое начала в
выражении проблематики в пьесах Бернарда Шоу
1.2 Тематика пьес Уильяма Сомерсета Моэма как мастера
диалогизма
Глава 2. Драматургия в Англии 1945 – 1970-х годов
2.1 «Рассерженные молодые люди»: раскрытие проблематики
бунтарства
2.2 Драматургия Осборна как вызов английской театральной
традиции
2.3 Социальная проблематика и тема драматизма жизни в
пьесах Пристли
Глава 3. Особенности тематической палитры английской
драматургии в конце XX века
3.1 Новые веяния многочисленных проблематик в пьесах Тома
Стоппарда
3.2 Разнообразие проблематик в творчестве Гарольда Пинтера
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы
обусловлена необходимостью исследования одного из важных элементов современной
культуры, а именно: драматургии, которая представляет для нас наибольший
интерес, так как именно драма отражает тенденции развития современного
общества, выявляет наиболее острые проблемы в формировании взаимоотношений
между людьми.
Целью данной курсовой является рассмотрение
всей широты и разнообразия проблематик Британской драматургии в течение конца XIX – XX веков.
Перед нами стоят следующие задачи:
изучить проблематику и нравственные принципы английской драматургии конца XIX - XX столетий, определить новаторские черты, рассмотреть разнообразие
тематической направленности.
Конкретные цели и конкретные
задачи предопределили следующую структуру данной работы. Курсовая работа
состоит из трех глав «Драматургическая жизнь Англии в конце XIX - начале XX века»,
«Драматургия в Англии 1945 – 1970-х годов» и «Особенности тематической палитры
английской драматургии в конце XX веков». Каждая глава в свою очередь
подразделяется на параграфы, в которых рассматриваются особенности творческой
деятельности ярчайших драматургов определенного периода, таких как Бернарда Шоу,
Уильяма Сомерсета Моэма, Джона Осборна, Джона Пристли, Тома Стоппарда, Гарольда
Пинтера, изучается проблематика и тематика их произведений, новаторские черты
драм.
В заключении изложены основные
выводы работы.
Глава 1. Драматургическая жизнь Англии в конце XIX – начале
XX веков
1.1
Гуманистичное,
юмористическое и критическое начала в выражении проблематики в пьесах Бернарда
Шоу
«Мой способ шутить заключается в том,
чтобы говорить правду»
Бернард Шоу
Пьесы Б. Шоу – яркие, запоминающиеся,
полные юмора, но в то же время серьезные. Острые проблемы Шоу изображал при
помощи беспощадной сатиры. Проблематика и тематика его творчества широка и
разнообразна.
Пьесы Б. Шоу 90-х годов («Дом
вдовца»,1892, «Профессия госпожи Уорен»,1894, «Поживем – увидим», 1895, «Ученик
дьявола», 1896-1897) ставили острейшие социальные проблемы, вскрывали вопиющие
пороки буржуазного общества.
В пьесах «Человек и сверхчеловек»
(1901-1903), «Другой остров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905) драматург
осуждает милитаризм, буржуазную филантропию, националистическую ограниченность.
В пьесе-хронике «Святая Иоанна» (1923) все внимание писателя сосредоточено на
теме национально-освободительной борьбы, обличении лицемерия церкви и на
создании образа положительного героя. [11, с.268]
Весьма наглядно Шоу демонстрирует
и зыбкость границ между «добром» и «злом» в понимании буржуазного общественного
мнения. Для его героев характерны перепады не только внутреннего состояния, но
и положения в обществе. [1, с. 315]
К лучшим в драматургическом
отношении пьесам Шоу принадлежит «Пигмалион» (1912). В комедии Шоу Пигмалион – профессор
фонетики Хиггинс, Галатея – уличная торговка фиалками Элиза Дулитл. Конечно,
фонетика – этот символ научного знания. И наука в пьесе Шоу совершает чудесную
мтаморфозу. В самом характере этой метаморфозы заключена основная тема пьесы,
раскрывающая сущность гуманизма Бернарда Шоу: Хиггинс обучает девушку,
говорящую на чудовищном языке лондонских улиц, произносить слова правильно и с
изысканной интонацией, и теперь эта девушка вполне может сойти за герцогиню.
Шоу сталкивает проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет
нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным,
аристократичным профессором фонетики. Все люди – люди, и различие между
«джентльменами» и бедняками только во внешнем, – вот что хочет сказать Шоу. [12,с106]
Сатира Шоу порой идет очень
далеко. В особенности это относится к ранним его пьесам. Например, «Дома
вдовца» и «Профессию госпожи Уоррен». Они принадлежат к тем пьесам, которые Шоу
назвал «неприятными».
В пьесе «Профессия госпожи Уоррен»
Шоу поднимает проблему эмансипации. "Профессия госпожи Уоррен"
подверглась гонениям буржуазной критики, прессы и цензуры. В Англии долго
запрещали ее постановку. Возмущение буржуазии "непристойной,
безнравственной пьесой" объяснялось вовсе не ее безнравственностью, а ее
социальной остротой. Шоу сумел показать, что основой всевозможных уродств и
преступлений в буржуазном мире является капиталистическая экономика. Именно она
делает наиболее выгодными самые отвратительные профессии.
Бернард Шоу – реалист. Люди,
изображенные им, – их мысли, чувства, отношения их друг с другом, – все это
принадлежит действительности, окружавшей писателя. Перед нами чаще всего
обыкновенные человеческие лица. Даже, например, в такой пьесе, как «Андрокл и
лев» (1913), все дело в том, что Андрокл – самый «обыкновенный» человек, а лев,
в сущности, – наивный и простодушный парень. Эта пьеса критикует догматическое
христианство. [8, с.183]
Бернард Шоу очень причудлив.
Причудливы ситуации его пьес: Юлий Цезарь у подножия сфинкса встречается с
наивной озорной девчонкой, которую зовут Клеопатра («Цезарь и Клеопатра»). Юлий
Цезарь, оказывается, носит лавровый венок, чтобы скрыть свою лысину. Все это –
лишь внешние черты, созданные в пылу полемики и направленные к одной цели –
разрушению «штампа». В пьесе «Юлий Цезарь» единственной целью Шоу было показать
Цезаря живым человеком и тем явственней раскрыть его величие, создать на
материале пьесы образ выдающейся личности.[5,с.314]
Именно Цезарь, а не Клеопатра
является новой попыткой создания положительного героя – "реалиста". В
своей драме устами бога Ра Шоу прямо осуждает кровавую политику империализма,
политику захватнических войн. Выступая перед английской аудиторией бог Ра
напоминает англичанам, что 20 веков назад в Египте стояла римская армия, как
ныне там стоит британская армия. Ра грозит захватчикам гибелью и расплатой.[8,с.184]
Бернард Шоу в своих пьесах
затрагивал наиболее актуальные проблемы. Пьеса «Майор Барбара» (1905) содержит
критику буржуазной филантропии; в пьесе ‒ впервые у Шоу‒ высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно
противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в
решении частных вопросов Шоу остаётся остросоциальным драматургом. «Дилемма
врача» (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой
гуманный характер; вопросам семьи, брака, воспитания посвящены «Женитьба»
(1908), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911). «Разоблачение Бланко
Поснета» (1909) содержит обличение религиозное ханжества мещан.
Его пьеса «Дом, где разбиваются
сердца», напечатанная лишь в 1920 году, описывающая настроения английской
интеллигенции накануне первой мировой войны. В этой пьесе Шоу поднимает
проблему кризиса английской буржуазной цивилизации, неустроенности жизни и
бесполезности существования обитателей дома, построенного бывшим шкипером
Шотовером наподобие корабля. Шоу обличает паразитизм господствующего класса,
утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Только
глубоко в подтексте пьесы чувствуется неясная вера в грядущее новое, невидимое
самому автору, вера в творческую силу жизни. [11, с. 269].
В пьесе «Шоколадный солдатик» Шоу
замыслил противопоставить "идеалиста" и "реалиста",
показать торжество делового человека над романтиком. Важной стороной пьесы
стала ее антивоенная направленность. В этот период в английской литературе
особенно активизировались агрессивно-империалистические тенденции.
Пропагандисты британского империализма стремились создать
реакционно-романтический культ захватнической войны. Против этой пропаганды и
выступает Шоу. Сцены войны, скупо намеченные в пьесе, даны так, что перед
читателем или зрителем встают картины нечеловеческой жестокости и заставляют
почувствовать отвращение к войне.
В разгар всеобщего кризиса как в
Англии, так и во всех капиталистических странах, в июне 1931 года Шоу закончил
новую политическую пьесу "Горько, но правда". Эта пьеса пронизана в
подтексте величайшей горечью и рисует тупик, в который зашла английская
интеллигенция. Смысл этого "политического гротеска", как называл
пьесу автор, в том, что у всех ее действующих лиц открываются глаза на
бессмысленность их существования. Все они понимают, что их жизнь пуста и что
они "опускаются в бездну", все хотят куда-то бежать из бессмысленного
мира, в котором живут. Хотя пьеса выдержана в духе фарса, в ее финале звучит
безысходность. Показав, насколько плох старый и безумный мир, Шоу обнаруживает
и другое: насколько обманчивы все рецепты спасения и обновления этого мира.
Спасти обитателей того сумасшедшего дома, который Шоу показал в пьесе, могут,
по его словам, только практические дела. Но сам автор пьесы не знал, какие
именно дела должны совершать его запутавшиеся и обанкротившиеся интеллигенты.
Но если пьеса не давала никакой положительной программы, то насмешка в ней
звучала убийственно. Опустошенность изображенных в пьесе людей трактуется
драматургом как результат войны – самого страшного и чудовищного бедствия. В
обстановке предвоенных лет Шоу продолжал поднимать острые актуальные вопросы. В
комедии "Простачок с Нежданных островов" Шоу в обычной для него в эти
годы парадоксальной форме показал грядущий кризис Британской империи, крушение
ее колониальной мощи.[8,с.185]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |