Курсовая работа: Преподобный Кукша - просветитель вятичей
5. Посмертное прославление
Остается
сказать несколько слов о посмертной судьбе преподобного Кукши и о почитании его
в древней Руси и России нового времени. Скорее всего, уже вскоре после
мученической кончины (о которой, как мы помним, в Печерском монастыре стало
известно очень скоро - со слов прозорливцы Пимена) останки преподобного были
перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или
Антониевых пещерах, где покоятся и поныне(40). Возможно, они были выкуплены
печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их представителям
княжеской администрации или черниговской епископской кафедры с тем, чтобы хоть
в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в
отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то
о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в
Вятичской земле.
Мы
не знаем, когда именно был установлен в Печерском монастыре день памяти
преподобного Кукши и умершего одновременно с ним преподобного Пимена Постника -
27 августа(41). Едва ли это дата смерти трех иноков-печерян или, тем более,
перенесения мощей преподобного Кукши "из Вятичей" в Киев, как можно
было бы подумать. Дело в том, что 27 августа Церковь празднует память
преподобного Пимена Великого - знаменитого египетского подвижника, жившего в V
веке, и, вероятно, день памяти Пимена Печерского (а заодно и Кукши) был выбран
по соименности печерского старца великому египетскому святому - именно так
обстоит дело в отношении дней памяти многих других печерских подвижников.
Впоследствии (но едва ли ранее XVII века) сложился иконописный облик
преподобного Кукши, каким изображался он на нечастых иконах. "Кукша
подобием: власы с ушей мало кудреват, брада долее Сергия Радонежскаго, ризы
преподобнические и епитрахиль, в руках четки", - читаем под 27 августа в
"Иконописном подлиннике", которым должны были руководствоваться
иконописцы(42). Но насколько это описание имеет отношение к реальному облику
крестителя вятичей, сказать сейчас, конечно, невозможно.
Вплоть
до конца XVIII-XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось
Киевом и даже, еще уже, Киевским Печерским монастырем. В первую очередь, это
объясняется трагическими событиями, коренным образом изменившими течение всей
русской истории вскоре после смерти святого. Монголо-татарское нашествие и
полное разорение Киева и киевских святынь в XIII веке, а затем и обособление
Юго-Западной Руси от Северо-Восточной и разделение надвое единой прежде
Киевской митрополии привели к тому, что большинство киево-печерских святых
почитались лишь в пределах своей епархии. Только после подчинения Киевской
митрополии Московской патриархии (1685 год) почитание киевских святых должно
было распространиться и на Россию. Но официальное признание их со стороны
церковных властей последовало только в 1762 году, когда был издан особый указ
Священного Синода, которым дозволялось вносить киевских святых в общие
(московские) месяцесловы и печатать службы им в минеях; этот указ был
подтвержден затем еще дважды: в 1775 и 1784 годах(43).
Какого-то
особого культа преподобного Кукши в тех областях Центральной России, в которых
предположительно развернулась его проповедь, так и не сложилось. Очевидно,
этому помешало отсутствие каких-то зримых свидетельств его подвига - например,
открытия мощей (что обычно становилось поводом к прославлению того или иного святого)
или существующего монастыря, в котором могло бы удержаться устное предание о
святом; неизвестны и какие-то местные названия, связанные с его именем. Лишь во
второй половине XIX столетия значимость подвига преподобного стала осознаваться
в полной мере, прежде всего, в Орловской епархии. Церковные историки того
времени все чаще стали говорить о преподобном Кукше как об "апостоле
вятичей" и "равноапостольном просветителе нашего (то есть Орловского)
края"(44). На какое-то время центром почитания святого стал город Брянск,
в то время уездный центр Орловской губернии. В 1903 году жители Брянска
обратились к духовному собору Киево-Печерской лавры с ходатайством о вложении
частицы мощей священномученика Кукши в икону его имени, изготовленную в лавре
на средства брянского купца и благотворителя А.Н. Комарова. Просьба эта была
удовлетворена, и 23 августа 1903 года депутация брянчан, в которую входили
протоиерей брянского Покровского собора В. Попов, исполняющий обязанности
городского головы М. Г. Добычин (родственник писателя Л. И. Добычина?) и А. Н.
Комаров, а также присоединившийся к ним в Киеве профессор Киевской Духовной
академии уроженец Брянского уезда А. И. Булгаков (отец знаменитого писателя М.
А. Булгакова) приняла драгоценную святыню и вместе с ней отправилась железной
дорогой из Киева в Брянск. Как сообщается в официальном отчете о перенесении
иконы, по пути ее следования, на железнодорожных станциях, к иконе являлось
множество желавших поклониться ей; правда, о каких-либо произошедших при этом
чудесах или исцелениях ничего не сообщается. Вечером 25 августа депутация с
иконой прибыла в Брянск, где была встречена крестным ходом при огромном
стечении народа, собравшегося из соседних городов и селений (всего до 20 тысяч
человек). 27 августа, в день памяти святого Кукши, в Покровском соборе было
совершено торжественное богослужение с крестным ходом(45). Икона святого Кукши
с частицей его мощей стала одной из святынь города Брянска(46), наряду с мощами
преподобного Поликарпа, основателя брянского Поликарпова монастыря
(упраздненного в XVIII веке), и святого Олега Романовича, князя Брянского и
Черниговского.
Последующие
трагические события нашей истории, варварское разрушение храмов и массовое
осквернение святынь по всей России в 20-30-е годы XX века, разумеется, не могли
не сказаться на почитании святого; имя его оказалось вскоре совершенно забытым.
Будем надеяться, что не навсегда. Ибо подвижническая жизнь и мученическая
кончина преподобного Кукши - несомненно, часть нашей истории. В конечном итоге,
именно его проповедь, равно как и проповедь других, большей частью не известных
нам православных проповедников и миссионеров, на века определила все содержание
нашей истории, превратив Русь из языческой в православную страну.
Список литературы
1.
Издания текста: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 81;
Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1931. С. 110-111; Библиотека
литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997. С. 372-373 (перевод на
современный русский язык Л. А. Дмитриева). В Кассиановской 2-й редакции
памятника "Слово 18". См. также Приложения в конце книги.
2.
Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997.
Стб. 159-160 (ст. 1051 г., Сказание "что ради прозвася Печерский
монастырь"). См. также: Повесть временных лет. Изд. 2-е. СПб., 1996. С.
207 (перевод Д. С. Лихачева).
3.
Там же.
4.
Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916.
С. 4; Бугославський С. А. Украiно-руськi пам'ятки про князiв Бориса та Глiба
(Розвiдка й тексти). У Киiвi, 1928. С. 182.
5.
См.: Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет //
Отечественная история. 1994. № 5. С. 102; он же. Эсхатологические мотивы в
Повести временных лет // У источника. Сборник статей в честь С. М. Каштанова.
М., 1997. Ч. 1. С. 210.
6.
Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993; ср.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997. С. 273-277.
7.
См.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевопечерской лавры. Киев, 1831.
С. 105; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о
некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990 (репринт издания
1862 г.). С. 142; Русский биографический словарь. т. 9. Кнаппе-Кюхельбекер.
СПб., 1903. С. 538; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности,
достопамятности. СПб., 1900. С. 193 и др. По мнению митр. Евгения (принятому
другими авторами), преп. Кукша жил в монастыре во время пребывания там епископа
Симона, т. е. до 1215 г. Но эта дата в любом случае неточна. Во-первых, Симон
стал епископом Владимиро-Суздальским не в 1215-м, а в 1214 г., а, во-вторых, он
был возведен на епископию не из иноков Печерского монастыря, а из игуменов
монастыря Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире (см.: Полное собрание
русских летописей. Т. 1. Стб. 438); в качестве рождественского игумена Симон
упоминается в летописи под 1206 г. (там же. Стб. 424), а занял этот пост,
вероятно, еще раньше, едва ли не при основании монастыря в 1197 г. Кроме того,
на мой взгляд, из Послания епископа Симона отнюдь не вытекает, что преп. Кукша
жил во время его пребывания в монастыре; скорее напротив (см. далее).
8.
Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 91, 201.
9.
См.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С.
140-141; Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. Ч. 1. М., 1848.
С. 33-34.
Впрочем,
здесь также необходимо сделать несколько замечаний. В Киево-Печерском патерике
упоминаются несколько иноков с именем Пимен. Помимо названного Пимена Постника,
это Пимен Многострадальный, которому посвящено отдельное сказание Поликарпа
("Слово 35"), и игумен Пимен, также именовавшийся Постником (так он
назван в Слове о преподобном Спиридоне Проскурнике и Алимпии Иконнике того же
Поликарпа: см. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 120, 219). Игумен
Пимен, как полагают, умер в 1141 г. или около этого времени (ср. Евгений
(Болховитинов), митр. Описание Киевопечерской Лавры. С. 133; Приселков М. Д.
Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С.
351-353; Абрамович Д. И. Указ. соч. С. 211). Иногда полагают, что это одно и то
же лицо с Пименом Постником, упомянутым в Слове о Кукше Симона и Слове о Никите
Затворнике Поликарпа и, следовательно, преподобный Кукша умер в 1141 г. (см.:
Материалы для истории Орловского края // Орловские епархиальные ведомости. 1866. № 2. С. 155-156; Goetz L. K. Das
Kiever Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands. Passau,
1904. S. 79-80). Но это возможно лишь при допущении, что игумену Пимену ко времени
смерти было не менее ста лет: судя по упоминанию его имени в рассказе о Никите
Затворнике, к 1078 г. Пимен был уже старше большинства печерских иноков. А это
кажется слишком маловероятным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |