Курсовая работа: Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")
Многие другие энциклопедии и
справочники, касающиеся интересующего нас вопроса, также начинаются с подобного
пассажа. Приводя доказательства от обратного, авторы статей сначала заявляют,
что нет ничего более отдаленного от фантастики, чем религия, а затем
опровергают это утверждение огромным количеством неоспоримых аргументов.
Во времена язычества, например,
люди наделяли явления природы и окружающие их предметы теми качествами, которые
делали их одухотворенными, живыми. Именно тогда, когда несуществующие духи
завладели умами и воображением людей, и появились зачатки фантастики, люди
начали думать о загробной жизни, о том, что их ждет после смерти.
В Древнем Египте вся культура
была основана на том фантастическом допущении, что земное существование
человека - это всего лишь подготовка к будущей жизни после смерти. Египтяне
считали, что душа человека во время сна отделяется от тела и летает по миру.
После смерти человека его душа некоторое время живет в его посмертном портрете
и чтобы душа не ошиблась и не промахнулась, портрет должен быть обязательно
точной копией оригинала. Именно так появился знаменитый портрет царицы
Нефертити.
Центральной составляющей
мифологии Древней Греции является фантастика, о чем можно судить по следующему
примеру: "Вначале существовал вечный безграничный Хаос. В нем заключался
источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные
боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли - Гея..." [4]. Кентавр Харон и
трехглавый пес Цербер, Медуза Горгона и козлоногий Пан - вот только некоторые
фантастические персонажи, населяющие древнегреческие мифы, а горгульи и химеры -
постоянные жители экстерьера средневековых соборов.
Мифология и религия, неся в себе
элементы фантастического, явились основой для создания таких великих
произведений искусства, как пирамиды в долине Гизе, храм Парфенон в Афинах и
собор Парижской Богоматери в Париже. Народное творчество всех стран изобилует
фантастическими персонажами и существами: тролли и валькирии, драконы и
русалки, гномы и орки, ведьмы и колдуны населяют сказочные истории народов
мира.
Все эти легенды и поверья наряду
с техническими и научными чудесами послужили основой фантастического жанра
литературы.
При исследовании истоков
фантастической литературы необходимо разобраться, что же представляет собой
данный жанр. Фантастика - в переводе с греческого означает "искусство
воображать, форма отображения действительности, окружающего мира, при которой
на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним
картина Вселенной. Может выражать своеобразное миросозерцание художника и целой
эпохи" [6].
Научная фантастика как жанр
появилась в начале XX века. Литературоведы считают, что полное оформление
научной фантастики как литературного жанра нужно относить к 20-м годам XX
столетия, хотя, конечно же, нельзя забывать о таких признанных
писателях-фантастах, как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Мэри Шелли, Роберт
Стивенсон, Марк Твен, Джонатан Свифт, Франсуа Рабле, Льюис Кэрролл, Брэм
Стокер, Артур Конан Дойль и Эдгар По. Но вышеназванных литературных деятелей
нужно рассматривать скорее как пионеров, которые способствовали выделению
научной фантастики в особое направление в литературе, в отдельный жанр.
Окончательное оформление жанра действительно приходится на двадцатые годы ХХ века,
когда Хьюго Гернсбек впервые начал выпускать специализированные журналы,
публиковавшие только фантастические и мистические истории. Немец-эмигрант,
изобретатель и издатель, Х. Гернсбек начал свою издательскую деятельность в
фантастике с основания журнала "Amazing Stories", который, впрочем,
просуществовал совсем недолго; позже он выпускал другие журналы, и по сей день
Х. Гернсбек считается отцом-основателем жанра научной фантастики (премия "Хьюго"
названа в его честь).
Важной вехой в становлении
фантастики как литературного жанра можно считать появление в 1937 г. в одном из
фантастических журналов нового редактора - Джона Кэмпбелла, который в
дальнейшем стал своеобразным меценатом, помогая молодым авторам только что
рожденного жанра. Он открыл многие имена, которые теперь считаются классиками
фантастики, а по некоторым данным, даже дарил свои идеи таким авторам, как
Роберт Хайнлайн, Альфред Ван-Вогт и Айзек Азимов.Д. Кэмпбелл был редактором
журнала "Astouding Science Fiction" ("Analog") в течение 35
лет, и это время вошло в историю как "золотой век" фантастики. За эти
годы он и сам написал немало хороших произведений, как под своим именем, так и
под псевдонимом.
Когда человечество, наконец,
взглянуло в сторону космоса и ученые начали вести космические исследования,
фантастика также обратила свое внимание в звездные дали. Именно тогда появились
"Марсианские хроники" Рэя Брэдбери, "Гражданин Галактики" и
"Имею скафандр - готов путешествовать" Роберта Хайнлайна, "Пересадочная
станция" Клиффорда Саймака, "Врата" Фредерика Пола и многие
другие известные произведения.
Постепенно люди поняли, что
космос - это не место для человечества, что путь к звездам не будет легким и
просто так, на прогулку, мы туда вряд ли сможем отправиться [6]. Космическая
тема постепенно перестала занимать умы писателей и читателей, что стимулировало
появление в Европе литературы экзистенциализма, которая повлияла и на тематику
фантастических произведений. "Когда-то кто-то сказал, что приход каждого
нового поколения чем-то напоминает вторжение орды варваров. К научной
фантастике это применимо не в последнюю очередь, ибо в ее радиоактивной теплице
чуть ли не через каждые пять лет вызревают новые поколения, с порога
заявляющие, что только они знают, как и о чем стоит писать. Старательный исследователь
может проследить эти волны вплоть до положившей всему начало банды Хьюго
Гернсбека из ученых и инженеров..." [11] (М. Суэнвик).
Если раньше писатели не
интересовались психологией своих героев, представляя, например, телепата,
совершенно не отличающимся психологически от обычного человека, то теперь
фантастическая литература рассматривала того же телепата как человека с
совершенно иной психикой и мировоззрением. Появились такие авторы, как Альфред
Бестер, Самюэл Дилени, Харлан Эллисон и многие другие, нарушившие табу на
описание сексуальных сцен, расизм, жестокость.
В восьмидесятых годах появилось
новое поколение писателей, которых условно назвали постмодернистами, но их
лагерь был неоднороден. Постмодернисты-гуманисты - Конни Уиллис, К.С. Робинсон,
Джон Кессел, Скотт Рассел Сандерс, Картер Шольц, Джеймс Патрик Келли - "пишут
грамотно, порой даже чересчур литературно, внимание свое сосредотачивают на
психологии персонажей - почему-то сплошь рефлексирующих и склонных к ошибкам,
возможности же фантастики используют для исследования больших философских
проблем, иногда религиозных по своей природе" [11] ; киберпанки - Уильям
Гибсон, Брюс Стерлинг, Грег Бир, Руди Ракер, Пат Кэдиган - "для их
фантастики характерны описания мира будущего, основанного на высоких
технологиях и широком применении компьютеров, чрезвычайно плотная, "сбитая"
проза и близость к панковским взглядам, включая антагонизм к любым властям и
яркие, изобретательные детали" [11].
Возникновение нового чуда
техники - компьютера - повлияло на все стороны человеческой жизни, и литература
не стала исключением, но особенное влияние всеобщая компьютеризация общества
оказала на литературу фантастическую. Поворотной точкой в оформлении нового
направления в фантастике, позднее названного киберпанком, стало изобретение в
середине 80-х годов глобальной сети интернет, основная идея которой - связь
всех компьютеров мира друг с другом - открыла писателям широкий простор для
воображения.
Сам термин киберпанк изобрел
писатель Брюс Бетке, он назвал так свой рассказ 1983 года, опубликованный в
альманахе "Amazing Stories".
В 1984 г. вышел роман Уильяма
Гибсона "Некромант", который считается классическим произведением
киберпанка, а сам У. Гибсон получил статус "гуру киберпанка". Действие
произведений киберпанка разворачивается в будущем, в котором царит всеобщая
информационная сеть. Человеческое тело в этих условиях изменяется, причем
разными способами - механическими, с помощью наркотиков и генной инженерии.
Центральная концепция любого произведения в жанре киберпанка - это концепция
виртуальной реальности. Сознание в этом мире может существовать отдельно от
тела, и сама реальность может представлять собой порождение какого-либо
сознания. Каждый, кто хоть раз читал произведение в стиле киберпанк или смотрел
фильм подобного рода (ярким примером может служить "Матрица" братьев
Вачовски), навсегда запомнил то ни с чем не сравнимое чувство необъяснимой
тревоги, какого-то почти первобытного страха перед неведомым.
Говоря о психологическом
воздействии литературы киберпанка, представляется возможным провести параллель
с литературой ужасов. Космический ужас появляется в качестве составного
элемента в самом раннем фольклоре всех народов, его легко увидеть в древних
балладах, хрониках и священных писаниях. Он был непременным атрибутом
продуманных колдовских ритуалов с вызыванием демонов и привидений, процветавших
с доисторических времен и достигших своего пика в Египте и у семитских народов.
Такие сочинения, как "Книга Еноха" или "Claviculae" Соломона
в достаточной степени иллюстрируют власть сверхъестественного над восточным
умом в давние времена, и на этом были основаны целые системы и традиции, эхо
которых дошло и до нашего столетия. Приметы трансцендентального ужаса очевидны
в классической литературе, но есть свидетельства его еще более сильного влияния
в балладной литературе, которая существовала параллельно, но исчезла за
неимением письменного варианта. Средневековье, укорененное в фантастической
тьме, подвигло ее на выражение себя; Восток и Запад были заняты сохранением и развитием
полученного ими темного наследства в виде случайного народного творчества и в
виде академически сформулированной магии и каббалы. На Востоке повествование о
сверхъестественном тяготело к пышности и веселью, которые превращали его в
нечто фантастическое. На Западе, где "мистический тевтон вышел из
северного черного леса, а кельт не забыл о странных жертвоприношениях в
друидских рощах" [5], атмосфера повествования приобрела невероятное
напряжение и убедительную серьезность, что удвоило силу воздействия тех ужасов,
на которые намекали и о которых говорили впрямую.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |