Курсовая работа: Основные тенденции современной русской поэзии (Кибиров, Лосев)
Термин "постмодернизм" имеет
различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически
подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста
комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и
эмоционально-этических представлений". Постмодернизм выступает как
характеристика определенного менталитета, специфического способа
мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х
годов ХХ в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен,
специфическое явление в философии и литературе.
В постмодернизме можно выделить два
категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип
айсберга", т.е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2)
ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового
читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной
жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми.
Таким образом в основном и реализуется
движение современной поэзии, хотя картина, очевидно, более сложная, о чем
свидетельствуют попытки ввести новые дефиниции и термины - от «метареализма»
(под этим названием выступают такие разные поэты, как А. Ерёменко, И. Жданов,
А. Парщиков), предложенного исследователем и теоретиком «новой волны» М.
Эпштейном, и до так называемого почвенного направления (Ю. Кузнецов, Н. Рубцов
и др.), обоснование которого находим в работах вологодского ученого В.
Баракова.
Не задаваясь целью представить
всеохватную картину движения поэзии начала XXI в. в ее сложности и
многообразии, выделим прежде всего основные, на наш взгляд, течения или
направления, отчетливо различные в восприятии современности и отношении к опыту
и традициям искусства прошлого. Так, обновление и развитие традиций
реалистической лирики хорошо видно в позднем творчестве В. Корнилова, А.
Кушнера, О. Чухонцева, а из поэтов русского зарубежья - у Ю. Кублановского, Н.
Горбаневской и др. Естественно, у каждого из них свое восприятие и образ
времени, свой художественный мир и поэтический язык. Однако есть и некие черты
общности, обусловленные ориентацией на реалистическую линию развития поэзии.
Наряду с поэтами, продолжающими, обновляющими
традиции русской классики и по преимуществу реалистической лирики, в наши дни
активно проявляется обращение к опыту поэтического авангарда, в частности в
творчестве А. Вознесенского, К. Кедрова, В. Сосноры и некоторых других.
Поиск новых возможностей слова на путях
постмодернизма обнаруживается уже в 1980-е гг. у «концептуалистов» (Д.А.
Пригов. Л. Рубинштейн), «иронистов» (Т. Кибиров, И. Иртеньев, Н. Искренко),
«метареалистов» (И. Жданов, А. Ерёменко, А. Парщиков), «куртуазных маньеристов»
(В. Степанцов, В. Пеленягре, Д. Быков и др.). Характер и степень новизны
поисков поэтов-постмодернистов, их обретений и утрат не могут быть оценены
однозначно. Нельзя закрывать глаза на обнаруживающуюся порой вторичность по
отношению к предшествующей поэзии, проявляющуюся по-разному - от усвоения
некоторых сторон эстетических программ футуристов, имажинистов,
поэтов-сатириконцев, прямого наследования опыта обериутов и до пародирования
штампов массового сознания советской эпохи, в частности запавших в память цитат,
песен, лозунгов 1930-х гг., как это имело место в стихах и поэмах
«концептуалистов» Д.А. Пригова, Л. Рубинштейна, «иронистов» Т. Кибирова, И.
Иртеньева и др.
В одной из первых крупных публикаций
поэтов «новой волны» - сборнике «Молодая Поэзия - 89: Стихи. Статьи. Тексты»
(М.. 1989), где были представлены произведения свыше 170 авторов. Д.А. Пригов
выступил одновременно в качестве историка, теоретика и практика поэтической
школы «концептуализма». В статье «Что надо знать» он, в частности, писал:
«Концептуализм в определенном смысле является неким зеркалом, поставленным
перед лицом русской культуры, в котором она впервые увидела себя как образ в
целом». И далее: «...концептуализм является последователем традиций авангарда,
возникшего... в начале века».
Примерно тогда же критик и теоретик
Михаил Эпштейн в книге «Парадоксы новизны» (1988) в ряду новых
художественно-стилевых течений в поэзии 1980-х гг. особо выделил
«концептуализм», связав его с одним из направлений современного западного
авангардизма в искусстве. В его толковании «концептуализм - это поэтика голых
понятий, самодовлеющих знаков, отвлеченных от той реальности, которую они вроде
бы призваны обозначать, поэтика схем и стереотипов... Концепт - это
опустошенная или извращенная идея, утратившая свое реальное наполнение и
вызывающая своей несообразностью осуждающий, гротескно-иронический эффект».
Для поэтов-концептуалистов в высшей
степени характерно обыгрывание и прямое пародирование речевых штампов
советского официоза. Как отмечает современная исследовательница Е.И. Белова:
«Предметом поэзии концептуалистов (Д. Пригова, Л. Рубинштейна. Вс. Некрасова и
др.) становятся стереотипные идеи, концепты, характерные для массового
сознания». И еще: «Поэт создает языковую маску, используя наиболее характерные для
«совка» стереотипные высказывания».
С середины 1980-х гг., а особенно - во
второй их половине, в рамках московского клуба «Поэзия» сложилась и ярко
заявила о себе группа поэтов-иронистов (Т. Кибиров, И. Иртеньев, Н. Искренко и
др.). В их творчестве ирония, неотделимая от юмора и словесной игры, вместе с
тем несла в себе острое ощущение горечи и боли от абсурдности человеческого
существования в современном мире и - конкретнее - в постсоветском пространстве.
Стихи и поэмы иронистов были отмечены широким использованием
интертекстуальности, центонности, пародирования и т.п. Но за всем этим
постоянно чувствовалось сугубо личностное начало, проникновенный авторский
лиризм, в частности и в особенности отчетливо проявившийся у Тимура Кибирова.
В последние годы вышел ряд книг видных
поэтов (Ивана Жданова, Ольги Седаковой, Елены Шварц и др.), которых обычно
связывают с теми или иными группами или течениями, употребляя при этом
термины-понятия «метареализм», «неоклассицизм» и т.п. Говоря о роли школ,
групп, течений для развития поэзии, нельзя нс признать, что при определенных
условиях они стимулируют поэтическую активность, сама их атмосфера способствует
творческому общению, интенсивности художнического поиска. И все же настоящая
поэзия - дело сугубо индивидуальное. На первом плане в ней всегда уникальная
творческая личность художника, свежесть его восприятия, особый строй
переживаний, неповторимый и цельный поэтический мир.
2. Особенности русской поэзии на примере некоторых поэтов
Тимур Кибиров (настоящее имя -
Тимур Юрьевич Запоев) родился 15 февраля 1955 года. Дебютировал в печати в
конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту и
концептуализму. Для Кибирова характерно пересмешничество, пародия, установка на
скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских,
идеологических или рекламных штампов. Практически все жанры, которые использует
Кибиров в своем творчестве, пародийно обыгрываются, отсюда возникает видимый
эффект внутреннего разрушения жанра. Однако Кибиров пародирует не жанры, но сам
тип лирического сознания, который в этих жанрах воплощался. Особенно часто им
деконструкции подвергается романтический тип сознания. Классицистическая традиция,
воплощенная в некоторых стихотворениях, связанных с жанром песни, также осмысляется
поэтом иронически.
Приведем пример подобного ироничного
вложения нового содержания в старый традиционный стиль сонета. Кибиров
использует для этого принципы деавтоматизированного письма (тавтологичность
стиля, интертекстуальность, игровая эстетика, авторефлексия, выход за границы
собственно литературы, ирония, пародийность, двойное кодирование). В сонетах
Тимура Кибирова из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» текст и метатекст
сосуществуют на совершенно равных правах:
Чтоб как-то структурировать любовь,
избрал я форму строгую сонета.
Катрена два и следом два терцета.
abba. Поэтому морковь
я тру тебе опять. Не прекословь! -
как Брюсов бы сказал. Морковка эта
полезнее котлеты и конфеты.
abba. И вот уже свекровь
какая-то (твоя, наверно) прется
в злосчастный стих. ccdc. Бороться
нет сил уж боле. Зря суровый Дант
не презирал сонета. Остается
dd, Сашура. Фант? Сервант? Сержант?
А может, бант? Нет, лучше бриллиант.
С точки зрения современного
стиховедения, введение в текст латинских буквенных обозначений, рассыпанных по
структурным уровням формы, не только создает метатекстовую игру, но и
трансформирует метро-ритмический строй стиха, заставляя учитывать при декламации
иррациональные гласные: «abэbэa... сэсэdэсэ». И использованная игра созвучиями
напоминает задание Незнайки найти рифму к слову «пакля» в книге Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей».
Все 20 текстов цикла Кибирова, каждый
по-своему, репродуцируют концептуалистский принцип раскрепощения сознания и
языка, виртуозно рассыпая перед читателем стилевые антиномии, комбинируя
реминисценции и парафразы: «Ну что, читать?.. У лукоморья дуб / зеленый... Да,
как в Шильково... златая... / ну золотая значит, вот такая, / как у меня
кольцо...» Причем связь между всеми текстами никоим образом не напоминает
пресловутый венок сонетов: в каждом из них, как в стансах, представлена
определенная тематическая вариация, намечающая общее движение лирического
сюжета. В таком виде сонет уже как бы и не совсем сонет, а скорее - лирическая
поэма, предметом описания которой является чадолюбие, а не любовная интенция,
чему свидетельством начало последнего сонета цикла:
Я лиру посвятил сюсюканью. Оно
мне кажется единственно возможной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |