рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века  
Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века

Таким приснилась герою коммунистическая Москва 2042 года. По крайней мере, так он себе ее представлял. Войнович – диссидентский писатель. Однако и он надеялся на самое лучшее: во сне представлял Москву солнечной, красивой, чистой

«Я предвкушал глоток свежего воздуха, но в нос мне шибанул запах, от которого я чуть не свалился с ног. Не буду описывать подробно, но пахло, как в давно не чищенном, но часто употребляемом нужнике. Во дворе змеей вилась длинная очередь к темно-зеленому киоску, и военные обоего пола, в основном нижние чины, дышали друг другу в затылки, держа в руках пластмассовые бидончики, старые кастрюли и ночные горшки. Над крышей киоска был водружен плакат в грубо сколоченной раме. Плакат изображал рабочего с лицом, выражавшим уверенный оптимизм. В мускулистой руке рабочий держал огромный горшок. Текст под плакатом гласил: «КТО СДАЕТ ПРОДУКТ ВТОРИЧНЫЙ, ТОТ СНАБЖАЕТСЯ ОТЛИЧНО»».

Реальность оказалась куда более отвратительной. Во дворе сдавали «продукт вторичный», в столовых кормили отвратительно, не было горячей воды, лифты не работали, по улицам ездили паровые машины, длинные штаны носить было нельзя, читать все, что написал не Гениалиссимус, тоже. К тому же по дорогам нельзя было проехать, а от внешнего мира Москву ограждала бетонная стена с пушками. Конечно, Войнович написал утопию, однако и его мнение очень интересно. Таковой должна быть, по мнению Войновича, Москва 2042 года.


Заключение

Москва, по мнению большинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни. Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Им пришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем, трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренных москвичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москву покончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.

В большинстве произведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский, бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейский Петербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом. Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в данной работе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех он произвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался с большей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой. Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно и богомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей. Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищей и барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся с древних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться со всеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и не привыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью в Москве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь, криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов. Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитров рынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москве и сейчас.

Обобщенный образ Москвы – город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни, криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозность Москвы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существования СССР, до революции или в 2042 году.


Список использованных источников и литературы

1)  Бунин И.А. «Темные аллеи». Рассказы и повести. Москва, «Профиздат», 2005

2)  Гиляровский В.А. «Москва и москвичи». Москва, «Правда», 1979

3)  Евтушенко Е.А. «Я прорвусь в двадцать первый век…». Москва, «Время», 2001

4)  Цветаева М.И. «Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения». Кишинев, «Лумина», 1988

5)  Есенин С.А. «Я московский озорной гуляка». Стихотворения. Москва, «Эксмо», 2006

6)  Шолохов М.А. «Тихий Дон». Том 1. Москва, «Эксмо», 2006

7)  Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Роман. Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2006

8)  Булгаков М.А. «Собачье сердце». Повесть. Москва, «Фолио», 2004

9)  Войнович В. «Москва 2042». Москва, «Эксмо», 2007

10)  Черный С. «Стихи и проза. Избранное». Екатеринбург, «У-Фактория», 2005

11)  Есенин С.А. «Я, Есенин Сергей…». Москва, «Эксмо», 2003

12)  Ерофеев В.В. «Москва - Петушки». Москва, «Вергиус», 2007

13)  Рыбаков А.Н. «Дети Арбата». Москва, «Терра», 2004

14)  Саакянц А. «Три Москвы Марины Цветаевой». Статья. Москва, «Московский рабочий», 1989


[1] Биография И. Бунина - www.hrono.info/biograf/bunin.html

[2] Е. Киселева. Примечания к книге «Москва и москвичи» стр.447 Москва, издательство «Правда» 1979

[3] Всемирный биографический энциклопедический словарь (стр. 848), Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2000 год.

[4] Алла Марченко – «Я пришел как суровый мастер…». Предисловие к сборнику С.Есенина «Я московский озорной гуляка» (стр. 5 – 6), издательство «Эксмо» Москва 2006

[5] Михаил Булгаков - www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/bulgakov/index.html

[6] Ерофеев, Венедикт Савельевич - www.krugosvet.ru/articles/68/1006837/1006837a1.htm

[7]Биография Е. Евтушенко - www.krugosvet.ru/articles/68/1006841/1006841a1.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4

рефераты
Новости