рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века  
Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века

Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра Мировой литературы и культуры

Курсовая работа

ОБРАЗЫ МОСКВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

Студента 1 курса

факультета МЖ Лугового С.Д.

Научный руководитель:

Митрофанова А.С.

Москва, 2008 г.


Содержание

Введение

1. Дореволюционная Москва

1.1 Иван Бунин

1.2 Владимир Гиляровский

1.3 Михаил Шолохов

1.4 Саша Черный

2. Советская Москва 1920 – 30-х гг.

2.1 Сергей Есенин

2.2 Михаил Булгаков

2.3 Марина Цветаева

2.4 Анатолий Рыбаков

3. Москва времен Н.С. Хрущева

3.1 Венедикт Ерофеев

3.2 Евгений Евтушенко

4. Будущее Москвы

4.1 Владимир Войнович

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Москва… Столица и самый населенный город Российской Федерации. Здесь находятся лучшие институты страны, крупнейшие офисы и фирмы, правительство, выставки и музеи, гипермаркеты. Это место заманивает своими яркими огнями, надеждами, ритмом жизни, деньгами. Однако все по-разному относятся к мегаполису. Те, кто никогда не был в Москве, мечтают сюда попасть, а часть живущих здесь, не знают, как отсюда вырваться. Каждый год сотни тысяч людей приезжают покорять Москву, и большинство не выдерживают ритма города и уезжают обратно ни с чем, кто-то связывается с криминалом, спивается, начинает употреблять наркотики, и лишь маленькой части приезжих удается добиться успеха. И это происходит не только в наше время. Так повелось с появления Московской Руси. Перенос столицы в Санкт-Петербург заставил на несколько веков практически забыть об азиатской купеческой Москве, однако октябрьская революция вернула все на прежние места: правительство и крупнейшие государственные деятели вновь оказались в московском кремле. Революция пролетариата, НЭП, индустриализация и коллективизация загнала в города огромное множество людей, которым нужно было где-то работать, жить, отдыхать, растить детей. Многие писатели XX века также не избежали этой участи. Они попали в предреволюционную, революционную или в сталинскую Москву. Мегаполис вновь стал политическим центром страны; теперь все решения принимались здесь. Все это в какой-то степени отразилось в творчестве писателей XX века. Описания Москвы в литературных произведениях зачастую совпадают с авторским восприятием Москвы.

Цель данной работы – собрать отрицательные и положительные описания и отзывы о Москве, связать их с биографиями авторов и получить общее представление о дореволюционной и советской Москве, узнать отношение к этому городу большинства писателей.


1. Дореволюционная Москва

1.1 Иван Бунин

Родился 10 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина у дореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянских гнезд.

Когда Бунину исполнилось три года, семье пришлось переехать в Елецкий уезд, где и прошло детство писателя. Первыми детскими впечатлениями юного Бунина стали рассказы матери, странников, дворовых, народные сказки, легенды и песни, исконная русская речь и среднерусская природа. Именно эти темы можно найти в произведениях писателя.

В 1881 году Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии, однако в 1886 году его отчислили за неявку с каникул. Примечательно, что он никогда не имел собственного дома и жил в чужих домах или отелях.

В 1906 году Бунин переехал в Москву, а в 1920 году эмигрировал из России во Францию, в Париж. Болезненная разлука с Родиной приводит к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Почти все, написанное им в это время – о былой России. За это время Бунин написал десять книг прозы: «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 писатель издает сборник рассказов «Темные аллеи» - лучшую книгу своей малой прозы.

В 1933 году Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Описания Москвы есть в сборнике рассказов «Темные аллеи». Образ барской Москвы предстает перед читателем в рассказе «Чистый понедельник». Молодой человек каждый день возит девушку обедать в рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», вечером – в театры, на концерты. Он дарит ей огромные букеты цветов, дорогие подарки, привозит редкие и популярные книги. Эта зимняя Москва прекрасна: «темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрее неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи – в сумраке уже видно было, как с шипением сыплются с проводов зеленые звезды, - оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющие прохожие». В Москве Бунина нет места трущобам и притонам, в отличие от Москвы Гиляровского, хотя события в обоих произведениях разворачиваются приблизительно в одно и то же время – перед революцией.

В повести «Митина любовь» Москва очень похожа на Москву из рассказа «Чистый понедельник». Единственное отличие в том, что главный герой Митя не так богат. Однако в Москве опять оживленно и многолюдно. Те же театры и концерты, те же литературные вечера, что и в «Чистом понедельнике».

Это богатая купеческая, религиозная Москва, в которой жизнь кипит круглосуточно, в которой нет бед и несчастий. Здесь всегда сытно, тепло и уютно[1].

1.2 Владимир Гиляровский

Москва – одна из центральных тем В.А. Гиляровского, писателя и журналиста. О Москве, ее жителях и быте В.А. Гиляровский писал с самого начала своего вступления на литературный путь. Много лет занимался он изучением трущоб и жизнью их обитателей.

Мысль создать книгу о прошлом Москвы возникла у В.А. Гиляровского в начале 20-х годов, когда на его глазах стали исчезать уничтожаемые Советской властью притоны нищеты – Хитровка, Грачевка, Аржановка.

В.А. Гиляровский на страницах периодической печати приветствует уничтожение этих трущоб и одновременно начинает писать книгу о старой Москве.

В 1926 году выходит первое издание «Москвы и москвичей». В книге всего пять глав: «Трущобы Хитрова рынка», «Сухаревка», «Московские трактиры», «Яма» и «Засидки». Затем к «Москве и москвичам» В.А. Гиляровский возвращается после выхода «Моих скитаний». Второе издание вышло в 1931 году и называлась «Записки москвича».

Но это была уже вновь написанная книга. Из первого издания в «Записки москвича» входила только одна глава – «Хитров рынок». В 1933 году Гиляровский сообщает, что собирается удвоить книжку «Москва и москвичи»[2].

Гиляровский описывает Москву в красках, со всеми ее достоинствами и недостатками. Дореволюционная Москва Гиляровского напоминает большую ночлежку, в которой люди останавливаются только на время. Конечно, Гиляровский описывает только самые криминальные и бедные районы Москвы, так как именно они представляют для журналиста и читателя наибольший интерес. Гиляровский чувствует себя в этой Москве как рыба в воде. Описание советской Москвы занимает не больше половины страницы в каждой главе. Например, снесли Хитров рынок – исчезли притоны, очистили Неглинку – перестало заливать площадь, снесли крепостную стену Китай-города – исчезла преступность в этом районе.

Описания дореволюционной Москвы ужасны: вонь, грязь, кабаки, притоны, вонючая Неглинка, общественные бани, протухший насквозь охотный ряд и все время темно или сумеречно. К тому же на каждом углу можно наткнуться на убийцу, проститутку, грабителя, карманника, шулера, нищего или на банду шпаны. Однако Гиляровскому нравится и такая Москва. В этом городе его дом.


1.3 Михаил Шолохов

Даже у этого писателя, предпочитавшего жить подальше от города, есть небольшое описание Москвы в романе «Тихий Дон».

Во время первой мировой войны Григорий Мелехов, получив ранение, попадает в глазную лечебницу доктора Снегирева. Он описывает небольшой московский сад, расположенный рядом с лечебницей: «Таких неуютных, стриженых садов много по окраинным переулкам Москвы, в них не отдыхает глаз от каменной тяжелой скуки города, и еще резче и больней вспоминается при взгляде на них дикое приволье леса… В погожие дни по дорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы».

Каменная, скучная, богомольная Москва…

1.4 Саша Черный

Настоящее имя и фамилия – Александр Михайлович Гликберг. Родился в 1880 году. Создал ироническую маску аполитичного интеллигентного обывателя, откликался на многие злободневные темы, высмеивал представителей разных политических партий. За свою жизнь выпустил два сборника стихов, «Разные мотивы» (1906) и «Сатиры и лирика» (1911), писал детские стихи, а в эмиграции написал книгу прозы «Солдатские сказки», которая была опубликована в 1933 году после его смерти[3].

«Руководство для гг., приезжающих в Москву» (1909) – одно из немногих его произведений, посвященных Москве, однако именно оно наиболее ярко характеризует дореволюционную Москву.

Это сатирическое произведение посвящено образу жизни Москвы. Построено в форме руководства или инструкции, состоящей из пятнадцати пунктов, для провинциала, приехавшего в Москву.

В графе «для какой надобности приехал?» нужно писать: «для пьянства». По мнению Черного, «это самый благонамеренный повод». Перед въездом в Москву нужно намазаться жидкостью от клопов и даже принять ее внутрь, «так как московские клопы залезают даже в горло. Перед многими московскими вратами нужно обнажать голову, но чтобы не ошибиться, нужно носить все время шляпу в руках». Питаться стоит в разных местах, но так как дают одно и то же, следует постоянно менять последовательность употребления блюд: завтрак начинать с селянки, обед - с кулебяки, а ужин – с расстегаев. Флиртовать можно в Оружейной палате, ухаживать там же, а расплачиваться за платную любовь уже в гостинице. Если носить с собой паспорт, то можно пить без страха. Если ты еврей, то нужно вложить в паспорт деньги и надеяться на Бога. С. Черный считает, что самое лучшее, что можно сделать в Москве – это прийти в Художественный театр, вызвать Станиславского и поцеловать ему руку.

Страницы: 1, 2, 3, 4

рефераты
Новости