Курсовая работа: Образы Москвы в русской литературе ХХ века
Царю Петру и вам, о царь,
хвала!
Но выше вас, цари,
колокола,
Пока они гремят из
синевы,
Неоспоримо первенство
Москвы...
Вскоре грянула революция
17-года и Москва изменилась. Она стала безучастной и окаменевшей к чувствам
лирической героини с ее страстями.
В этой Москве первых лет
революции было написано большое количество стихов: поэтесса по-прежнему жила,
любила, негодовала, радовалась, страдала, надеялась... В этих произведениях
Москва представлена покалеченной, беспомощной и униженной страдалицей с «жидким
звоном» колоколов.
Впрочем, Москва и в эту
пору была изменчива и многолика. В это тяжелое для всей страны время она стала
суровой. Ей стала безразлична судьба Цветаевой и ее двух маленьких дочек. Об
этой безразличной и голодной Москве поэтесса писала в дневниках и в письмах к
друзьям.
В 1921 году поэтесса
узнала, что ее муж, который во время гражданской войны воевал на стороне белой
армии, жив и решил ехать из Константинополя в Прагу. Она покидает Москву и едет
за ним. В ее последних стихах, написанных в этом городе до отъезда за границу,
возникала хмурая, застывшая и окаменевшая Москва. Это уже не родная Москва Цветаевой,
а весь залитый кровью людей город.
Вот они тесной стальной
когортой,
К самой кремлевской стене
приперты,
В ряд
Спят...
Но и этот город остается
любимым, хотя и одновременно ненавидимым.
Первородство - на
сиротство!
Не спокаюсь.
Велико твое дородство:
Отрекаюсь.
Тем как вдаль гляжу на
ближних -
Отрекаюсь.
Тем как твой топчу
булыжник -
Отрекаюсь...
Однако поэтесса так и не
смогла навсегда забыть о Родине…
В 1939 году Марина
Цветаева возвращается в СССР, в Москву. Москва предстала перед ней
негостеприимной, жестокой и властной. Этот город теперь забрал у нее все. У
поэтессы началась депрессия: у нее не было своего уютного жилья, мужа и дочь
арестовали, и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Теперь Цветаева днями
простаивала в очередях в тюрьму, чтобы передать посылки близким ей людям.
Москва мстила ей, мстила за то, что она когда-то решилась покинуть ее. В
августе 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
2.4 Анатолий Рыбаков
Роман
Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был задуман более четверти века тому назад как
широкое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чья
сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юность
проходила в атмосфере культа личности.
Место действия – «самый
большом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками». В доме живут,
учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и по
взглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок - сын
портного, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и Варя
Ивановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе Лена
Будягина. Её отец - член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталина
еще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны. На выбор
места действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: он
неоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самой
улице, на этом самом дворе.
Временные рамки романа:
ноябрь 1933 года - декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можно
прочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот год
жил народ, - в подавляющем большинстве, правда истории. Всего десять лет прошло
после смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями,
развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитет
генерального секретаря ЦК Сталина. На смену «ленинской гвардии» приходят новые
руководители «сталинской школы». В январе 1934 года собирается ХVII съезд ВКП/б, названный «съездом
победителей», а годы спустя об этом съезде будут говорить как о «съезде
расстрелянных». В такое сложное время развертывается действие романа.
«Слева - широкие окна
фабрик Свердлова и Ливерса, справа - Москва-река, впереди - стены Новодевичьего
монастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за ними
болота и дуга, Кочки и Лужники...» Эта цитата лучше всего показывает
контрастность Москвы тридцатых годов. Старая царская Москва еще не умерла, а
новая уже появилась на ее месте. В новой столице СССР, да и во всей стране
начались грандиозные стройки. Москва застраивается заводами, мостами,
вокзалами, учреждениями. Люди в этом городе, даже в одном доме, могут жить
совершенно разных классов: от рабочих до профессоров. К тому же в Москве
находится правительство. Сталин боится Москвы, ее жителей. Он негодует на
Кирова, который без опаски ходит по улицам Ленинграда и ездит в общественном
транспорте на работу. Москва теперь – город власти и подхалимов, бесправных и
всемогущих, сильных и слабых. И это, наверное, наиболее заметный контраст в
романе.
3. Москва
времен Н.С. Хрущева
3.1 Венедикт Ерофеев
Русский писатель. Родился
24 октября 1938 года на станции Пояконда Мурманской области. В 1939 году Отца, начальника
железнодорожной станции, репрессировали. Детство Ерофеев провел в городе
Кировске (Мурманская область) в детском доме. Окончания школы, в 1955 году
поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета.
В феврале 1957 году его отчислили за демонстративное непосещение занятий, и он
до конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была жизненным
принципом Ерофеева и творческим стимулом, который позднее приобрел характер
религиозного поиска, причем главными средствами поиска были нецензурная лексика
и советская действительность.
Самое значительное свое
произведение Ерофеев написал в 1969 году. С начала 1970-х годов оно получило
широкое хождение в «самиздате». Это прозаическое сочинение «Москва – Петушки».
В этом произведении главный герой от первого лица описывает его злополучное
путешествии в электричке в город Петушки. Герой оказывается внимательным наблюдателем
и соучастником бессмысленных пьяных разговоров, складывающихся в узнаваемый
образ жизни людей в бытовых условиях. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстранения
от действительности; поэтому она и приобрела такую популярность у всех слоев
населения[6].
«Все говорят: Кремль,
Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже
(тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с
запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало - и ни разу не видел
Кремля.
Вот и вчера опять не
увидел, - а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян
был: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки,
потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декохта люди ничего лучшего
еще не придумали».
Очнулся главный герой
поэмы в неизвестном московском подъезде, в таком же неизвестном подъезде он и
был убит. Ему удалось увидеть московский кремль один раз: он, незадолго до
своей гибели, удирал от бандитов и, выбежав на Красную площадь, был сильно
удивлен этим.
Герой поэмы ни одной
секунды не был трезв. В Москве он проснулся в подъезде и пошел опохмеляться на
Курский вокзал. В ресторане Курского вокзала продавщица нагрубила ему и вызвала
психиатрическую скорую помощь. К счастью для героя, его всего лишь выкинули из
ресторана. Ему надо, во что бы то ни стало, попасть в Петушки. В 120 километрах
от Москвы его ждут и любят, а в запутанной, пьяно-похмельной и грубой Москве он
никому не нужен.
3.2 Евгений
Евтушенко
Родился на станции Зима
Иркутской области 18 июля 1933 года в семье геологов. В Москве проходило
детство писателя, и там же с 1949 он начал печатать свои первые стихи. В
1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, но был исключен за
поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». Однако это не помешало ему в
1952 году стать самым молодым членом Союза писателей СССР. Евгений Евтушенко
прославился как советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер[7].
«Москва поверила моим
слезам» - одно название этого стихотворения говорит об отношении автора к
Москве. Автор вспоминает времена Великой Отечественной войны, битвы под
Москвой. Герой потерял карточку на хлеб и должен умереть с голоду, но добрая пожилая
женщина отдает ему карточку своего умершего мужа. Теперь он будет жить, он поверил
Москве и ее слезам.
Прошло много лет, война
давно закончилась, и герой опять «что-то» потерял, опять он надеется на веру
Москвы в слезы, но теперь он сомневается, поверит ли она. Он всей душой
надеется, что поверит. И это не удивительно. Ведь детство, юность и зрелость писателя
прошли в Москве. Это его родной город, он знает в нем каждую улицу, каждый дом.
Москва Евтушенко чистая,
солнечная, ласковая.
4. Будущее
Москвы
4.1 Владимир
Войнович
«Москва 2042» –
сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит в
будущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире.
Герой романа –
писатель-эмигрант Карцев – неожиданно получает возможность полететь в Москву
2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…
«Мы летели вдоль светлых
высоких зданий. Они напоминали мне некоторые небоскребы Нью-Йорка, но были
гораздо светлее и как бы воздушнее. Все они были соединены между собою
прозрачными галереями, в которых тоже росли пальмы и глицинии. Всюду слышался
смех детей и влюбленных. Навстречу нам так же легко, как мы, летели молодые и
румяные парни и девушки с одухотворенными лицами. Девушки все до одной были в
коротких теннисных юбочках, с загорелыми и стройными ногами. Они все ели
мороженое-пломбир и бросали на меня влюбленные взгляды, все желали меня, и я
желал тоже поговорить с ними о чем-то возвышенном. Люди вертелись на
установленных вдоль аллеи каруселях, качались на качелях и летали по воздуху на
каких-то оранжевых лодках. В небе парил длинный голубой транспарант, на котором
было написано: «НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ ЕСТЬ ОСНОВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
КАЖДОГО КОМУНЯНИНА». А еще всякие там фрукты и овощи, диковинные и
недиковинные, всякие апельсины, мандарины, артишоки, авокадо, бананы и ананасы.
И, само собой, разные вина, коньяки, водки, воды, соки, шипучие напитки и
всевозможные сорта пива в бутылках, в банках, в бочонках — словом, всяких
товаров, как у нас в штокдорфском супермаркете, ну, может, немножко поменьше.
Но у нас в супермаркете обычно хоть сколько-нибудь народу бывает (иной раз по
субботам и очередь скапливается человек до шести), а тут никто ничего не берет,
все идут мимо и на прилавки даже не смотрят. Только девушки хватают по дороге
пломбир или финики и со смехом летят себе дальше».
Страницы: 1, 2, 3, 4 |