Курсовая работа: Категория локальности в художественном тексте
Категория локальности как базовая категория науки, философии и культуры,
связанная с разного рода ассоциациями и сложным взаимодействием с другими
категориями, является функционально значимой и в лингвистическом плане.
Лексическое поле локальности многомерно, объемно. Его «организуют
упорядоченные классы, лексические парадигмы разного типа, структурирующие семантическое
поле по вертикали и по горизонтали» [9, с. 4].
Ядро лексического поля (его семантическую доминанту) образует лексическая
единица, выражающая общее инвариантное значение, – многозначное слово «место».
Реальное пространство как форма существования материи едино, но средства
его презентации в разных языках отличаются в концептуальном аспекте, т.е.
средства выражения локальности могут выступать материалом для выявления
языковой картины мира.
1.2
Пространство в художественном произведении
Писатель «отражает в создаваемом им произведении реальные
пространственно-временные связи, выстраивая параллельно реальному ряду свой,
перцептуальный, творит и новое – концептуальное – пространство, которое
становится формой осуществления авторской идеи» [22, с. 77].
Художественное пространство – одна из форм эстетической
действительности, творимой автором. Это диалектическое единство противоречий:
основанное на объективной связи пространственных характеристик
(реальных или возможных), оно субъективно, оно бесконечно и в то же время
конечно.
В тексте, отображаясь, преобразуются и носят особый характер общие
свойства реального пространства: протяженность,
непрерывность-прерывность, трехмерность – и частные свойства его: форма,
местоположение, расстояние, границы между различными системами. В конкретном
произведении на первый план может выступать и специально обыгрываться одно из
свойств пространства, см., например, геометризацию городского пространства в
романе А. Белого «Петербург» и использование в нем образов, связанных с
обозначением дискретных геометрических объектов (куб, квадрат, параллелепипед,
линия и др.): Там дома сливались кубами в планомерный, многоэтажный ряд…
Вдохновение овладевало душою сенатора, когда линию Невского
разрезал лакированный куб: там виднелась домовая нумерация…
Пространственные характеристики воссоздаваемых в тексте событий
преломляются сквозь призму восприятия автора (повествователя, персонажа).
В художественном тексте соответственно различаются пространство
повествователя (рассказчика) и пространство персонажей. Их взаимодействие
делает художественное пространство всего произведения многомерным, объемным и
лишенным однородности, в то же время доминирующим в плане создания целостности
текста и его внутреннего единства остается пространство повествователя,
подвижность точки зрения которого позволяет объединить разные ракурсы описания
и изображения.
Образ художественного пространства может носить разный характер в
зависимости от того, какая модель мира (времени и пространства) существует у писателя
или поэта.
Художественное пространство неразрывно связано с художественным
временем.
Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте
выражается в следующих основных аспектах:
1)
две
одновременные ситуации изображаются в произведении как пространственно раздвинутые,
соположенные (см., например, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого, «Белую гвардию» М. Булгакова);
2)
пространственная
точка зрения наблюдателя (персонажа или повествователя) является одновременно и
его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть как
статичной, так и подвижной (динамичной):…Вот и совсем выбрались на волю,
переехали мост, поднялись к шлагбауму – и глянула в глаза каменная, пустынная
дорога, смутно белеющая и убегающая и бесконечную даль… (И.А. Бунин.
Суходол);
3)
временному
смещению соответствует обычно пространственное смещение (так, переход к
настоящему повествователя в «Жизни Арсеньева» И.А. Бунина сопровождается
резким смещением пространственной позиции: Целая жизнь прошла с тех пор.
Россия, Орел, весна… И вот, Франция, Юг, средиземные зимние дни. Мы… уже давно
в чужой стране)',
4)
убыстрение
времени сопровождается сжатием пространства (см., например, романы Ф.М. Достоевского);
5)
напротив,
замедление времени может сопровождаться расширением пространства, отсюда,
например, детальные описания пространственных координат, места действия,
интерьера и пр.; течение времени передается посредством изменения
пространственных характеристик: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и
пространство осмысливается и измеряется временем. Так, в повести A.M. Горького «Детство», в
тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты,
точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени
отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из
Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне
дядья разделились… а дед купил себе большой интересный дом на Полевой; Дед
неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице;
7) одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и
пространственные характеристики, см., например:…обещались писать, никогда не
писали, все оборвалось навсегда, началась Россия, ссылки, вода к утру замерзала
в ведре, дети росли здоровые, пароход по Енисею бежал ярким июньским днем, и
потом был Питер, квартира на Лиговке, толпы людей во дворе Таврического, потом
фронт был три года, вагоны, митинги, пайки хлеба, Москва, «Альпийская Коза»,
потом Гнездниковский, голод, театры, работа в книжной экспедиции… (Ю. Трифонов.
Был летний полдень).
Для воплощения мотива движения времени регулярно используются
метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы, см., например: Вырастала
уходящая вниз длинная лестница из дней, о которых никак нельзя сказать:
«Прожиты». Они проходили вблизи, чуть задевая за плечи, и по ночам… отчетливо
видно было: зигзагом шли все одинаковые, плоские ступени (С.Н. Сергеев-Ценский.
Бабаев)
Осознание
взаимосвязи пространства-времени позволило выделить категорию хронотопа, отражающую
их единство. «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературе, – писал М.М. Бахтин, – мы будем
называть хронотопом (что значит в дословном переводе «время – пространство»)» [4, с. 234]. С точки зрения М.М. Бахтина,
хронотоп – формально-содержательная категория, которая имеет «существенное
жанровое значение… Хронотоп как формально-содержательная категория определяет
(в значительной мере) и образ человека в литературе» [4, с. 234]. Хронотоп имеет определенную структуру: на его
основе вычленяются сюжетообразующие мотивы – встреча, разлука и т.п. Обращение
к категории хронотопа позволяет построить определенную типологию
пространственно-временных характеристик, присущих тематическим жанрам: различаются,
например, идиллический хронотоп, который характеризуется единством места,
ритмической цикличностью времени, прикрепленностью жизни к месту – родному дому
и т.п., и авантюрный хронотоп, для которого характерен широкий пространственный
фон и время «случая». Художественное пространство, как и художественное время,
исторически изменчиво, что отражается в смене хронотопов и связано с изменением
концепции пространства-времени.
Например, в XX в. относительно стабильная
предметно-пространственная концепция сменяется нестабильной (см., например,
импрессионистическую текучесть пространства во времени). Смелое экспериментирование
со временем дополняется столь же смелым экспериментированием с пространством.
Так, романам «одного дня» часто соответствуют романы «замкнутого пространства».
В тексте одновременно могут совмещаться пространственная точка зрения «с
птичьего полета» и изображение локуса с конкретной позиции. Взаимодействие
временных планов сочетается с нарочитой пространственной неопределенностью.
Писатели часто обращаются к деформации пространства, что отражается в особом
характере речевых средств. Так, например, в романе К. Симона «Дороги
Фландрии» устранение точных временных и пространственных характеристик связано
с отказом от личных форм глагола и заменой их формами причастий настоящего
времени. Усложнение повествовательной структуры обусловливает множественность
пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие (см.,
например, произведения М. Булгакова, Ю. Домбровского и др.).
Одновременно в литературе XX в. усиливается
интерес к мифопоэтическим образам и мифопоэтической модели пространства-времени
(см., например, поэзию А. Блока, поэзию и прозу А. Белого,
произведения В. Хлебникова). Таким образом, «изменения концепции
времени-пространства в науке и в мировосприятии человека неразрывно связаны с
характером пространственно-временного континуума в произведениях литературы и
типами образов, воплощающих время и пространство» [22, с. 83].
Воспроизведение пространства в тексте определяется также
литературным направлением, к которому принадлежит автор: для натурализма,
например, стремящегося создать впечатление подлинной деятельности, характерны
детальные описания различных локальностей: улиц, площадей, домов и пр.
Остановимся теперь на методике описания пространственных отношений
в художественном тексте.
А.Ф. Тапина предлагает учитывать, что анализ пространственных
отношений в художественном произведении предполагает:
1)определение пространственной позиции автора
(повествователя) и тех персонажей, чья точка зрения представлена в тексте;
2)выявление характера этих позиций (динамическая – статичная;
сверху–снизу, с «птичьего полета» и пр.) в их связи с временной точкой зрения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |