Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе
И тоска бесконечных равнин,
- Светит – хоть кинься в воду.
Вот что видел я в резвую
юность, Я не хочу покоя
Что, любя, проклинал не
один. В синюю эту погоду.
1925 1925
Луна вносит в душу
лирического героя печаль, тоску и даже отчаяние, уносит его в мир воспоминаний
об ушедшей юности (сравни : «Тонкий лимонный лунный свет.// Сердцу приятно с
тихою болью// Что-нибудь вспомнить из ранних лет»).
Интересное прочтение
образа луны можно наблюдать в творчестве В.Маяковского, яркого
представителя футуризма. Он как представитель урбанистической поэзии принижает
этот образ. Это и неудивительно, ведь для футуристов природа – воплощение
старого косного порядка. Так, в своем стихотворении «Адище города» Маяковский
так изображает луну:
И тогда уже –
скомкав фонарей одеяла -
ночь излюбилась,
похабна и пьяна,
а за солнцами
улиц где-то ковыляла
никому не
нужная, дряблая луна.
Мы видим, что лирический
герой противопоставлен природе, он выступает как бунтарь и относится к природе
иронически. Поэт подчеркнуто «десакрализирует» луну, лишает её ореола
возвышенности, святости, обращаясь с ней предельно фамильярно, а подчас не
останавливается и перед бранными выражениями в её адрес: «луна, как дура // …//
блинорожие плоское» [Эпштейн 1990: 246].
Заключение
Итак, лунный пейзаж
является разновидностью пейзажа по источнику света. Лунным пейзажем будет
называться изображение незамкнутого пространства, освещаемого лунным светом.
Выбор автором именно лунного образа может говорить о его пессимистичном
миросозерцании (как например, у С.А.Есенина). Нами были отражены следующие
функции использования лунного пейзажа:
1.
Пояснение времени
и места событий – лунный пейзаж определяет ночное время суток действия.
2.
Пояснение состояния,
настроения героя с помощью психологической параллели или противопоставления –
чаще всего это лирическое настроение, заставляющее героя задуматься о смысле
жизни, о своем месте в этом мире, напускающее на героя ожидание чего-то
таинственного.
3.
Создание элегического
эмоционального тона – посредством включения лунного пейзажа автору удается
погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны. Эта функция ярко
представлена в лунных пейзажах Тургенева, Жуковского, Есенина и других.
4.
Выражение философских,
этических идей автора – так, Гоголь, изображая майскую ночь, желает показать
прекрасный поэтический мир украинской природы, а Маяковский, подчеркнуто снижая
лунный пейзаж, противопоставляет себя природе, которая в его глазах является
представительницей старого косного порядка.
5.
символическая
функция – луна может быть символом смерти (например, у А.П.Чехова), символом
несчастной любви и разлуки (у И.А.Бунина), символом темной страсти (тоже у
А.П.Чехова), символом вселенского зла (у Д.И.Мережковского), символом
идеального, небесного мира(у К.Д.Бальмонта, Вяч.Иванова) и т.д.
Лунный пейзаж является
составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи становится
аллегорической завязкой драматических событий, окутан тайной и мистикой.
Использование лунного пейзажа писателями-реалистами (А.П.Чехов, Н.В.Гоголь,
И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин) придает романтические черты их творчеству.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Введение в
литературоведение / под редакцией Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 1999.
2. Греков В.Н. Русская
фантастика / Из кн. Русская и советская фантастика.- М.: Правда, 1989.
3. Каплан И.Е. Анализ
произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя,
старшеклассника, абитуриента. – М.: Новая школа, 1997.
4. Катаев В.Б. Сложность
простоты: Рассказы и пьесы Чехова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и
абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
5. Минералов Ю.И. История
русской литературы 19 века (40-60-е годы): Учеб. пособие.- М.: Высш.шк., 2003.
6. Мифологический
словарь: Книга для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович.- М.:
Просвещение, 1985.
7. Михайлова М.В.
И.А.Бунин / из кн. Русская литература 19-20 веков: в 2т. Т.2: Русская
литература 20 века / Сост. и науч.ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. – М.: Аспект
Пресс, 2000.
8. Переверзев В.Ф. У
истоков русского реализма. – М.: Современник, 1989.
9. Семенко И.М. Жизнь и
поэзия Жуковского.: М., «Худож.лит.», 1975.
10. Словарь античности /
Под редакцией Р.И.Кузищина.- М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993.
11. Сохряков Ю.И.
Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской
литературы. – М.: Просвещение, 1990.
12. Шаталов С.Е.
Художественный мир И.С.Тургенева.: М., Изд-во «Наука», 1979.
13. Эпштейн М.Н.
«Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии:
Научн.-попул.- М.: Высш.шк., 1990.
|