Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе
Когда луна
сверкнет во мгле ночной
Своим серпом,
блистательным и нежным,
Моя душа
стремится в мир иной,
Пленяясь всем
далеким, всем безбрежным.
А Вячеслав Иванов
в одном из своих стихотворений, метафорично называя луну именем демонической
богини Гекаты, прямо называет её «двойником мира»:
Бледный затеплив ночник,
Зеркалом черным глухого агата
Так вызывает двойник
Мира – Геката.
Несколько по-иному
раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д.Мережковского. Луна у него
выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт
так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,//
Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того,
образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под
злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника,
«больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины
и вороны:
Луны
проклятый лик
Исполнен
злобной мощи…
К земле поник
тростник,
Больной,
сухой и тощий…
Вороны
хриплый крик
Из голой
слышен рощи.
А в небе –
тишина,
Как в
оскверненном храме…
Неудивительно, что в
литературе символика лунного образа так разнообразна. Ведь она своими корнями
связана с мифологией. А в мифологии луна играет очень неоднозначную роль, и
отношение людей к ней было противоречивое. С одной стороны владычица ночи –
колдунья, неспособная различать добро и зло. Но в то же время луна – извечный
символ женского материнского начала, первая помощница рожениц и молодых
матерей. Так, в западной (Древнегреческая и Древнеримская) мифологии мы
встретим различные ипостаси лунного божества. Это и Селена – богиня женственности,
и Артемида – символ девственной природы, непорочности, и Гера – богиня
материнства, супружества, и Персефона, символизирующая перерождение, магию, и
Геката – богиня тьмы и призраков, покровительница иллюзий и обманов. Поэтому,
например, интерпретации лунного образа в литературе как символа животной
страсти, символа смерти восходят к мифологическому образу луны типа Гекаты,
демонической богини, а как символа несчастной любви – к мифологическому образу
типа Селены, которая по мифам страдала от неразделенной любви [Мифологический
словарь: 129]
Необходимо помнить, что
в поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое
хотел передать поэт. Луна в художественных произведениях чаще используется для
создания элегического настроения, для погружения читателя в мир тоски, печали,
грез. Такое художественное решение часто используется во многих произведениях
романтиков. Зрелищность романтического противопоставления мира и идеального
героя высвечивается сумерками, умирающим огнем луны и звезд, благодаря которым
размываются границы действительности, погруженной в полутьму. Именно в такой
атмосфере к романтическому герою приходит уверенность в безбрежности
собственного существования, в отсутствии пределов между ним и бытием. Лунный пейзаж
задает тему вневременного пространства; это сфера нарождения стихий, личности
как самостоятельной субстанции, единственно могущей постигнуть глубинный смысл
мироздания. Луна, отражая бессознательное начало, не могла не использоваться
иррациональными в познании мира романтиками.
Так, создатель
романтического пейзажа с таинственным сумеречным колоритом, В.А.Жуковский
очень часто использует лунный образ. М.Н.Эпштейн говорит о нем: «Жуковский
открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию
поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался
непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский –
один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10
стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» своеобразнейшую
стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве» [Эпштейн
1990: 210]. Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и
воспоминаний:
Луны ущербной лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке
лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу
воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро
скрылась ты
С твоих блаженством и страданьем!
(Жуковский, Вечер)
Именно с луной поэт
связывает таинственность бытия, поэтому он часто использует по отношению к ней
эпитет «таинственная»:
Ему луна сквозь темный бор
Лампадой таинственной светит…
(Жуковский, Подробный отчет луне)
Чаще всего луна у
Жуковского встречается в элегиях, так как придает лирическому сюжету печальное,
унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян
светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. Так, в одном из
стихотворений лирический герой, обращаясь к месяцу, говорит:
Снова лес и дол покрыл
Блеск
туманный твой:
Он мне душу растворил
Сладкой тишиной…
(Жуковский, К месяцу)
«Сладкая тишина»,
подаренная лирическому герою созерцанием лунной ночи, отражает мироощущение
самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием
и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это
созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт, сумевший не только
воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – всё, то что
составляет её «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью
воспринимающего её человека» [Семенко 1975: 84].
Как уже говорилось выше,
особое место образ луны занимает в поэзии С.А.Есенина. Причем, как
отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает «месяц»
(18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» [Эпштейн 1990: 248]. На наш взгляд,
это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала,
чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно,
что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик:
За темной прядью
перелесиц, Время – мельница с крылом
В неколебимой синеве,
Опускает за селом
Ягненочек кудрявый – месяц Месяц
маятником в рожь
Гуляет в голубой
траве. Лить часов незримый дождь.
1916
1917
Ах, и сам я в чаще звонкой
Оглядись спокойным взором,
Увидал вчера в
тумане: Посмотри: во мгле сырой
Рыжий месяц жеребенком Месяц,
словно желтый ворон,
Запрягался в наши
сани. Кружит, вьется над землей.
1917 1925
Небо – как
колокол, Славь, мой стих, кто ревет и бесится
Месяц – язык,
Кто хоронит тоску в плече
Мать моя –
родина, Лошадиную морду месяца
Я –
большевик. Схватить за узду
лучей.
1918
1919
Месяц рогом облако бодает,
Чистит месяц в соломенной крыше
В голубой купается пыли.
Обоймленные синью рога.
В эту ночь никто не отгадает,
1917
Отчего кричали журавли.
1916
В образе же луны поэт больше
описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает
лирическому герою:
В деревянные крылья
окна Золото холодное луны,
Вместе с рамами в тонкие
шторы Запах олеандра и левкоя.
Вяжет взбалмошная луна Хорошо
бродить среди покоя
На полу кружевные узоры.
Голубой и ласковой страны.
1925 1925
Ах, луна влезает через раму, Синий туман.
Снеговое раздолье,
Свет такой, хоть выколи глаза… Тонкий лимонный
лунный свет.
Ставил я на пиковую даму, Сердцу
приятно с тихою болью
А сыграл бубнового
туза. Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
1925
1925
Неуютная жидкая лунность Ах,
у луны такое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |