рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе  
Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе

                    Когда луна сверкнет во мгле ночной

                    Своим серпом, блистательным и нежным,

                    Моя душа стремится в мир иной,

                    Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

А Вячеслав Иванов в одном из своих стихотворений, метафорично называя луну именем демонической богини Гекаты, прямо называет её «двойником мира»:

                                    Бледный затеплив ночник,

                                    Зеркалом черным глухого агата

                                    Так вызывает двойник

                                    Мира – Геката.

Несколько по-иному раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д.Мережковского. Луна у него выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,// Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и  вороны:

Луны проклятый лик

Исполнен злобной мощи…

К земле поник тростник,

Больной, сухой и тощий…

Вороны хриплый крик

Из голой слышен рощи.

А в небе – тишина,

Как в оскверненном храме…

Неудивительно, что в литературе символика лунного образа так разнообразна. Ведь она своими корнями связана с мифологией. А в мифологии луна играет очень неоднозначную роль, и отношение людей к ней было противоречивое. С одной стороны владычица ночи – колдунья, неспособная различать добро и зло. Но в то же время луна – извечный символ женского материнского начала, первая помощница рожениц и молодых матерей. Так, в западной (Древнегреческая и Древнеримская) мифологии мы встретим различные ипостаси лунного божества. Это и Селена – богиня женственности, и Артемида – символ девственной природы, непорочности, и Гера – богиня материнства, супружества, и Персефона, символизирующая перерождение, магию, и Геката – богиня тьмы и призраков, покровительница иллюзий и обманов. Поэтому, например,  интерпретации лунного образа в литературе как символа животной страсти, символа смерти восходят к мифологическому образу луны типа Гекаты, демонической богини, а как символа несчастной любви – к мифологическому образу типа Селены, которая по мифам страдала от неразделенной любви [Мифологический словарь: 129]

 Необходимо помнить, что в поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое хотел передать поэт. Луна в художественных произведениях чаще используется для создания элегического настроения, для погружения читателя в мир тоски, печали, грез. Такое художественное решение часто используется во многих произведениях романтиков. Зрелищность романтического противопоставления мира и идеального героя высвечивается сумерками, умирающим огнем луны и звезд, благодаря которым размываются границы действительности, погруженной в полутьму. Именно в такой атмосфере  к романтическому герою приходит уверенность в безбрежности собственного существования, в отсутствии пределов между ним и бытием. Лунный пейзаж задает тему вневременного пространства; это сфера нарождения стихий, личности как самостоятельной субстанции, единственно могущей постигнуть глубинный смысл мироздания. Луна, отражая бессознательное начало, не могла не использоваться иррациональными в познании мира романтиками.

Так, создатель романтического пейзажа с таинственным сумеречным колоритом, В.А.Жуковский очень часто использует лунный образ. М.Н.Эпштейн говорит о нем: «Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский – один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве» [Эпштейн 1990: 210]. Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и воспоминаний:

Луны ущербной лик встает из-за холмов

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоих блаженством и страданьем!

                                         (Жуковский, Вечер)

 Именно с луной поэт связывает таинственность бытия, поэтому он часто использует по отношению к ней эпитет «таинственная»:

                          Ему луна сквозь темный бор

                          Лампадой таинственной светит…

                                           (Жуковский, Подробный отчет  луне)

Чаще всего луна у Жуковского встречается в элегиях, так как придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. Так, в одном из стихотворений лирический герой, обращаясь к месяцу, говорит:

                           Снова лес и дол покрыл

                           Блеск туманный твой:

                           Он мне душу растворил

                           Сладкой тишиной

                                                    (Жуковский, К месяцу)

«Сладкая тишина», подаренная лирическому герою созерцанием лунной ночи, отражает мироощущение самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – всё, то что составляет её «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью воспринимающего её человека» [Семенко 1975: 84].

Как уже говорилось выше, особое место образ луны занимает в поэзии С.А.Есенина. Причем, как отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает «месяц» (18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» [Эпштейн 1990: 248]. На наш взгляд, это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик:

За темной прядью перелесиц,                          Время – мельница с крылом

В неколебимой синеве,                                              Опускает за селом

Ягненочек кудрявыймесяц                                    Месяц маятником в рожь

Гуляет в голубой траве.                                   Лить часов незримый дождь.

                                      1916                                                                  1917

Ах, и сам я в чаще звонкой                       Оглядись спокойным взором,

Увидал вчера в тумане:                                      Посмотри: во мгле сырой

Рыжий месяц жеребенком                         Месяц, словно желтый ворон,

Запрягался в наши сани.                                    Кружит, вьется над землей.

                                    1917                                                                         1925

Небо – как колокол,                             Славь, мой стих, кто ревет и бесится

Месяц – язык,                                                      Кто хоронит тоску в плече

Мать моя – родина,                                             Лошадиную морду месяца

Я – большевик.                                                    Схватить за узду лучей.

                         1918                                                                                   1919

Месяц рогом облако бодает,                 Чистит месяц в соломенной крыше

В голубой купается пыли.                           Обоймленные синью рога.

В эту ночь никто не отгадает,                                                                  1917

Отчего кричали журавли.

                                         1916

В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает лирическому герою:

В деревянные крылья окна                                     Золото холодное луны,

Вместе с рамами в тонкие шторы                       Запах олеандра и левкоя.

Вяжет взбалмошная луна                             Хорошо бродить среди покоя

На полу кружевные узоры.                            Голубой и ласковой страны.

                                 1925                                                                      1925

Ах, луна влезает через раму,                 Синий туман. Снеговое раздолье,

Свет такой, хоть выколи глаза…            Тонкий лимонный лунный свет.

Ставил я на пиковую даму,                     Сердцу приятно с тихою болью

А сыграл бубнового туза.               Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

                          1925                                                                              1925

Неуютная жидкая лунность                                         Ах, у луны такое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

рефераты
Новости