Курсовая работа: Функции лунного пейзажа в литературе
С поэтического пейзажа «задумавшегося
вечера» начинается повесть. В нем реальность тесно переплетена с вымыслом,
фантастикой, миром легенд. Завершается произведение на той же поэтической ноте:
…И чрез несколько
минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и
чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же
торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно
догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске;
но уже никто не упивался ими: все погрузилось в сон.
Таким образом, мы видим,
что ночной пейзаж обрамляет повесть, заключает ее действие в своеобразную
рамочную композицию, он наполняет поэзией характеры Левко и Ганны.
Образ луны в произведении
может быть символичен, то есть может выражать различные переносные смыслы.
Поскольку значений у символа множество, то и лунный пейзаж может иметь самые
различные интерпретации. Например, луна часто бывает символом смерти. Так, луна
как символ смерти часто встречается у А.П.Чехова. Лунный свет заливает
множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем,
умиротворением и неподвижностью, сходным с тем, что приносит смерть. За
рассказом о смерти Беликова в рассказе «Человек в футляре» следует
описание прекрасной сельской картины, залитой лунным светом, от которой веет
свежестью и покоем.
Была уже полночь.
Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё
было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится,
что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую
сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится
тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя,
она кротка, печальна, прекрасна, и, кажется, что и звёзды смотрят на неё
ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно (Чехов, Человек в футляре).
Чехов неслучайно здесь
употребляет слово «кажется», потому что внешнее благополучие и
отсутствие зла после смерти Беликова обманчиво. На самом деле со смертью
Беликова не исчезла футлярная жизнь, так как он не был ее единственным
представителем в городе. Жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не
разрешенная вполне», продолжалась.
И в самом деле,
Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько
еще будет! (Чехов,
Человек в футляре).
Луна освещает холодный
труп доктора Рагина в повести «Палата №6».
Там он лежал на столе
с открытыми глазами, и луна ночью освещала его (Чехов, Палата №6).
Главный герой умирает,
так автор наказывает его за безвольность, за нежелание бороться со злом.
«Сурово, мужественно осудил Чехов позиции общественной индифферентности, ведь
обломовское отношение доктора Рагина к жизни, его предельное равнодушие к людям
оказывается гибельным не только для его пациентов, но и для самого Рагина»
[Каплан 1997: 69].
Образ луны появляется и
до смерти Рагина: когда герой оказывается сам на месте своих больных. Она
является зловещим предзнаменованием, отражает чувство страха в душе героя.
Андрей Ефимыч отошел к
окну и посмотрел в поле. Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны
восходила холодная, багровая луна… «Вот она действительность!» -
подумал Андрей Ефимыч, и ему стало страшно. Были страшны и луна, и
тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе (Чехов, Палата №6).
Затем всё стихло. Жидкий
лунный свет шел сквозь решетки, и на полу лежала тень, похожая на сеть. Было
страшно (Чехов,
Палата №6).
Описание лунного пейзажа
в этой повести Чехова, а впрочем, и во всех других, очень лаконично, но Чехов
тем и отличается, что, используя только броские, эффектные детали, создает
впечатляющую картину природы. Об этом говорил сам Чехов: «В описаниях природы
надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по
прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина» [Сохряков: 47]. В данном
случае такими выразительными деталями являются «холодная, багровая луна»,
«жидкий лунный свет» - они наполнены яркой экспрессивной окраской и
рисуют перед нами действительно зловещую картину, которая точно изображает то,
что происходит в душе главного героя. Рагин чувствует ужас, так как прозрел и
понял, что вся действительность – тюрьма, он осознал свою вину перед людьми.
Оказавшись в палате, а не в уютном кабинете, в халате больного, а не в
вицмундире или фраке, он понял, что, «оказывается, нельзя презирать страдания;
равнодушие – страшно!» [Каплан 1997 : 73].
Но наиболее четко мысль о
родстве луны и смерти выражена в рассказе «Ионыч», когда Старцев видит
кладбищенский «мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его
колыбель», где «веет прощением, печалью и покоем» (Чехов, Ионыч).
Луна может выступать и в
качестве символа темной страсти. Так, луна у Чехова толкает к запретному
чувству, побуждает к неверности. В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с
Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг к другу, поражаясь
необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой.
Они гуляли и говорили
о том, как странно освещено море; вода была сиреневого цвета, такого
мягкого и теплого, и по ней от луны шла золотая полоса (Чехов, Дама с собачкой).
Ольга Ивановна из
рассказа «Попрыгунья», зачарованная в тихую лунную ночь решается на
измену мужу.
- Да, какая ночь! – прошептала она, глядя ему в глаза,
блестящие от слез, потом быстро оглянулась, обняла его и крепко поцеловала в
губы (Чехов,
Попрыгунья).
Неопытная Аня, героиня
рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на пути испорченной кокетки
лунной ночью.
Она вышла на
площадку , под лунный свет, и стала так, чтобы видели её всю в новом
великолепном платье и в шляпке... Заметив, что на неё смотрит Артынов, она кокетливо
прищурила глаза и заговорила громко по-французски, и оттого,
что её собственный голос звучал так прекрасно и что слышалась музыка и луна
отражалась в пруде, и оттого, что на неё жадно и с любопытством смотрел
Артынов…она вдруг почувствовала радость… (Чехов, Анна на шее).
Главная героиня – бедная
девушка, которая ради своей семьи выходит замуж за богатого человека, который
на самом деле ей гадок и противен. Сразу после свадьбы новоиспеченный муж везет
молодую жену на моление в монастырь, дабы показать ей , «что и в браке он
отдает первое место религии и нравственности». На вокзале Аня погружена в
тяжелые мысли о своей семье, но вдруг в лунном сиянии замечает на себе
заинтересованные взгляды мужчин и решает, что она непременно будет счастлива.
Именно в этом эпизоде происходит перелом в душе героини, она встает на путь
своего нравственного падения. Мы видим, как постепенно из непорочной чистой
девушки Аня превращается в бесстыдную светскую львицу.
Луна подогревает страсть
в Старцеве в рассказе «Ионыч». Им овладевают эротические фантазии.
…Старцев ждал, и точно
лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в
воображении поцелуи, объятия. Он посидел около памятника с полчаса, потом
прошелся по боковым аллеям, со шляпой в руке, поджидая и думая о том, сколько
здесь, в этих могилах, зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны,
которые любили, сгорали по ночам страстью, отдаваясь ласке… перед ним белели
уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые
стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось
тягостным (Чехов,
Ионыч).
У И.А.Бунина образ
луны чаще всего выступает в качестве символа несчастной любви. Так, в его
рассказе «Чистый понедельник» главный герой и его возлюбленная накануне
своего неожиданного расставания гуляют под полной луной. Луна предвещает им
разлуку, неслучайно у героини она вызывает ассоциации с черепом.
Дорогой молчала, клоня
голову от светлой лунной метели, летевшей навстречу. Полный месяц нырял
в облаках над Кремлём – «какой-то светящийся череп», - сказала она (Бунин, Чистый понедельник).
В рассказе «Чистый
понедельник» повторяется характерная «формула» сюжета всех рассказов Бунина о
любви – встреча мужчины и женщины, их быстрое сближение, ослепительная вспышка
чувств и неотвратимое расставание. Причем в этом рассказе расставание и несразу
понятно нам, оно кажется в начале странным и таинственным, ведь видимых причин
его нет. Но в этом то и особенность любви у Бунина, так как она всегда
трагична, обречена, ибо только расставшись герои, как считал Бунин, сохранят
эту любовь на всю жизнь. Для Бунина сфера любви – сфера неразгадываемой тайны,
невысказанности, непрозрачной смысловой глубины. «Любовь, - как писал один из
его современников, - всегда представлялась ему едва ли не самым значительным и
загадочным, что есть на свете» [Михайлова 2000: 58]. Лунный пейзаж в рассказе
дополнительно подчеркивает таинственность чувства двух любящих людей.
3 глава. Функции
лунного пейзажа в лирических произведениях
В лирических
произведениях пейзаж представлен скупее, чем в прозе. Но из-за этого возрастает
символическая нагрузка пейзажа. Особенно ярко эта функция отражена в поэзии
символистов.
Так, для К.Бальмонта,
как и для многих других символистов, луна является символом идеального мира,
мира мечты, красоты, творчества. Поэт окутывает образ луны дымкой тайны, воспевает
её печальную красоту: «Луна богата силою внушенья, // Вокруг нее всегда
витает тайна.//…//Своим лучом, лучом бледно-зеленым,// Она ласкает, странно
так волнуя,//…// Но, нас маня надеждой незабвенной,// Сама она уснула в
бледной дали,// Красавица тоски беспеременной,// Верховная владычица
печали!»(Бальмонт, Луна). Особенно четко связь луны и идеального мира
выделяется в его сонете «Лунный свет»:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |