Дипломная работа: Художественное время в поэзии В.А. Жуковского
Дипломная работа: Художественное время в поэзии В.А. Жуковского
Содержание
Введение ………………………………………………………………...……
3
Глава 1. Время души в лирике
Жуковского ………………………..……… 8
Глава 2. Историческое время в поэзии
Жуковского ……………….……. 33
Заключение ………………………………………………………….………
43
Примечания …………………………………………………………….…...
46
Библиография …………………………………………………...…………..
49
Введение
О творчестве В. А.
Жуковского на сегодняшний день написано немало научных работ, рассматривающих
его с разных точек зрения и изучающих достаточно различные аспекты. Все
исследователи безоговорочно подтверждают огромное значение творчества и всей
просветительской деятельности этого поэта для развития русского романтизма и
всей русской литературы в целом.
Вот что писал о нем В. Г.
Белинский: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской
литературе!.. Подвиг, которому награда – не простое упоминание в истории
отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род».[1]
В. Г. Белинский был одним
из первых известных русских критиков и исследователей, проанализировавших
творчество В. А. Жуковского, утверждавшим, что именно Жуковский «привел в
русскую поэзию романтизм <…> путем подражания и заимствования –
единственно возможного пути для литературы, не имевшей <…> корня в
общественной почве и истории своей страны».[2]
Позднее изучением
творчества В. А. Жуковского занимались: А. Н. Веселовский, Г. А. Гуковский, В.
В. Афанасьев, М. Бессараб, И. М. Семенко, В. И. Коровин, Р. В. Иезутитова, М.
Янушевич и др.
Книга А. Н. Веселовского
о В. А. Жуковском – это полное описание жизни и творчества поэта, анализ его лирики,
определение круга образов, наиболее характерных для В. А. Жуковского. Ю. Манн
утверждает, что А. Н. Веселовский «… открыл своей работой «Поэзия чувства и
сердечного воображения» собственно поэтическое изучение русского романтизма в
целом».[3]
Выводы, сделанные А. Н. Веселовским в ходе изучения творчества В. А.
Жуковского: «Поэзия Жуковского – это поэзия сентиментальной карамзинской эпохи,
прожившая на островах блаженных в ожидании будущего…».[4]
Биографизм признается А. Н. Веселовским одним из формообразующих моментов
поэтики. «Так сложилась из форм сентиментализма и ранних опытов сердца уныло
мечтательная, личная поэтика В. А. Жуковского»,[5]
- пишет он.
Г. А. Гуковский
однозначно считает В. А. Жуковского романтиком, в чьем творчестве романтизм
«углубился в характер». Исследователь изучает стиль В. А. Жуковского, понимая
под стилем широкий аспект элементов поэтики: и выбор предмета изображения,
отношение к моментам действия, характер интроспекции. Гуковский считает:
«Психологический романтизм Жуковского воспринимает весь мир через проблематику
интроспекции».[6]
И Веселовский и Гуковский
отмечают существование в лирике В. А. Жуковского слов-символов, знаков
состояния души, «cliché» –
как называет их А. Н. Веселовский.
И. ИМ. Семенко
анализирует творчество В. А. Жуковского с точки зрения развития романтизма в
целом в Европе. Она подчеркивает, что основной принцип романтической поэтики –
это дуализм – безысходный конфликт либо внешнего мира и личности, это одна
ветвь романтизма, либо внешнего и внутреннего мира, это вторая ветвь
романтизма, т. е. философское двоемирие. В. А. Жуковского она причисляла,
конечно, к представителям второй ветви.
Вот что пишет И. М.
Семенко: «Идеей двоемирия проникнуты и элегии и баллады и песни Жуковского.
Жуковский видит в образах природы присутствие тайной, мистической жизни, видит
«душу», с которой может общаться его душа… От романтического образа, сокрытого
под корой души, прямая линия ведет к Тютчеву».[7]
Работы В. В. Афанасьева,
Б. Зайцева, М. Бессараб, Р. В. Иезуитовой включают в себя много биографического
материала, раскрывающего не только душевные метания поэта, но и историческую
обстановку того времени.
Е. А. Маймин изучает
развитие романтизма в русской литературе и высоко оценивает значение творчества
В. А. Жуковского и его влияние на творчество многих русских поэтов.
Ю. Манн в своей работе
«Динамика русского романтизма» так говорит о дуализме В. А. Жуковского: «У
Жуковского часть сталкивается с целым, а неподвижное – с движущимся. С одной
стороны нечто дышащее, волнующее, т. е. живущее, с другой стороны длинная цепь
актов, обступившая живую стихию, стремление ее поймать… и заковать в слово или
определение».[8]
В. М. Жирмунский
анализирует стихи В. А. Жуковского с точки зрения интонации, музылккальности,
исследуя фонетику и лексику.
А. М. Гуревич восхищается
поэтом как величайшим певцом русской природы.
Помогают определить
характерные черты поэтики В. А. Жуковсокго, обозначить круг тем его лирики
такие работы как «Романтизм Жуковского» С. Е. Шаталова; «О лирике» Л. Я.
Гинзбург; «Учитель поэтов» Вл. Лазарева; «Портреты русских писателей» Ю.
Айхенвальда.
Исходя из
вышеперечисленного, следует сказать, что поэзия В. А. Жуковского как некая
цельная система достаточно ярко представлена в литературоведении. Вместе с тем,
отдельные ее элементы могут стать предметом специального анализа. В данной
работе это категория времени.
Категория времени все
чаще выдвигается на один из первых планов в литературоведческих исследованиях,
что обусловлено настоятельно ощущаемой в последнее время потребностью «более
глубокого изучения тех постоянных отношений и функций, которые обеспечивают
специфику художественной (в частности, литературной) действительности».[9]
Теоретические исследования
В. И. Чередниченко[10]
и Н. И. Джохадзе,[11]
рассматривает общие вопросы отражения категории времени в литературе на самых
различных примерах, В. А. Жуковский в этой работе лишь упоминается в ряду
других авторов.. Некоторым образом проблема времени в поэзии поэтов эпохи
романтизма поднимается такими исследователями, как В. Ванслов[12]
Ю. В. Манн,[13]
В. Э. Вацуро[14]
в контексте общего направления поэтов-романтиков, в том числе и В. А.
Жуковского. Вместе с тем, специального анализа творчества В. А. Жуковского в аспекте
проблемы художественного времени этими исследователями также не проводится.
И. А. Поплавская[15]
и Т. Розанова[16]
применительно к творчеству В. А. Жуковского рассматривают отдельные категории,
тесно соприкасающиеся с категорией времени – покоя и смерти, однако для выявления
своеобразия художественного времени в поэзии В. А. Жуковского это все же лишь
частные вопросы, на основе которых невозможно представить полную картину
отражения времени в творчестве поэта.
Таким образом, актуальность
и новизна нашей работы объясняются, во-первых, спецификой категории
времени в литературе, как одной из самых плодотворных литературоведческих
категорий и, во-вторых, отсутствием специальных работ по этой проблеме применительно
к творчеству В. А. Жуковского.
Этими соображениями
определяет цель дипломной работы, которая заключается в комплексном
изучении особенностей художественного и исторического времени в поэтических
произведениях В. А. Жуковского.
Для достижения поставленной
цели перед автором дипломного сочинения были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности
реализации художественного времени в поэзии В. А. Жуковского, выделив
существующие временные оппозиции;
2) проанализировать
личное время («время души») в лирике В. А. Жуковского;
3) рассмотреть, как
представлено в поэзии В. А. Жуковского историческое время.
Поставленными задачами
определяется и структура работы. Она состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и научно-справочного аппарата
проведенного исследования.
Предметом исследования является поэзия В. А.
Жуковского.
Объект исследования – литературная категория
художественного времени.
В работе использовались
историко-функциональный и структурно-семантический методы анализа.
Глава 1. Время души в лирике
Жуковского
Время — важнейшая для Жуковского категория, относительно
которой только и может быть виден человек.
Категория времени в поэзии имеет свою специфику. Время в
лирике особенно субъективно. Как правило, время в поэтических произведениях
передано, как личное. Чаще всего время в лирике не развернуто в подробную
картину, кроме случаев, когда время выступает как тема (например, в поэтических
размышлениях о скоротечности времени, смысле жизни, тщете бытия и т. д.)
Важнейшими составляющими этой категории в лирике
Жуковского являются понятия вечности, покоя, смерти и памяти, имеющие корни, с
одной стороны, в восприятии поэтом античного наследия, а с другой – его
христианским мировоззрением.
Античное восприятие
смерти глубоко повлияло на мировосприятие Жуковского. В статье «О меланхолии в
жизни и в поэзии» поэт писал: «Меланхолия – грустное чувство, объемлющее душу
при виде изменяемости и неверности благ житейских… Таким чувством была
проникнута светлая жизнь языческой древности, светлая, как украшенная жертва,
ведомая на заклание. Эта незаменяемость здешней жизни, раз утраченной, есть
характер древности и ее поэзии, эта незаменяемость есть источник глубокой
меланхолии, никогда не выражающейся в жизни, но всегда соприсутственной тайно,
зато весьма часто выражающейся в поэзии». Пример такой поэзии для Жуковского –
творчество Горация. «Антологическая» лирика самого Жуковского в какой-то мере
подражание поэтам эллинистической Греции, отразившим в своих стихах ощущение
уходящей жизни, неизбежности смерти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |