Сочинение: Тема любви в творчестве Владимира Маяковского
Сочинение: Тема любви в творчестве Владимира Маяковского
МОШИ
«Белоярская Школа – Интернат Среднего (Полного) Общего Образования»
Реферат на
тему:
ТЕМА ЛЮБВИ
В
ТВОРЧЕСТВЕ
В.В. МАЯКОВСКОГО
Автор: Усачева Анастасия
Сергеевна,
ученица 11 «А» класса
Руководитель: Евдокимова Алена
Александровна,
учитель русского языка и литературы
с. Белоярск,
2008 г.
Содержание:
I. Введение……………………………………………………………3 с.
II. Основная часть
2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского
………………5 с.
III. Заключение……………………………………………………....17
с.
IV. Список литературы……………………………………………..
19 с.
V. Приложение……………………………………………….………20
с.
Введение
Владимир Владимирович –
один из моих любимых поэтов. Маяковский – предтеча,
певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает
создаваемыми образами переживаемый им самим мир, свое мировоззрение. Творчество
поэтов всегда интересно. Изменяется человек, изменяется общество — появляются
те или иные стихи, отражающие его мысли, а значит и, так или иначе, общества, в
котором он живет. Поэтому биография поэта всегда помогает понять смысл его
произведений, посмотреть на мир, события его глазами.
Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти
два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно
обращают внимание на его гражданские и философские аспекты. Это вполне
закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта
революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше
и больше материалов, заставляющих по новому взглянуть на жизнь и
творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о
человеке, тем интереснее он мне становится его творчество. Настоящим
откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.
Тема личной
жизни известных писателей и поэтов всегда интригующая, потому что очень
интересно рассматривать их творчество в определенные моменты их жизни. В.
Маяковского долгое время считали поэтом, воспевающим революцию, советский
строй. Всю специфику его творчества в советской литературе связывали со
стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых футуристов. Своих
современников В.Маяковский поражал «своеобразием формы, оригинальностью
синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной вещностью образов, … жестокой
остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в
творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он хотел невозможного. Его
чувства были преувеличены… Люди и страсти в его сознании принимали грандиозные
очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной».
Цель моего
реферата:
рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
1) Изучить
биографию поэта.
2)Проанализировать
любовное творчество В.В. Маяковского.
Оценивая свой первый опыт
сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала
нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал
скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно… Написал
второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим
«социалистическим достоинством», бросил вовсе». Именно это своеобразное
стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение
поэтом в стихах темы любви.
Любовь. Неисчерпаемость
этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и
преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая
сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек.
И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а
потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно
быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость
сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии
наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей
суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы
разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра
выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Тема любви в
творчестве великих поэтов всегда актуальна, потому что она как ничто иное
позволяет так глубоко прочувствовать их внутренний мир и состояние души.
Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом
для осмысления феномена любви.
Хотя ранняя русская
литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной
Европы, но в конце XIX – начале XX века тема любви врывается в русскую
литературу с вулканической энергией. За несколько десятилетий в России о любви
пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается
интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Я хотела бы остановиться, к
сожалению, только на одном из них – Владимире Владимировиче Маяковском.
Глубину своей
любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не
радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней
нежностью выстелить твой уходящий свет».
1. Тема любви в
творчестве Маяковского В.В.
О
любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее
разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего».
Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах,
даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире
любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии,
строю и т.п.
Против обывательщины в любви, о личном в отношениях людей В.Маяковский говорит
и в стихах 1915 г. Например, в стихотворении «Военно-морская любовь» поэт
описывает любовь миноносца и миноносочки с печальным финалом. После
вмешательства «медноголосины» в отношения любящих сердец, после удара по ребру
миноносьему овдовела миноносица. Стихотворение отражает и личное понимание
автора, выступление против мещанства в любви. Музой поэта считается Лиля Брик.
Ей он посвящал ранние лирические стихи (Лиличка! Вместо письма, 1916 г.):
И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
Кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа…
Глубину
своей любви, величину страданий поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни
один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней
нежностью выстелить твой уходящий свет».
Лиле
Брик посвящена поэма В.Маяковского «Облако в штанах». Познакомились они в 1914
г. Осип Брик, первый муж Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского.
Именно он издал «Облако в штанах» отдельной книжкой на свои деньги.
Биограф
Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое
чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля
действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его
поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и
«бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был
человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления
Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло
показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не
менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно
нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им,
успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила
ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала
талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.
Катанян
В.А., биограф В. Маяковского, собрал и опубликовал в 1993 г. В сборнике «Имя
этой теме: любовь» воспоминания женщин, близких Владимиру Владимировичу,
сыгравших более или менее заметную роль в жизни поэта. Среди них: Софья
Шамардина, Маруся Бурлюк, Эльза Триоле, ее сестра Лиля Брик, Наталья
Брюханенко, Наталья Рябова, Галина Катанян и Вероника Полонская, Елизавета
Зибер, Татьяна Яковлева. В.Маяковский влюблялся не один раз.
О
своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о
сущности любви». Любовь В.Маяковского готова сметать все преграды. Он
сравнивает ее со стихийным бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой»:
Нам
Любовь не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.
«Эмигрантка»
и «невозвращенка» - так говорили о Т.Яковлевой современники поэта. Эта история
любви полна трагизма. Лучший советский поэт может влюбиться в русскую
эмигрантку? Это не по-советски. Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней,
посвященные ей долгое время не публиковались. Отражая свое восхищение любимой
Маяковский писал:
Вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое чувство, он
посвятил ей поразительные по силе стихи:
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови...
Ревность,
жены, слезы...
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Что
касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге
«Горизонты поэзии» доказывает, что мотив возвышения любви пронизывает все
творчество поэта. Потому что не только поэт такого масштаба, но и любой
«человек не может «просто жить» и «просто любить». Ему нужно понять, осознать,
объяснить себе и другим, почему он живет и любит так, а не иначе…».
Страницы: 1, 2, 3, 4 |