Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"
В
" Войне и мире " создаются как бы два идейных центра : Кутузов и
Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с
окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны
русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной
" . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал в роли
захватчика , стремившегося поработить русский народ , он был косвенным убийцей
многих людей , эта мрачная деятельность и не давала ему , по мысли писателя ,
права на величие . Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного
гуманизма .Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко
отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за деталью ,
выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного и барски
изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . " Круглый живот
" , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея
", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми
плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона . При описании
утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает
разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора
Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " ,
" выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , "
толстые плечи " - все эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой
жизни , разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни .
Наполеон
был эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся
вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли интереса .
Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии
Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование для истории , его
актерство. Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было
ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене
любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к
портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть
история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом
выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую
нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь
искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для
истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона
, полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его
планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает
Наполеона и в ряде последующих эпизодов .
Накануне
Бородина Наполеон произносит : " Шахматы поставлены , игра начнётся завтра
" . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает :
" Игра началась " . Далее Толстой показывает , что эта " игра
" стоила жизни десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер
войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра
" , а жестокая необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался
принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа ,
вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над
родиной нависла угроза порабощения " .
На
борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой
считал , что роль отдельной личности в истории незначительна , что творят
историю миллионные массы простых людей . Тушин и Тихон Щербатый - типичные
представители русского народа , поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия
Дмитриевна Опульская писала о Тушине : " Толстой намеренно и много раз
подчёркивает невзрачность своего героя : " Небольшой сутуловатый человек ,
офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и
выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким
голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре
. - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький
человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд и из - под
маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем ,
что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе . Вслед за
нею - его грозный приказ : " Круши , ребята ! " , хотя выстрелы
заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано
про " слабый , тоненький , нерешительный голосок " . Однако солдаты ,
" как и всегда в батарейной роте , на две головы выше своего офицера и
вдвое шире его " ( " как всегда " - это Толстой видел на Кавказе
и в Севастополе ) - " все , как дети в затруднительном положении ,
смотрели на своего командира , и то выражение , которое было на его лице ,
неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания
происходит преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста ,
мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава
заканчивается неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях
подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа !
прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему
вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать
Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже торжественно : " Я
был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия
исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы обязаны более всего
действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой "
. Так из противоречий , из сочетания " малого " и " великого ",
скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины .
Нетрудно
видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем
же художественным законам ". Толстой создаёт яркий образ неутомимого
партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон
отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В
борьбе с французами он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен
рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со
шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом
француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть
художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы
олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и
со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие
. Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно
нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно
- он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать
" языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной
освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как загалдит . А
их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором
: что вы , мол , Христос с вами , - вскрикнул Тихон , размахнув и грозно
хмурясь , выставляя грудь " .
Народному
патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати , основная
цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм
московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели
русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в
толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были
присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно
ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр
заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант
" . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был " спасителем
отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди
приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом .
Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа
откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым ,
которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ".
Платон
Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " ,
патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств ,
которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и противоречивее, он
чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не
больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона " мысли
народной " .
Патриотизм
и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею
Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та
огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев
Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое
чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и
судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В
полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " ,
- писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении
людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа
зависит не от воли правителей , а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался
относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, "
туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " .
Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император
Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской
философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают
Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного
Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и лучше
" ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения к жизни
его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как
критерий в сознание Болконского " .
Страницы: 1, 2, 3 |