Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"
Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"
"Мысль народная" в "Войне и
мире"
В
1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война
и мир" .
Говоря
о своём романе , Толстой признавался , что в " Войне и мире " он
" любил мысль народную " . Автор поэтизирует простоту , доброту ,
нравственность народа . Толстой видит в народе источник нравственности ,
необходимой для всего общества . С . П . Бычков писал : " По мысли
Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их
патриотические чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И ,
напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем
непривлекательнее их моральные принципы ".
Лев
Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на
историю , поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий
нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих
философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический
процесс как сумму , складывающуюся из " бесчисленного количества людских
произволов " , то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий
выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может .
По
мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от
желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала :
" Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием
человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или
власть отдельных , пусть даже и " великих " исторических деятелей .
" Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти
нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих законов возможно только
тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека
, точно так же , как открытие законов движения планет стало возможно только
тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .
Перед
историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ... отыскание
законов " . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов ,
которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его
взгляду , участник исторического события не может знать ни смысла и значения ,
ни - тем более - результата совершаемых действий . В силу этого никто не может
разумно руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному ,
неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако внутренний ,
объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил
к осознанию этих закономерностей .
Кроме
того , в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко
подходил к определению действительных сил , руководивших событиями . Так ,
исход войны 1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и
недоступным человеческому пониманию фатумом , а " дубиной народной войны
" , действовавшей с " простотой " и " целесообразностью
" .
Народ
у Толстого выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не
герои и полководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё
ценное в материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и героическое
. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере
войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми ,
кто находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны 1805 года
Толстой выступает как писатель - пацифист , но при описании войны 1812 года
автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в
изображении Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов
мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное
мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву ,
" не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что "
решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё
добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не
досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено
французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких испытаний
для Отечества " делом народным " , всеобщим становится защита Родины
.
Все
герои романа проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным
чувством , готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к
Родине , патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его
полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет
сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего
войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить .
Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же
чувству , и даже не бессознательно , - просто они очень немногословны . "
Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день ,
говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от
батальонного командира Тимохина .
Пьер
Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов
солдат : " Всем народом навалиться хотят , одно слово - Москва . Один
конец сделать хотят " . Солдаты выражают уверенность в победе , готовность
умереть за Родину . В романе " Война и мир " Толстой описывает войну
1812 года лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв
писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части
вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце романа не переходит за
пределы Русской земли . Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов
, ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова .
Дальше этот народный герой " не нужен " .
Толстой
в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию
оборонительной войны ... Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и
скромен . Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые
, Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее
, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле :
он , естественно , в силу одного только этого своего деяния , будет горд ,
самоуверен , надменен , будет поизносить громкие и пустые фразы . Образ
вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением . Напротив ,
защитник отечества всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в
поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая
правда на его стороне , и этим определён его образ " .
По
Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий , бесполезно
пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во время Бородинской
битвы , от исхода которой многое зависело для русских , Кутузов " не делал
никаких распоряжений , а только соглашался или не соглашался на то , что
предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум
полководца , его мудрость .
Сказанное
подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского : " Он всё
выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не
помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее
и значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их ,
умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от
участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на другое ".
Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения
главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество пушек и
убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он следил за
этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти " .
Слитность
с народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом
исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост .
Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения
читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя
" . Он не хотел казаться великим человеком - он был им . Поведение
Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую слабость .
Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он
понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует сообразно этому.
Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы
подкрепляется тем , что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской
девочки Малаши .
С.
П. Бычков писал : " Толстой , с присущей ему огромной проницательностью
художника , правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера
великого русского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства ,
его любовь к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату .
Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об Александре I -
спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой
восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя
справедливой народной войны . Кутузов был связан с народом тесными духовными
узами , и в этом заключалась его сила как полководца . " Источник
необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о
Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе во всей
чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ
такими странными путями его , в немилости находящегося старика , выбрать ,
против воли царя , в представителя народной войны " .
Страницы: 1, 2, 3 |